Глава 8. Приятно ли для Бога исполнение заповеди, не последовательно по заповеди совершаемое?
1. По данному вопросу ясно, словно по некоторому правилу относительно всякого такого дела, мы научаемся в Ветхом Завете, где от лица Господа сказано: Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси; умолкни: к тебе обращение его, и ты тем обладаеши (Быт. 4:7) — не только не принимается то, что приносится незаконно, но и вменяется в грех принесшему таким образом. Подобное же и у апостола есть на примере человека — нерушимое и всеобщее правило благочестия, научающее всех: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2:5). Также вместе со многим страхом следует вспомнить Господа, высказавшего определение: Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф. 24:26). Ибо, говоря это, Он показал, что не поступающий так отпадает от блаженства, как из повествуемого и сказанного [об этом] в Ветхом и Новом Завете следует точно выучиться и удостовериться. А то, что не так, то [происходит] или вопреки [должному] месту, или вопреки времени, или вопреки лицу, или вопреки делу, или вопреки мере, или вопреки порядку, или вопреки расположению[43].
2. Рассмотрим же прежде то, что вопреки месту. Апостол, пользуясь установленными по обычаю правилами для более ясного представления и помощи слушателям относительно должного благочестия, говорит: Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь (1 Кор. 11:14) и последующее. Следовательно, и нам было бы полезно пользоваться установлениями природы[44] по отношению к необходимому для нынешней жизни. Еда и питие привязывают к жизни, но кто из разумных допустит есть или пить на торжище? Или кто станет сеять семена на камень или в море, чтобы погубить эти семена и не получить ожидаемых плодов? И многое можно было бы найти случающееся вопреки месту как опасное или порицаемое. И опять же, вспоминая апостола, говорящего: Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10:11), посмотрим, не связано ли узаконенное Богом для благочестия одно с другим, так что различие между ними сохранилось нерушимо. То [первое богопочитание [45]] было ограничено Иерусалимом, и совершающие вне его подвергались опасности; это же [второе] и большее и в самом Иерусалиме, а не в других местах, оно было установлено в поклонение Богу, и кроме как в храме и на жертвеннике не происходило[46], и никто не дерзнул бы его совершить в других местах Иерусалима, и даже в других местах храма для этого не было выделено место. Нам же47 заповедь запрещает совершать священнодейственные Таинства вопреки мес ту — в неосвященных местах, иначе налицо будет доказательство презрения к совершающему [48], многообразно несущего соблазн для другого к пробуждению какой-нибудь страсти через многочисленную и многоразличную немощь в совести (1 Кор. 8:7–12).
3. Если же кто скажет: «Что же апостол говорит: Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи (1 Тим. 2:8), и Господь на всяком месте дает власть поклонения, когда говорит: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу (Ин. 4:21)?» — на сие следует отвечать, что слова на всяком месте не подразумевают мест, отведенных для обычных человеческих нужд, а также нечистых и скверных дел, но [их нужно понимать в смысле] распространения [истинного богопочитания] от пределов Иерусалима во всякое [другое] место вселенной, по пророчеству о жертвах (Мал. 1:11)[49], заботливо выделенное Богом для священнодействия [сего] славного Таинства.
Ибо если мы и слышим, как пророк говорит: вы же священницы Господни наречетеся (Ис. 61:6), то [тем не менее] не станем присваивать себе таковое священство или власть совершать литургию, не будем принимать данную другому благодать и власть [по своему лишь произволу], но каждый из верных пусть пребывает в собственных пределах Божиего дарования, как и апостол, научая нас, обращается ко всем и говорит: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим,
представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12:1–2); [апостол] ясно различает подобающее каждому служение, запрещая вторгаться в чужое установление, когда говорит: По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил (Рим. 12:3). И через то, как разумно соотнесены друг с другом члены тела, он показывает, что также по воле Бога в любви Иисуса Христа благоустроены различные дарования. Ибо говорит: Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Хрис те, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении (Рим. 12:4–7) и так далее.
4. Если же мы, помогающие друг другу в достижении единой цели благоугождения Богу и имеющие общение друг с другом в любви Христовой, не преступаем свое место дарования, то не тем ли паче мы должны различать места святые от уготовленных для совершения чуждых и противных дел? Ибо из всего, упомянутого даже не из Богодухновенного Писания, но из таковых и более далеких примеров следует нам научаться, что действие, совершенное вопреки месту, не приводит к предлежащему замыслу, а извращает его.
Относительно того, что бывает вопреки времени, стоит выслушать Самого Господа Иисуса Христа, говорящего: Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа (Мф. 25:1–13).
5. Посему часто совершавшееся возвещение о Его Суде, весьма твердо и достоверно известное, теперь представлю и как высказанное в другом месте, [но] в том же самом смысле. Сказал же Сам Господь: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Гос поди! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы (Лк. 13:24–25). Потому [говорю вам] и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Мф. 24:44), и в других местах подобное сему.
Если же должно и апостола призвать в свидетельство, выслушаем его, как он вспоминает пророка (Ис. 49:8), говорящего: Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе (2 Кор. 6:2), а также и от себя добавляет: Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6:2), и опять-таки: Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6:10). Если есть нужда в другом свидетельстве, то вспомним Давида, говорящего: За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся (Пс. 31:6), и Соломона, по поводу времени определяющего: Всяческая… добра (суть) во время свое (Еккл. 3:11).
6. Вопреки лицу[50] мы узнаем в Ветхом Завете о Корее и дерзнувших вместе с ним прибегнуть к не данному им священству, как они навлекли на себя гнев [Божий] и обрели погибель ужаснейшую (Чис. 16:1–35). Мы научаемся от сего беречься и от Самого Господа, сказавшего Своим ученикам: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24), а женщине [хананеянке ответившего]: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26).
О том, что происходит вопреки делу, известно из Ветхого Завета: была дана заповедь приносить жертву от [животных] чистых, целых и беспорочных, но о не таковой приносимой жертве говорил Господь: Зане аще приведете слепо на жертву, не зло ли? и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? приведи е князю твоему, еда приимет е? еда приимет лице твое? (Мал. 1:8). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос, вспоминая пророчество Исаии против иудеев, говорит: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мк. 7:6–7).
И апостол свидетельствовал для совести иудеев, разбирая их праведность: Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:2–3).
Поэтому и апостол, чистосердечно помышляя о благоугождении Богу, вместе с истолкованием исполняемых им свыше праведных дел по Закону, прибавляет: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его (Флп. 3:8–10) и последующее. Из такового же и подобного сему он нас научает намного более хранить некогда установленное в благоугождение Богу учение Господа нашего Иисуса Христа, нежели человеческую праведность.
7. Насчет того, что бывает вопреки мере, как я полагаю, достаточно будет вспомнить Господа нашего Иисуса Христа, противопоставившего древней любви, когда было написано: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Лев. 19:18), Свою заповедь: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин. 13:34) и: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). И вообще обо всех делах праведности следует научаться
у Самого Господа, сказавшего: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20).
Бывает нечто вопреки порядку и последовательности — то, что должно быть на первом месте, кто-то стремится поставить на второе или на третье, а то, что на третьем месте установлено, думает сделать началом всего установленного. Ибо Господь заповедал сказавшему: все это сохранил я от юности моей (Мк. 10:20): пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим… и приходи, последуй за Мною, взяв крест (Мк. 10:21). И [будет вопреки порядку,] если кто-то того, кто ничего не исполнил из заповеданного, будет побуждать ко второму — последуй за Мною. И как снова говорит Господь: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24), — нужно следовать установленному; и опять же Господь вместе с многим прибавляет: всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14:33) — [имеется в виду тот, кто] прежде чем хранить предписанное [заповедями], возмечтает [о себе], что уже стал учеником. Посему необходимо хранить апостольское возвещение: все должно быть благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40).
8. Нечто происходит вопреки внутреннему расположению в случае, о котором было сказано Господом — о творящих милостыню или иное какое-либо праведное дело по страсти человекоугодия, для того, чтобы быть почитаемыми людьми: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою (Мф. 6:5). Еще же более строго сказано о тех, которые творят заповедь Божию по человеческим страстям[51]: так что исполняющий заповедь не по благочестию, но по человекоугодию или ради иного какого-либо наслаждения: или любостяжания, или житейской выгоды — не только отпадает от награды, но и оказывается достоин наказания. Таковых осуждает и апостол. Сам же Господь еще более строго осуждает таковых, говоря: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? (Мф. 7:22); мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты (Лк. 13:26); и тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:22–23).
Посему из этих и других мест ясно видно, что тот, кто, используя свои дарования, исполняет заповеди, но делает это не с теми расположением и целью, о которых учил Господь, говоря: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16), и Павел, глаголющий во Христе: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор. 10:31), исполняющий заповедь не по благочестию, но по человекоугодию или ради иного какого-либо наслаждения: или любостяжания, или житейской выгоды, — тот по справедливости услышит то, что [во осуждение таковых] ответил Господь.
Так что и апостол научает, говоря: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:1–3). А в другом месте более полно и строже говорит: Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Хрис товым (Гал. 1:10).
9. Если же ищешь свидетельства в Ветхом Завете в удостоверение такого осуждения, то вот что говорит Мосией: И возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея (Втор. 6:5); и возлюбиши ближняго своего яко сам себе: Аз Господь Бог ваш (Лев. 19:18). О том же добавляет и Господь, говоря: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40). Свидетельствует же и апостол, говоря: любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10). А то, что не остаются без наказания те, которые от этих и от иных добрых дел отступают, оказываются виновными и подлежащими наказанию, сам Моисей [буквально] вопия говорит: Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона сего, еже творити я. И рекут вси людие: буди (Втор. 27:26). Давид же говорит: Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь (Пс. 65:18), и в другом месте: Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их (Пс. 52:6). Итак, требуются многие заботы и попечения неусыпные, чтобы мы, исполняя заповедь, не совершили что-нибудь вопреки сказанному и [в конце концов] не только бы отпали от награды, но и заслужили бы страшное наказание.