Quot;И когда им говорят:, Идите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику' -, ты видишь, как лицемеры отвращаются от тебя стремительно".
(Женщины, 64).
9. БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА, МНОГОБОЖИЕ, СОМНЕНИЕ И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СПРАВЕДЛИВОСТИ УСТАНОВЛЕНИЙ ШАРИАТА:
Кроме того, Аллах Всеблагой и Всевышний отозвался о них следующим образом:
"И когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил между ними,- вот часть из них отвращается. А если бы у них была истина, то они пришли бы к Нему с покорностью. Разве в сердцах их болезнь или они впали в сомнение, или боятся, что Аллах и Его посланник утесняет их? Нет! Они сами несправедливыЕ"
(Свет, 47-49).
10. МНОГОБОЖИЕ:
И Аллах Всеблагой и Всевышний назвал их многобожниками, сказав:
"Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?"
(Совет, 20).
И таким же образом Всевышний отозвался о них, сказав:
Quot;Пусть берегутся те, которые нарушают Его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное".
(Свет, 63).
И под испытанием здесь подразумевается многобожие.
11. ПОДАРАЖАНИЕ НЕВЕРНЫМ И МНОГОБОЖНИКАМ:
Аллах отозвался о них как о подражателях, сказав:
"И когда скажут им: ,Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!' -, они говорят:, Нет, мы последуем за тем, на чем застали наших отцов'. А если бы их отцы ничего не понимали и не шли бы прямым путем?"
(Корова,165).
Таковы эпитеты и суждения, которые Аллах в Книге своей применяет по отношению к тем, кто отказывается от суждений,основанных на Его Книге и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, или обращается на суд к чему-либо помимо этого, мы же просим Аллаха Всеблагого и Всевышнего уберечь нас от зла их дел.
ГЛАВА,
В которой приводятся высказывания религиозных авторитетов прошлого и современности, объявлявших неверными тех, кто отказался от суда Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветсвует, и склонился к чему-то иному, а именно - к человеческим законам. (То есть к законам, устанавливаемым самими же людьми /независимо от того, идет ли речь об отдельном человеке или о группе людей/, которые основываются при этом только на собственных страстях, мнениях, желаниях и представлениях, даже если в эти законы оказываются включенными некоторые установления исламского шариата).
1. ШЕЙХ-УЛЬ-ИСЛАМ ИБН ТАЙМИЙЯ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ.
Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, говорит: "Нет сомнений в том, что неверным является тот, кто не видит необходимости в том, чтобы судить на основании ниспосланного Аллахом своему посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует. Неверным является и тот, кто позволяет себе вершить суд среди людей с помощью того, что лично он считает справедливым, не следуя тому, что было ниспослано Аллахом. Поистине, нет такого народа, который не повелел бы судить по справедливости, однако справедливым в религии того или иного народа иногда считается то, что соответствует мнению представителей его знати. И даже многие из тех, кто относится к Исламу, судят с помощью своих обычаев, которые не были ниспосланы людям Аллахом, обращаясь, например, к обычаям, распространенным среди бедуинов, или выполняя приказания своих правителей. При этом они считают, что судить следует именно на основании подобных вещей, забывая о Коране и сунне, но это ведь и является неверным! Поистине, многие люди приняли Ислам, но они продолжают судить с помощью действующих среди них обычаев, придерживаться которых велят им их предводители. Однако если им известно о недопустимости руководствоваться суждениями, основанными на чем-либо помимо ниспосланного Аллахом, но они не придерживаются этого требования, а считают для себя возможным судить вопреки этому, значит такие люди являются неверными. Суждения на основании того, что было ниспослано Аллахом, являлись обязательными для пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следовательно, обязательными они являются и для всех тех, кто последовал за ним, а тот, кто не придерживается решений Аллаха и Его посланника, впал в неверие".
(Путь сунны пророка, 3/22).
2 . АЛЬ-ХАФИЗ ИБН КЯСИР, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ:
Давая свое толкование словам Всевышнего:
"Неужели суда времен неведения они хотят? Кто же лучше Аллаха как судья для народа, обладающего уверенностью? "-,
(Трапеза, 55).
Ибн Кясир пишет: "Аллах Всевышний выражает свое порицание тем, кто отказался от суда Аллаха, Судьи, охватывающего собой всякое благо и запрещающего всякое зло, и склонился к чему-то иному, например, к людским мнениям, собственным страстям или условным выражениям, принятым людьми самостоятельно и отсутствующими в законе Аллаха. К их числу относятся люди, жившие во времена неведения и руководствовавшиеся своими заблуждениями, которые стали для них законом под воздействием их страстей и собственных мнений. Это имеет отношение и к татарам, которые руководствуются установлениями, взятыми ими от своего правителя Чингизхана, который дал им так называемый "Ясак", представляющий собой книгу, где собраны различные заимствованные им у иудеев, христиан, мусульман и других людей законы. И многие из имеющихся там установлений являются не более чем выражением его собственных воззрений и страстей,
(Итак, по определению Ибн Кясира, "Ясак" представляет собой книгу, где собраны "различные заимствованные им у иудеев, христиан, мусульман и других людей законы. И многие из имеющихся там установлений являются не более чем выражением его собственных воззрений и страстей". Иначе говоря, "Ясак", если исходить из этого определения, и представляет собой пример такого закона, который установлен самим людьми).
Однако для его потомков "Ясак" стал соблюдаемым законом, который они предпочитают суждениям, основанным на Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует. Однако те из них, кто поступает таким образом, являются неверными, с которыми надо сражаться, пока они не вернуться к суду Аллаха и Его посланника и не станут обращаться ни к чему иному ни в малой, степени, ни в большой".
(Тафсир Ибн Кясира, 2/67).
3. ШЕЙХ АБД АР-РАХМАН БИН ХАСАН, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ:
Комментируя слова Аллаха Всевышнего:
"Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него.."-,
(Женщины, 63).
шейх сказал: "Призывающий к обращению на суд не к Аллаху и посланнику Его отказался от того, что принес с собой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отверг это, стал подчиняться кому-то помимо Аллаха и пошел наперекор тому велению Аллаха, которое принес с собой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и которое гласит:
"И суди между ними по тому, что ниспослал Аллах, и не следуй за их страстями, и берегись их, чтобы они не соблазнили тебя, уведя от части того, что ниспослал тебе Аллах"-,
(Трапеза, 54).
А также и другому велению Аллаха Всевышнего, сказавшего:
Quot;Но нет - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчиняется полностью".
(Женщины, 68).
А тот, кто идет наперекор тому, что повелел Аллах своему посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и начинает творить суд между людьми не на основании ниспосланного Аллахом или требовать этого от людей, идя на поводу у собственных страстей и желаний, на самом деле восстает против Ислама, даже если он и утверждает, что является правоверным. Однако, поистине, Аллах Всевышний выразил свое порицание тем, кто пожелает этого, и объявил ложными их утверждения о том, что они пришли к вере, употребив слово "утверждают", что и является отрицанием того, что они обладают верой, ибо слово "утверждают" как правило применяется по отношению к тем, кто выдвигают ложные притязания, а сам противоречит их требованиям и делает то, что несовместимо с их же собственными словами, и подтвержданием тому являются слова Аллаха:"...в то время как им приказано не веровать в него..."-, ведь неверие в тагута является одним из столпов единобожия, как сказано об этом в цитированном нами ниже аяте из суры "Корова". Поэтому не является единобожником тот, для кого этот столп не служит одной из основ, в то время как единобожие представляет собой основу веры, которая приводит в порядок все дела человека, расстраивающиеся в том случае, когда верой человек не обладает, как сказал об этом Аллах Всевышний:
"Кто не верует в тагута и верит в Аллаха, тот ухватился за надежную опору..."
(Корова, 257).
И Аллах Всевышний сказал так потому, что обращение на суд к тагуту подразумевает собой в него".
(Комментарий к "Книге единобожия", сс. 392-393).
4. ШЕЙХ МУХАММАД БИН ИБРАХИМ БИН АБД ал-ЛАТИФ, МУФТИЙ САУДОВСКОЙ АРАВИИ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ:
Шейх сказал: "Поистине, о большом и явном неверии человека свидетельствует то, что он приравнивает скверный закон к тому, что было ниспослано сердцу пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, Джибрилом, чтобы он стал увещевающим на ясном арабском языке и мог судить между мирами и в случае возникновения споров между людьми". Шейх сказал: "Аллах отверг возможность обладания верой теми лицемерами, которые пожелали обратиться на суд не к тому, что принес с собой посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо Всевышний сказал:
”Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, и они желают обращаться на суд к тагуту, в то время как им приказано не веровать в него, и сатана хочет сбить их с пути в далекое заблуждение?'
(Женщины, 63).
И, поистине, то, что Всемогущий и Великий использовал слово "утверждают", свидетельствует об объявлении ложными притязаний таких людей на обладение верой, ибо обращение на суд не к тому, что принес с собой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, абсолютно не может совмещаться в сердце раба с верой, поскольку одно противоречит собой другому. Что же касается слова "тайгут", то оно образовано от слова "тугйан", что означает "преступание границы дозволенного", и поэтому каждый из тех, кто судит не на основании того, что принес с собой посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, или обращается на суд не к тому, что принес с собой пророк, да благословит его Аллах и да благословит его Аллах и да приветствует, фактически предоставляет право судить тагуту или же обращается к нему на суд".
А после того, как шейх привел слова Аллаха Всевышнего:
"А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные"-,
(Трапеза, 48).
а также:
"А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, те - несправедливы",
(Трапеза, 49).
а также:
"А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те - распутники"-,
(Там же 51).
он сказал: "Посмотри же на то, как Всевышний отметил клеймом неверия, несправедливости и распутства судящих не по тому, что ниспослал Аллах, а ведь Аллах, слава Ему, не может назвать судящего не по тому, что ниспослал Аллах, неверным, если тот и в самом деле не является неверным, ибо такого человека действительно отличает абсолютное неверие, проявляющееся либо в его делах, либо в его убеждениях". Далее шейх говорит о видах неверия, проявляющегося в убеждениях людей:
ПЕРВЫЙ ВИД: отрицание судящим не по тому, что ниспослано Аллахом, правомочности решений Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.. Как сообщают, такого мнения придерживался Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, что же касается Ибн Джарира, то он считал, что в данном случае речь идет об отрицании ниспосланных Аллахом установлений шариата. И обладающие знанием единодушны в своем мнении относительно этого, а к числу бесспорных и незыблемых принципов для них относится то, что если человек отрицает одну из основ религии, или одну из ветвей ее, относительно которой высказано единодушное суждение, или решительно отвергает хотя бы одну букву из того, что принес с собой посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, значит он является неверным и неверие его таково, что оно ставит его вне религии Ислама.
ВТОРОЙ ВИД: Это тот случай, когда судящий не по тому, что ниспослал Аллах, не отрицает, что решение Аллаха и посланника Его является истиной, однако при этом такой человек считает, что решение кого-то иного лучше, совершеннее и универсальнее решения посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, для людей, нуждающихся в судье при возникновении споров между ними. И он может считать решение кого-то иного лучшим в абсолютном смысле слова или же с учетом новой ситуации и различных изменений, которые происходят с людьми с течением времени. Несомненно, что и это является неверием, ибо такой человек отдает предпочтение суждениям сотворенных суждению Мудрого и Славного, хотя суждения сотворенных представляют собой не более чем интеллектуальный мусор и отходы их измышлений.
ТРЕТИЙ ВИД: Это тот случай, когда человек не считает, что решение кого-то иного лучше решений Аллаха и Его посланника, но он приравнивает эти решения друг к другу. Этот вид подобен двум предыдущим, ибо человек, придерживающийся таких убеждений, также является неверным и неверие его таково, что оно ставит его вне религии Ислама, и это обусловлено фактом приравнивания сотворенного к Творцу, а также несогласием и противодействием словам Всемогущего и Великого, который сказал: