Quot;аль-иктисаду филь-и'тикад").
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Ответы на вопросы по книге "Достаточность в убеждениях"
quot;аль-иктисаду филь-и'тикад").
1. Абу Мухаммад 'Абдульгани ибн 'Абдульуахид ибн 'Али аль-Макдиси. Автор "аль-Камаль фи Асмаи ррижаль", "'Умдат уль-Ахкам" и др. Родился в Палестине (город Джамма'иль) в 541 году, практически всю жизнь прожил в Дамаске (Сирия), затем за свои саляфитские убеждения относительно имен и атрибутов Аллаха был выслан в Египет, где и скончался в 600 году.
2. Автор "Люм'а" – Абу Мухаммад 'Абдуллах ибн Ахмад Ибн Кудама аль-Макдиси. Он и автор "аль-иктисаду филь-и'тикад" две различные личности.
3. Убеждения относительно Имен и Атрибутов Аллаха более безупречны у автора "аль-Иктисад", что касается автора "Люм'а" (Блеск убеждений), то примерно три момента его книги попали под критику тех обладателей знания, которые жили в его время либо же позже.
4. Нет, за отсутствием довода. Но эти слова используются при сообщении об Аллахе (аль-ихбару 'ани Ллях).
5. Атрибут "аль-Бака" установлен, однако, имя "аль-Баки" не установлено достоверными контекстами, хоть и пришло в слабом хадисе от Абу Хурейры, в иснаде которого возможность тадлиса аль-Уалида ибн Муслима.
6. Атрибут "аль-'Изза" объединяет в себе сразу несколько значений: способность противиться и сопротивляться (аль-имтина'), мощь (аль-кууа), одолевание (аль-галяба) и принуждение (аль-кахр).
7. Да.
8. Направление на прямой путь (аль-хидая) бывает двух видов: 1. Хидаятуль иршад (т.е. указание на прямой путь) – этот вид направления не является отличительным свойством лишь Всевышнего Аллаха, но касается также посланников, а также призывающих к религии Аллаха, сказал Аллах: "Воистину, ты указываешь на прямой путь" (42: 52). 2. Хидаяту ттауфик (т.е. превращение неверующего в верующего) – этот вид направления является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха: "Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает". (2: 272), а также: "Воистину, ты не можешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает". (28: 56).
9. Глава об Именах Аллаха наиболее сужена, из каждого Имени берется Атрибут, но не наоборот, что способствует тому, что глава об Атрибутах шире главы об Именах. Глава о Действиях Всевышнего Аллаха еще шире, нежели глава об Атрибутах. А глава сообщения об Аллахе самая широкая из четырех глав.
10. "Саляфы" – это первые три поколения мусульман – сподвижники, их последователи и последователи последователей. Это наилучшие три поколения мусульман, по сообщению самого посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе от Ибн Мас'уда (Бухари и Муслим): "Лучшее поколение это мое поколение, затем те, кто за ним, затем те, кто за ним". Те же, кто пришли после них и следуют их дорогой, не называются саляфами (саляф), а называются саляфитами (саляфи).
11. Нет, имя "аль-Фард" не установлено достоверным контекстом, указание этого имени приходит в хадисе Джабира ибн 'Абдиллях, но в его иснаде сразу три болезни: 1. Мухаммад ибн Язид ар-Рифа'и – слабый единогласно 2. Мухаммад ибн Саиб аль-Кальби – лжец. 3. Абу Салих Базам вольноотпущенник Умму Хани – слабый, а его передача от Кальби – уровня сильной слабости. Но в контекстах установлено иное Имя Всевышнего, смысл которого схож с именем аль-фард, а это Имя "аль-Уитр", как это приходит в хадисе Абу Хурейры (Бухари и Муслим).
12. Смысл - вечный, не имеющий начала, которым описывался и описывается Всевышний всегда без начала и конца.
13. Нет, только Кораном и Сунной. Что касается единогласного мнения, то в этом вопросе оно принимается лишь если известен контекст, на котором оно было построено, и его достоверность, для того, чтобы была убежденность, что единогласное мнение неоспоримо. В итоге получается, что основой утверждения Имени или Атрибута является контекст Корана и Сунны. Что касается аналогии, то в вопросах об Именах и Атрибутах она не берется в расчет, даже если это будет аналогия: все качества, которые являются признаком совершенства у людей, Всевышний описывается ими тем более. Такая логика неправильна. И мы не говорим: храбрость – хорошее качество среди людей, значит, тем более, Всевышний описывается Атрибутом Храбрость или Именем Храбрый.
14. Его слова означают: У Атрибутов Всевышнего есть образы и сущность (кайфия), однако мы не говорим об этих образах и сущностях, так как не имеем об этом знания.
15. Это когда приверженцы заблудших течений делают разъяснение Атрибутов Всевышнего так, что результатом этого становится отмена Атрибута, как если говорят: под Ликом Аллаха имеется в виду не Лик как таковой, а милость, щедрость или Сущность Всевышнего. Подобное разъяснение является ложным. Это и есть разъяснение (тафсир), ведущее к аннулированию. Такое разъяснение на самом деле правильнее назвать искажением (тахриф), нежели разъяснением (тафсир).
16. Атрибут "аль-Истиуа" – смысл его в том, что после того, как Всевышний завершил творение небес, земли и того, что между ними – Он вознесся над Троном так, как подобает Его Величию, и не подобно тому, как это происходит у творений. Слово "аль-Истиуа" несет три значения, в которых нет разногласий – са'ада, 'аля, иртафа'а – все они переводятся как вознесся, возвысился. Также, некоторые из приверженцев Сунны говорят о том, что это слово несет также значение "истакарра" (утвердился), но это мнение попало под критику имама аз-Захаби, который сказал, что значение "утвердился" противоречит значению "возвысился", а шейх аль-Албани опроверг слова тех, кто говорил, что шейх уль-ислам Ибн Теймия подтверждал правильность этого значения (т.е. истакарра - утвердился).
17. "аль-Истиуа" – вознесение – это действие, а "аль-'Улю" – возвышенность – это Атрибут Сущностный (затий). Понятие "аль-Истиуа" – более узкое, а понятие "аль-'Улю" – более широкое. Вознесение – одно из доказательств возвышенности.
18. Что касается Корана, то в 7 местах, а что касается Сунны, то в двух хадисах: 1. От Абу Хурейры в тафсире имама ан-Насаи с хорошим иснадом. 2. От Катады ибн ан-Ну'мана в "Сунне" аль-Халляля с достоверным иснадом.
19. Глагол "Истауа" пришло в 4 смыслах: 1. Без предлогов – означает "стал полноценным, совершенным" - "Когда он достиг зрелости, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание". (28: 14). 2. с предлогом "иля" – "направился, обратился" – "Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами". (2: 29), а также: "Потом Он обратился к небу, которое было дымом…". (41: 11). 3. с предлогом "'аля" – возвысился, вознесся – "Милостивый вознесся над Троном. (20: 5). 4. С использованием частицы "уау" – значение "уравнялся, стал равным".
20. Достоверно установлено: 1) Всего существует семь (7) небес. 2) Расстояние между небесами равно 500 лет пути. 3) Расстояние между 7-ым небом и Престолом – равно 500 лет пути 4) Расстояние между Престолом и водой – равно 500 лет пути 5) Трон над водой 6) Всевышний над Троном (все предыдущее установлено в хадисе Ибн Мас'уда с его слов с хорошим иснадом у Дарими и Ибн Хузеймы). 7) 7 небес и 7 земель в Ладони Милостивого подобны зерну неразмолотого перца в ладони человека (с хорошим иснадом слова Ибн 'Аббаса у Табари в тафсире). 8) Всевышний держит свои Стопы на Престоле, а размер Трона не может представить никто из творений (с достоверным иснадом слова Ибн 'Аббаса у аль-Хакима).
Недостоверно: 1) 7 небес в сравнении с Престолом как 7 монет брошенных в щит (у Ибн Джарира в тафсире со слабым иснадом от Зейда ибн Асляма) 2) Престол в сравнении с Троном как железное колечко брошенное в пустыне (у Ибн Джарира в тафсире от Абу Зарра со слабым иснадом – в иснаде 'Абдуррахман ибн Зейд ибн Аслям – слабый, к тому же не слышал от Абу Зарра). 3) То, что Трон несут 8 огромных горных козлов 4) Толщина небес и воды над Престолом 500 лет пути - (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа - с очень слабым иснадом со слов аль-'Аббаса ибн 'Абдульмутталиба – в иснаде 'Абдуллах ибн 'Амира – его личность неизвестна, к тому же не установлено, что он слышал от Ахнафа ибн Кайса. Та же причина слабости у третьего пункта).
21. Первым был Джа'д ибн Дирхам, его убеждения перенял Джахм ибн Сафуан – глава джахмитов.
22. Нет, у нее 2 иснада: 1) в нем 2 неизвестных и один слабый 2) очень слабый иснад.
23. С достоверным от имама Малика и его шейха Раби'а ибн Аби 'Абдуррахмана. С недостоверным от жены пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Уммы Салямы (в иснаде Абу Кинана Мухаммад ибн Ашрас аль-Ансари – матрук, и Абу 'Умейр аль-ханафи – неизвестный).
24. аз-Захаби и Абу аль-Хасан аль-Аш'ари.
25. Мы можем описать что-либо при соблюдении одного из 4 условий: 1. Либо мы видели этот предмет 2. Либо мы видели то, что подобно этому 3. Либо мы видели то, что из этого же рода 4. Либо нам кто-то этот предмет описал. Что касается Атрибутов Всевышнего Аллаха, то мы не можем их описать, т.к. не соблюдается ни одно из 4 условий.
26. Да, так как этот вопрос задавал сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как это пришло в хадисе у Муслима со слов Му'ауии ибн аль-Хакама ас-Сулями.
27. Более 1000 доводов, более 20 видов, как об этом сказано в шархе Тахауи Ибн Абиль-'Изза.
28. Хадис Абу Са'ида аль-Худри (согласован), сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Неужели вы не доверяете мне, тогда как я доверенный Того, Кто над небесами, приходит ко мне откровение от Того, Кто над небесами по утрам и вечерам". Хадис Анаса ибн Малика (Бухари): "Зейнаб бинт Джахш говорила другим женам пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Вас выдали замуж ваши опекуны, а меня выдал замуж Сам Всевышний Аллах с высоты семи небес". Хадис Му'ауии ибн аль-Хакама ас-Сулями (Муслим), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его рабыню: "Где Аллах?" она ответила: "Над небесами", сказал: "А кто я?" она ответила: "Посланник Аллаха". Сказал: "Освободи ее, она верующая". Сказал имам Малик: "Аллах над небесами, а Его Знание везде, нет места, свободного от Его Знания" (иснад достоверный). Сказал 'Абдуллах ибн аль-Мубарак: "Мы знаем Нашего Господа, что Он над семью небесами, отделен от Своих творений, и не говорим так, как говорят джахмиты – Он здесь на земле".
29. В 11 аятах. Хадис Абу Мусы аль-Аш'ари, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Два рая из серебра их посуда и все, что в них, и два рая из золота их посуда и все, что в них. И нет преграды между людьми и тем, чтобы посмотреть на их Господа, кроме Покрывала Высокомерия на Его Лике в раю 'Аден". (согласован). Также со слов Абу Мусы: поведал нам посланник Аллаха о четырех вещах: поистине, Аллах не спит, и не пристало ему спать, удерживает справедливость, поднимаются к нему деяния ночи перед наступлением дня и деяния дня перед наступлением ночи. Его покрывало из света, если бы Он открыл его, то Свет Его Лика сжег бы все, что охватывает Его Взор". (Муслим).
30. Субутия – те Атрибуты, которые утверждаются Всевышнему Аллаху (как Лик, Руки, Глаза…), сальбия – те атрибуты, которые отрицаются от Всевышнего Аллаха (смерть, сон, слабость, глухота, слепота…).
31. Те Атрибуты, которые принадлежат Сущности Всевышнего и не отделяются от Него ни в коем случае – называются Атрибутами Сущностным (затия) – Лик, Руки, Глаза, Стопы… А те Атрибуты, которыми Всевышний описывается в одно время и не описывается в другое время, и эти Атрибуты связаны с желанием Аллаха – действенные (фи'лия) – нисходит на ближнее небо, говорит, придет в Судный День для Суда над творениями…
32. Всевышний нисходит на ближнее небо в последнюю треть каждой ночи так, как надлежит Его Величию, нисходит Он действительным нисхождением, у которого есть образ и сущность, но нам они неизвестны. Его нисхождение не подобно нисхождению творений.
33. Хадис Абу Хурейры (Бухари и Муслим), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Нисходит наш Господь на ближнее небо в последнюю треть каждой ночи и говорит: "Кто взывает ко Мне, Я отвечу ему, кто просит у Меня, Я ему дам, кто просит у Меня прощения, Я прощу его".
34. Названный выше риваят Абу Хурейры у Бухари и Муслима. Что касается иных риваятов, то в них приходит, что Всевышний нисходит после середины ночи, после первой трети ночи и т.п.
35. Т.е. мы утверждаем и подтверждаем Атрибуты Всевышнего без того, чтобы уподоблять эти Атрибуты качествам творений, и не говорим, что Руки Аллаха подобны рукам творений. Также мы говорим о совершенстве Атрибутов Всевышнего и об Их непричастности к недостатку, однако, последнее не приводит нас к аннулированию этих Атрибутов, говоря, например: "у Аллаха нет Рук, так как наличие Рук указывает на схожесть с творениями, что указывает на недостаток и слабость, поэтому мы аннулируем этот Атрибут". Эти слова неправильны, так как наше очищение Атрибутов Аллаха от недостатков не заставляет нас аннулировать эти Атрибуты, ни частично, ни полностью.
36. Это потому что тот, кто аннулирует Атрибуты Аллаха, делает это только потому, что считает, что их утверждение влечет за собой уподобление Всевышнего Его творениям. А тот, кто уподобляет Атрибуты Аллаха качествам творений – тот аннулирующий, т.к. этим уподоблением аннулирует совершенство Атрибутов Аллаха.
37. Снисхождение милости, мощи Аллаха, а также ангелов не ограничено последней третью ночи, также не ограничено ближним небом. К тому же ангел не может сказать: "кто просит у меня прощения, я прощу его", так как эти слова может сказать только Всевышний Аллах.
38. В хадисе 'Али ибн Аби Талиба (хороший у Ахмада) и Ибн Мас'уда (достоверный, также у Ахмада).
39. Книга имама ад-Даракутни "ан-Нузуль", книга шейх уль-ислама Ибн Теймии "Шарх ахадису ннузуль", книга Ибн аль-Кайима "Мухтасар Сауа'ик иль-мурсаля".
40. Не отвечаем на этот вопрос ни утвердительно, ни отрицательно, так как ни этот вопрос, ни ответ на него не пришел в священных контекстах.
41. Контекст получает название "контектса об атрибутах" если в этом аяте или хадисе что-либо приписывается Всевышнему Аллаху в форме "мудаф мудаф илейхи" (приписываемое и то, к чему приписывается) (Лик Аллаха, Руки Аллаха …). Но то, что приписывается к Аллаху, бывает двух видов: 1. Либо что-то смысловое (милость, гнев, щедрость, мощь…) – подобные контексты в большинстве своем являются контекстами атрибутов 2. Либо что-либо сущностное (Лик, Руки, Стопы, дом Аллаха, верблюдица Аллаха, раб Аллаха…). Что касается этого, то если приписываемая сущность способна существовать сама по себе (верблюдица, дом, раб), то этот контекст не из контекстов атрибутов, если же эта приписываемая сущность не способна существовать сама по себе (Лик, Руки, Стопы…), то этот контекст из контекстов атрибутов.
42. Слово "аль-Йяд" (рука) в состоянии приписывания к Аллаху пришло в контекстах в трех формах: 1. в единственном числе: "Благословен Тот, в Чьей Руке власть" (67: 1). 2) в двойственном числе: "Обе Его Руки распростерты", а также: "Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?" (38: 75). 3. во множественном числе: "Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют?" (36: 71).
Если приходит в единственном числе, это не мешает нам говорить, что Рук у Аллаха больше, чем одна. Если приходит во множественном числе, то в этом случае имеется ввиду две руки, а не много, так как в арабском языке если слово в двойственном числе приходит вместе с местоимением множественного или двойственного числа, то оно переделывается во множественную форму для облегчения произношения слова. Как пришло в аяте: "Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону" (66: 4). Здесь слово ваши сердца изначально пришло в двойственном числе, так как в начале говорится о двух людях ('Аише и Хафсе), а у двух людей, как известно, только два сердца, но для облегчения произношения, Всевышний сказал "ваши сердца" вместо "два ваших сердца", поставив слово сердце во множественное число.
43. Хадис Абу Хурейры у Бухари и Муслима, в котором говорится о диспуте пророков Адама и Мусы (мир им).
44. Так как про милость Аллаха и Его мощь не говорят в двойственном числе, так как Мощь у Аллаха одна, а милостей не счесть "Если вы станете считать милости Аллаха, то не пересчитаете их!" (16: 18).
45. Слова Аллаха: "Знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе". (5: 116). Хадис Абу Хурейры (Бухари и Муслим): "Если раб мой помянет Меня в своей душе, Я помяну его в Своей Душе".
46. Шейх уль-ислам Ибн Теймия считает, что под Атрибутом "ан-Нафс" (душа) имеется ввиду сама Сущность Всевышнего Аллаха, а не описание этой Сущности. Т.е. шейх уль-Ислам считает, что под Душой имеется ввиду Сам Аллах. А остальные обладатели знания (как Ибн Хузейма, Ибн Кудама, 'Абдульгани аль-Макдиси, шейх Мухаммад Аман аль-Джами, шейхи Усеймин, Фаузан) считают, что под душой имеется ввиду описание (атрибут) Сущности Аллаха, а не сама Сущность.
47. Мазхаб саляфов в этом вопросе утверждение того, что верующие увидят Аллаха на площади сбора в Судный День, а также в раю своими глазами, действительным видением, что не означает, что при видении они охватят Всевышнего своим взором.
48. Слово "ан-Назр" приходит в контекстах в трех формах: 1. С предлогом "иля" – несет смысл смотреть глазами "Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа". (75: 22-23). 2. с предлогом "фи" – размышлять "Неужели они не поразмышляют над царствием небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах?" (7: 185). 3. Без предлогов – ожидать "Неужели они ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явится твой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа?" (6: 158).
49. Сура 75: 22-23, как мы привели в прошлом ответе. Хадис Джарира ибн 'Абдиллях аль-Бажали (Бухари и Муслим): "Однажды ночью мы сидели с посланником Аллаха, после чего он посмотрел на лунную ночь, а ночь была ночью полнолуния, и сказал: "Поистине, вы увидите вашего Господа также, как видете сейчас эту луну". Хадис Сухейба (у Муслима), что посланник Аллаха сказал: "Когда обитатели рая войдут в рай, к ним обратятся: "Поистине, Всевышний обещает вам что-то, подобного чему вы еще не видели. Они скажут: "Что же это? Ведь Он уже обелил наши лица и удалил нас от огня и ввел нас в рай". Тогда Всевышний удалит покрывало со Своего Лика и верующие посмотрят на Него. Клянусь Аллахом, не давал им Аллах ничего более великого, чем возможность смотреть на Него. Затем прочитал: "Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)" (10: 26).
50. На площади сбора в Судный День (хадис Джарира) и в раю (хадис Сухейба).
51. Эта добавка слабая, выделились ею из общей группы (а их более 60 человек) Абу Шихаб аль-Асгар 'Абдураббихи ибн Нафи' аль-Кинани и Зейд ибн Аби Унейса. Мы привели эту добавку как пример на то, что даже если добавка не противоречит общему смыслу хадиса, имамы все равно выносят постановление о том, что она отколотая, несохраненная (шазза), и не называют ее достоверной или приемлемой просто потому, что она не противоречит общему смыслу хадиса.
52. 1. Тудаммуна (с удвоенной "м") – смысл – от слова индимам (прижимание) – т.е. вы будете смотреть на Аллаха без столпотворения и тесноты. 2. Тудамун (с одной "м") – от слова дайм – несправедливость – т.е. вы посмотрите на Аллаха без того, чтобы кто-либо причинил несправедливость другому. 3. Тударрун (с буквой "р") – от слова дарар – вред – т.е. вы посмотрите на Аллаха так, что никто не причинит друг другу вреда при этом.
53. Нет, по единогласному мнению приверженцев Сунны, более того всех остальных мусульман, кроме суфиев.
54. Неверующие не увидят единогласно, а лицемеры – есть разногласие, но те, кто говорит, что лицемеры увидят Аллаха, говорят, что увидят они Его в состоянии гнева и недовольства.
55. Нет.
56. Всевышний описан способностью говорить, как захочет и когда захочет. Он разговаривает действительным разговором, Слова Его из букв и звуков и несут значения и смыслы. Он разговаривает так, как подобает Его величию, и Его Разговор не подобен разговору творений. Его Слова возможно услышать тем, кого пожелает Аллах.
57. Т.е способность разговаривать у Всевышнего вечная, не имеющая начала и конца, и является Атрибутом Сущности, но каждое отдельное Слово, появляется при его высказывании. Как сказал Аллах: "Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь". (21: 2). Тоже самое можно сказать об остальных Атрибутах Действия Всевышнего.
58. Слова Аллаха: "Аллах вел разговор с Мусой (Моисеем)". (4: 164). Хадис 'Ади ибн Хатима (Бухари и Муслим): "Нет из вас ни одного, с кем Всевышний не заговорит в Судный День так, что между ним и Аллахом не будет переводчика". Хадис Джабира (хороший – Ибн Маджа), что после того, как в битве при Ухуде был убит 'Абдуллах ибн 'Амр ибн Харам, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "О Джабир! Не сообщить ли тебе, что сказал Аллах твоему отцу?". Сказал: "Сообщи". Сказал: "И до этого Аллах не разговаривал ни с кем, кроме как через покрывало, а с твоим отцом разговаривал без покрывала и посредника…".
59. 1. Внушением (ильхам) 2. Отправляя ангелов 3. Без посредников, но закрывая Свой Лик покрывалом. Довод: "Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый". (42: 51).
60. 1. Адам (хадис Абу Умамы аль-Бахили у Табарани и аль-Хакима, достоверный): "Пророком ли был Адам?" Сказал посланник Аллаха: "Да, Всевышний научил его и разговаривал с ним". 2. Муса (мир ему): "Аллах вел разговор с Мусой (Моисеем)". (4: 164). 3. Мухаммад (в ночь вознесения) 4. Джибриль 5. Тот из творений, разговаривать с кем пожелает Аллах.
61. Коран не все Слова Аллаха, а часть Его слов, но весь Коран Слова Аллаха.
62. Т.е голос, который мы слышим при слушании чтеца Корана – это голос чтеца, сотворенный Аллахом, но то, что он читает – Слова Аллаха, которые не сотворены.
63. Слова Аллаха: "Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха". (9: 6), а также: "Они хотят изменить Слово Аллаха". (48: 15).
64. "Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его". (15: 9), а также: "Воистину, это – Ниспослание от Господа миров". (26: 192).
65. "Напротив, это – ясные аяты в груди тех, кому даровано знание". (29: 49), а также хадис от Ибн Мас'уда (Бухари и Муслим), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Повторяйте Коран, ведь он уходит быстрее из сердец мужчин, чем верблюды из своих привязей".
66. "Клянусь Писанием, начертанным" (52: 2), а также: "Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании". (56: 77-78). Хадис от Ибн 'Умара (Бухари и Муслим), который сказал, что пророк запретил брать Коран с собой на землю врага из страха, что он попадет в руки врага.
67. Из того, что привел автор, все является слабым.
68. от 550.
69. "Коран – Слово Аллаха, от Него начался и к Нему вернется" – т.е. Это Слова Аллаха, которые Он высказал, и которые Он заберет в конце времен, и не останется в памяти людей ни одного аята, а в свитках Корана ни одной его буквы. Это выражение используется в довод на то, что Коран не сотворен, так как раз Он начался от Аллаха, т.е. это Слова Аллаха, значит это Его Атрибут, а Атрибуты Аллаха не сотворены. Это выражение достоверно установлено от 'Амра ибн Динара, который подтвердил, что это слова всех, кого он встретил, а встретил он множество сподвижников и последователей.
70. Слова Аллаха: "Однако исполнится Слово от Меня" (32: 13). А также слова Хаббаба ибн аль-Аратта: "Вы не приблизитесь к Аллаху чем-либо, ближе, чем приблизитесь чтением того, что вышло из Него" (Тирмизи – хороший).
71. Выражение "Коран – это высказывание о Словах Аллаха" – принадлежит аш'аритам. По их убеждениям Всевышний не разговаривает Словами, которые слышны и состоят из букв. Их убеждения заключаются в том, что Слова Аллаха это единая масса, которая не состоит из отдельных слов, если Всевышний желает ниспослать откровение, то внушает Джибрилю эту массу, и Джибриль уже высказывает ее при передаче откровения так, что если он выскажет ее на арабском языке, то получится Коран, если на иврите, то Тора и т.д. Исходя из этого, они говорят Коран – это не Слова Аллаха и высказывание о Словах Аллаха. А выражение "Коран – это рассказ Слов Аллаха" – принадлежит куллябитам, которые говорят, что когда Джибриль хочет передать Откровение, то рассказывает о нем, исходя из чего, Коран у них не Слова Аллаха, а рассказ Слов Аллаха.
72. Что касается достоверных доводов, то это все те суры, которые начинаются из отдельных букв, что указывает на то, что Коран это Слова Аллаха, состоящие из букв. Также хадис Абу Са'ида аль-Худри (у Абу Бакра аль-Ажурри) (что касается хадиса Сахля ибн Са'да, приведенного автором, то он слабый), в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывает о людях, которые будут четко выговаривать каждую букву Корана при чтении, но он не будет проходить у них ниже их глоток, т.е. не будет положительно влиять на них, и они не будут действовать по нему. Также асар, в котором говорится, что 'Али ибн Аби Талиб был спрошен о том, может ли человек в половом осквернении читать Коран, на что он ответил: "Нет, ни буквы". (Абу 'Убейд в "Фадаиль уль-Куран").
Что касается слабых доводов, то: хадис от Ибн Мас'уда: "Кто прочитает букву из Книги Аллаха, ему десять благих дел" (Тирмизи, хадис слабый, но достоверен со слов самого Ибн Мас'уда). Также то, как жена пророка описывала чтение посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и описала его как чтение с четким выговариванием каждой отдельной буквы (Абу Дауд, в иснаде Я'ля ибн Мамляк – неизвестный). Также слова Абу Бакра и 'Умара, о том, что любимее им читать Коран с соблюдением правил, чем выучить некоторые из его букв - (без иснада).
73. В этом вопросе два мнения. 1. смысл этих букв знает только Всевышний Аллах. 2. Всевышний начал эти суры с этих отдельных букв для того, чтобы бросить вызов многобожникам, слова которых состоят из этих же букв, но, несмотря на это, многобожники так и не смогли принести что-то подобное Корану. Второе мнение более правильное принадлежит шейх уль-исламу Ибн Теймии и еще целой группе обладателей знания.
74. В достоверности этого хадиса есть разногласия, и более достоверно, что этот хадис слабый. У него 3 иснада: 1. в нем аль-Касим ибн 'Абдульуахид аль-Макки – слабый и 'Абдуллах ибн Мухаммад ибн 'Акыль – слабый. 2. в нем Сулейм ибн Салих – личность его неивестна, а также в нем Ибн Саубан – передает отвергаемые хадисы. 3. в нем 'Умар ибн Субх ат-Тамими – лжец. Автор привел этот хадис, так как в нем утверждается то, что Всевышний говорит голосом.
75. Хадис Абу Са'ида аль-Худри, со слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Скажет Аллах: "О, Адам" Скажет: "Вот я перед Тобой, рад Тебе служить" Тогда воззовет голос: Аллах приказывает тебе вывести из твоего потомства группу для огня" (аль-Бухари), в другом риваяте Бухари: "И скажет Аллах: выведи из своего потомства группу для огня". Объединяя два этих риваята, получается, что голосом воззовет Всевышний Аллах. Хадис Ибн Мас'уда у Абу Дауда, (достоверный с его слов): "Когда Всевышний говорит откровением, слышат Его голос обитатели небес, словно удар цепи по камню, после чего все они падают ниц".
76. Слова Аллаха: "В тот день Мы скажем Геенне: «Заполнилась ли ты?» Она скажет: «Нет ли добавки?» (50: 30), а также: "Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле" (41: 11). А также хадис Джабира ибн Самура (Муслим): "Я знаю камень в Мекке, который приветствовал меня еще до пророчества, я узнаю его сейчас". Все эти доводы указывают на то, что произнесение слов не требует обязательного наличия рта, языка, нёба и т.п.
77. Т.е. некоторые явления, происходящие в бытие, могут казаться странными и нелогичными, как бедность праведников и богатство грешников и т.п. Мудрость многого из этого Всевышний скрыл от людей, поэтому не нужно вступать в логические размышления этих вопросов, не основываясь на доводы Корана и Сунны.
78. Рассуждение о причинах того или иного явления в бытие, которое кажется нелогичным.
79. Ма'бад ибн Халид аль-Джухани из Басры, как об этом сказано в Сахихе Муслима.
80. Приверженцам Сунны в вопросах предопределения противоречат кадариты и джабриты. Кадариты бывают двух групп: 1. Заблуждение которых доходит до неверия (говорят, что Всевышний не знает о том, что произойдет, кроме как после происхождения) 2. Заблудшие меньшим заблуждением (говорят, что Всевышний не предопределил то дурное, что происходит в бытие). К этой второй группе относятся му'тазилиты. Основой их заблуждения является то, что утверждение того, что Всевышний предопределил зло приводит, по их мнению, к слову о том, что Всевышний несправедлив. Джабриты тоже бывают двух групп: 1. Заблуждение которых доходит до неверия (отрицают то, что человек производит действия и даже его способность на произведение действий) 2. Заблудшие меньшим заблуждением (утверждают наличие способности производить действия у человека, но говорят, что она не имеет влияния, и что человек всего лишь орудие, которым Всевышний производит действия). К этой второй группе относятся аш'ариты. Основой их заблуждения является то, что утверждение того, что человек сам производит свои действия, приводит, по их мнению, к тому, что есть творец вместе с Аллахом.
81. "Исра" в арабском языке – значит движение в ночи, а в шариате – это перенесение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ночью из мечети Запретной к мечети Акса, душой и телом в состоянии бодрствования.
82. Ми'раж – это вознесение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к Всевышнему Аллаху ночью душой и телом в состоянии бодрствования.
83. Нет, на лошади Бирак было совершено лишь перенесение (Исра).
84. Да, в одну ночь, точная дата этого неизвестна, но это произошло после пророчества и до хиджры (по единогласному мнению).
85. Телом и душой, кто говорит, что только душой – тот неверующий, так как отвергает Коран, где Всевышний говорит: "Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба" (17: 1), словом раб не называют душу без тела.
86. В состоянии бодрствования. Кто скажет, что во сне, тот неверующий, так как если бы это было во сне, курайшиты не обсмеяли бы пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
87. Нет, по единогласному мнению.
88. Нет, но видел свет покрывала Всевышнего Аллаха, которое помешало ему увидеть Аллаха, а в аятах речь идет о Джибриле.
89. Да, в Медине перед утренним намазом. Хадис об этом пришел от 16 сподвижников, но достоверно только от троих: Джабир ибн Самура, Саубан и Тарик ибн Шихаб (все три хадисы уровня хорошего). Также имам Ахмад и аль-Бухари называют достоверным хадиса Му'аза ибн Джабаля, но имам ад-Даракутни назвал его запутанным, т.е. слабым.
90. В риваяте у Муслима слова Ибн 'Аббаса приходят как "видел сердцем" – так Ибн 'Аббас разъяснял аяты из сура "ан-Нажм".
91. 1. Заступничество великое (аль-'узма) за то, чтобы начался расчет в Судный День. 2. за тех, кто заслужил входа в рай, чтобы их впустили. 3. за тех, кто попал в рай, чтобы возвысили их ступени. 4. за тех, кто заслужил попасть в ад, чтобы их защитили от него. 5. за тех, кто попал в ад из мусульман, чтобы их вывели из него 6. за Абу Талиба, чтобы было облегчено его наказание в огне. 1, 2, 6 – касается только пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
92. Никто из мусульман не отвергает великое заступничество (за то, чтобы Всевышний начал расчет над творениями в Судный День). Это заступничество и есть достопохвальное место по более достоверному мнению.
93. Так как именно его отрицают хариджиты и му'тазилиты. Слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Мое заступничество за тех, кто совершал большие грехи из моей общины" – со слов Джабира, Анаса, Ибн 'Аббаса – достоверный.
94. Водоем.
95. От более чем 30.
96. Он существует сейчас (Хадис от 'Укбы ибн 'Амира у Бухари: "И я, клянусь Аллахом, смотрю на свой водоем сейчас"), ширина равна его длине (как расстояние от Адена (Йемен) до Аммана (Иордания), вода его белее молока, слаще меда, сосудов на его берегу столько же, сколько звезд на небе. К нему не подпустят нововведенцев. Тот, кто выпьет из него однажды, никогда больше не испытает жажды.
97. Слова Аллаха: "Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!" (40: 46). Хадис у Муслима со слов Абу Хурейры: "Когда один из вас прочитает ташаххуд в намазе, пусть попросит у Аллаха прибежища от четырех вещей и скажет: "О Аллах! Я ищу Твоего прибежища от мучения огня и мучений могилы и смуты жизни и смерти, и смуты Даджаля".
98. И души и тела.
99. Да, это пришло с хорошим иснадом у Тирмизи со слов Абу Хурейры.
100. И верующих и неверующих.
101. Пророки, так как вопросы будут о них, шахиды (достоверный хадис у Насаи), правдивые (так как они выше по положению, чем шахиды), умершие на защите границ мусульман (мурабит) (со слов Сальмана у Муслима).
102. Слова Аллаха: "Если же вы этого не сделаете – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь Огня, растопкой которого являются люди и камни. Он уготован неверующим" (2: 24). Слова Аллаха: "Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных" (3: 133). Хадис Абу Хурейры: Однажды мы сидели с посланником Аллаха, как услышали звук чего-то упавшего. Сказал: "Знаете ли вы что это?" Мы сказали: "Аллах и Его посланник лучше знают" Сказал: "Это камень, который бросили в ад семьдесят лет назад, и все это время он летел в аду, и только сейчас достиг его дна" (Муслим).
103. Слова Аллаха: "Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно". (98: 7), а также: "Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни покровителя, ни помощника". (33: 64-65), а также: "Воистину, грешники вечно будут мучаться в Геенне. Им не будет дано передышки, и они пребудут там в отчаянии". (43: 74-75).
104. Слова Аллаха: "В День воскресения Мы установим справедливые Весы" (21: 47). Хадис со слов Абу Хурейры: "Два слова любимые для Милостивого, легкие на языке, тяжелые на весах – преславен Аллах и хвала Ему, преславен Аллах Великий". (Бухари, Муслим).
105. Настоящие.
106. Хадис со слов 'Абдуллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса: "И положат свитки с делами на одну чашу весов, а бумагу со свидетельством на другую" (Тирмизи и Ибн Маджа – достоверный). О том, что у весов будет язычок – передал единогласное мнение имам аль-Куртуби.
107. Слова Аллаха: "Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается" (9: 124). И слова Аллаха: "В тот день они были ближе к неверию, чем к вере". (3: 167).
108. Хариджиты и мурджииты.
109. Если человек говорит: "Я верующий инша Аллах" и имеет ввиду при этом, что не уверен в полноценности своей веры, вместе с тем, что уверен в наличии минимальной веры, посредством которой, человек становится верующим – то это исключение разрешено. Если же человек сомневается в наличии минимальной веры, то это непозволительно.
110. В конце времен после выхода Махди, имя которому Мухаммад (или Ахмад) ибн 'Абдиллях, выйдет Даджаль, который объявит себя Господом и будет призывать к поклонению ему. С ним будет огонь и рай, ад его это рай, а рай его это ад. Один глаз его будет подобен высохшему винограду, а на лбу будут написаны три буквы (к, ф, р), что означает "неверие", и прочитать это слово смогут только верующие. Даджаль существует уже сегодня, он является человеком. Его выход один из больших признаков Судного Дня. Его выход отвергают некоторые из приверженцев нововведений, как Мухаммад Рашид Рида и Мухаммад 'Абдо аль-Мисри.
111. 'Иса ибн Марьям спустится в конце жизни Даджаля на востоке Дамаска, на белый минарет Соборной мечети Дамаска. Он убьет Даджаля у ворот города Людд, на земле Палестины, рядом с Рамлей.
112. 'Иса не придет с новым шариатом, а будет судить по шариату Мухаммада, поэтому его приход не рассматривается как приход нового пророка.
113. Ангел смерти пришел к пророку Мусе в виде человека и хотел забрать его душу, но Муса ударил его, не зная, что это ангел смерти, и лишил его глаза.
114. Со слов Абу Са'ида аль-Худри у Бухари и Муслима.
115. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – лучшее из творений Аллаха, обладатель великого заступничества, именно его заступничество будет первым, и первым будет принято, он первый над кем раскроется могила, он первый, кому будут открыты вороты рая, он будет господином людей в Судный День.
116. Сподвижник – это тот, кто встретил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на яву, будучи верующим в него и умер после этого на Исламе, даже если совершил вероотступничество, но затем вернулся в Ислам.
117. Абу Бакр, 'Умар, 'Усман, 'Али, Тальха ибн 'Убейдиллях, 'Абдуррахман ибн 'Ауф, Зубейр ибн аль-'Аууам, Абу 'Убейда ибн аль-Джаррах, Са'д ибн Аби Уаккас и Са'ид ибн Зейд ибн 'Амр ибн Нуфейль. Это в хадисе со слов Са'ида ибн Зейд ибн 'Амр ибн Нуфейля у Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджи.
118. Хасан, Хусейн – внуки пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Сабит ибн Кайс ибн Шаммас, Биляль ибн Рабах, 'Абдуллах ибн Салям, Хадиджа, 'Уккаша ибн Михсан, Румейса бинт Мильхан и др.
119. Некоторые из жителей Куфы считали, что 'Али более благороден и достоен нежели 'Усман. Затем образовалось единогласное мнение в превосходстве 'Усмана над 'Али. Что касается вопроса того, что 'Усман более заслуживал правления, чем 'Али, то в этом никогда не было разногласий среди приверженцев Сунны.
120. Если кто-либо оскорбляет всех сподвижников или их большинство – то он неверующий, так как объявляет ложью Слова Аллаха: "Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними". (9: 100). Если же человек оскорбляет некоторых из сподвижников, то если он делает это из убеждения об ошибке кого-либо из них, то он заблудший, если же оскорбляет из презрения или гнева к ним, то он также неверующий, так как сказал Всевышний Аллах: "Чтобы привести ими в ярость неверующих" (48: 29).
121. Коран и Сунна в понимании праведных предков.