Свет Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – первое, что было сотворено, и все сотворено из его света?
Суфизм: его последователи утверждают, что Аллах создал Мухаммада из Своего Света и что этот Свет – первое из творений, и из него сотворено все существующее.
Говорит ‘Абдуль-Карим аль-Джили: «Аллах сотворил образ Мухаммад из света Своего Имени «Аль-Кямиль» («Совершенный»)»[357].
Он говорит также: «Когда Аллах сотворил весь мир из света Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Он сотворил Исрафиля из сердца Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)»[358].
Говорит ад-Дибаг: «Знай, что если собрать свет всех составляющих – Трона, небес и земель, садов и завес, и всего, что под ними, и всего, что над ними, получится часть света Пророка. А если весь его свет поместить на Трон, он растворится. А если поместить его на семьдесят завес, которые над Троном, они упадут и рассыплются. И если собрать все творения и возложить на них этот великий свет, он рассыплется и развалится»[359].
И говорит ат-Тиджани: «Когда был создан свет Мухаммада, были собраны в этом свете духи всех Пророков и вали в совокупности, до разделения в вещественном мире, и это на уровне Первого Разума»[360].
И говорит Абу Талиб аль-Мекки: «Сказали некоторые из обладающих знанием: «Аллах создал Райские Сады и все, что в них, из света Избранного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и когда они стали тосковать по Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это была тоска по своему первоначалу и первоисточнику. И тоска тоскующих по Райским Садам стала их тоской по Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку Сады эти были сотворены из его света»[361].
А вот одно из восхвалений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приведенное в книге «Даляилю-ль-хайрат»: «О Аллах, благослови Мухаммада, море света твоего, человека, который есть сущность бытия и первопричина всего сущего, источник всех творений Твоих, созданного первым из света Свечения Твоего».
И вот еще: «О Аллах, благослови господина нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), света Сущности и тайну ее, текущую во всех именах и качествах!». И еще одно: «О Аллах, благослови Мухаммада, из света которого Ты сотворил всякую вещь!». «Всякая вещь» включает в себя и Адама, и Иблиса, и обезьяну, и свиней, и мух, и комаров, и мочу, и испражнения. И получается, что все эти вещи сотворены из его света… Может ли разумный человек сказать подобное?!
Ахлю-с-Сунна: говорят, что убеждения суфиев и их утверждения относительно Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), – что он сотворен из Света Аллаха, и что его Свет – самое первое творение, и что всякая вещь сотворена из его Света – это ложь, клевета и бред. Их опровергает Коран и хадисы, которые являются нашими основными источниками для получения знаний.
Поистине, Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) как и все предыдущие посланники. Он – человек, подобный всем остальным людям, был рожден от отца и матери, как и другие люди, и он принадлежит к числу потомков Адама, который был создан из глины. Таковы убеждения Ахлю-с-Сунна, и это правильная акыда, основанная полностью на Коране и Сунне. Сказал Всевышний: «Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный» (Пещера, 111). Существует множество других аятов на эту тему.
И Адам – Аллах сотворил его из глины. Сказал Всевышний: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха…» (Семейство Имрана, 59). И сказал Всевышний: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте» (Верующие, 12-13). Сказал Всевышний также: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины» (Сад, 71). И под словом «человек» в этих двух аятах подразумевается Адам (мир ему).
Что же касается существ из света, то это ангелы. Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Созданы ангелы из света, и созданы джинны из огненного пламени, и создан Адам из того, что описано вам»[362].
Так Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о свете и о тех, кто сотворен из него, и при этом не упоминает, что он, как и ангелы, сотворен из света, и говорит об Адаме, отце человечества и о его сотворении, и о том, что он создан из того, о чем упоминает Аллах в Коране, то есть из липкой глины, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – потомок Адама.
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) подтверждает то, что он – человек во многих хадисах, например: «Поистине, я только человек, подобный вам, и могу сделать правильное предположение, а могу ошибиться, но если я скажу вам о чем-то: «Сказал Аллах», – я никогда не скажу ложь на Аллаха»[363].
И сказал он (да благословит его Аллах и приветствует): «Во всем, что не приходит ко мне в Откровении, я такой же, как и любой из вас»[364].
Здесь мы спрашиваем суфиев, почему они считают ложью эту Истину и говорят на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ложь? Хотят ли они восхвалить его? Возвеличивают ли они его? Клянусь Аллахом, ни хвала, ни возвеличивание не осуществляются с помощью приписывания ему того, чего в нем нет. Или они лучше знают природу Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), чем сам Мухаммад? Иблис был лучше, чем суфии, осведомлен о своем сотворении и о сотворении Адама, как об этом говорится в Коране: «Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (Сад, 76). Этот аят опровергает слова суфиев, и Адам (мир ему) – это первый из людей, создал его Аллах из глины, а первым, что сотворил Аллах из других созданий, была письменная трость, и это после Трона и воды. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, первым, что создал Аллах была Письменная трость, и Он сказал ей «Пиши!». Она сказала: «Что мне писать?» Он сказал: «Записывай все, что произойдет до скончания времен»»[365].
И мы не сомневаемся в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшим из творений, однако его достоинство заключается в том, что он Пророк и ему дано Откровение, и Посланник, посланный ко всем людям, и нет ничего достойнее этого положения.
Что же касается хадиса, который они приводят в качестве подтверждения своих слов: «Первое, что создал Аллах, - свет Пророка твоего, о Джабир…», - то о нем сказали ученые по хадисам: «Он не имеет цепочки передатчиков (иснада)», - и он – ложный и присочиненный.