В - Слепая приверженность определенным взглядам и людям
Это именно то, что мешает человеку следовать ясным указаниям и познавать истину, а Всевышний сказал:
وَإِذَا قِيلَ لَهُمُ اتَّبِعُوا مَا أَنزَلَ اللّهُ قَالُواْ بَلْ نَتَّبِعُ مَا أَلْفَيْنَا عَلَيْهِ آبَاءنَا
"И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!", - они говорят: "Нет, мы последуем за тем, чего придерживались наши отцы" ("Корова", 170).
Сегодня это свойственно некоторым фанатикам из числа суфиев, то есть тарикатистов и поклоняющихся могилам, так как когда их призывают к следованию Корану и Сунне и отказу от их собственной традиции, противоречащей этим источникам, они отвергают это, ссылаясь на свои религиозные учения, своих шейхов, отцов и дедов.
Г - Подражание неверным
Такое подражание скорее чем что бы то ни было иное приводит людей к нововведениям, о чем свидетельствует хадис, предаваемый со слов Абу Уакида ал-Лайси, который сказал:
حديث أبي واقد الليثي قال: خرجنا مع رسول الله صلى الله عليه و سلم إلى حُنيـن و نحن حدثاء عهدٍ بكفر, و للمشركين سـدرة يعكفـون عندها و ينوطون بها أسلحتهم يقال لها ذات أنـواط, فمررنا بسـدرة فقلنا يا رسول الله اجعل لنا ذات أنواط كما لهم ذات أنواط, فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم: " الله أكبر, إنها السنن قلتم و الذي نفسي بيده كما قالت بنو إسرائيل لموسى:.. اجْعَل لَّنَا إِلَـهاً كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ لتركبن سنن من قبلكم
"Спустя немного времени после того, как мы приняли Ислам, мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулись на Хунайн, а у многобожников дерево дикой ююбы, возле которого они проводили много времени, подвешивая на него свое оружие, и они называли его Зат ануат ("Обладающая подвесками") (это они делали в порядке традиционного поклонения). И когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: "О Посланник Аллаха, сделай для нас такую же Зат ануат, как и у них". В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах велик! Поистине, всюду же одни и те же законы! Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, вы сейчас сказали то же самое, что сказали израильтяне Мусе, а они сказали:
اجْعَل لَّنَا إِلَـهاً كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ قَالَ إِنَّكُمْ قَوْمٌ تَجْهَلُونَ
"О Муса! Сделай нам бога - такого бога, как у них", - и он сказал: "Поистине, вы - люди невежественные!" ("Преграды", 138).
Истинно, непременно вы последуете по стопам тех, кто был до вас" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи).
В этом хадисе указывается на то, что подражание неверным, которых они застали на новом месте, куда они переселились, заставило израильтян обратиться к Мусе со столь отвратительной просьбой, а именно - сделать им бога, которому они стали бы поклоняться, и то же самое подтолкнуло некоторых из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к нему с просьбой о том, чтобы он выбрал для них какое-нибудь дерево, у которого они стали бы испрашивать бараката, благословения помимо Аллаха. То же самое происходит и сегодня, ибо большинство мусульман стало подражать неверным по части нововведений и поступков, свойственных для язычников. Речь идет об устроении праздников по случаю дня рождения, выделении особых дней и недель для тех или иных обрядов поклонения, устроении разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижении изваяний и памятников, организации траурных собраний, изобретении всяких новшеств в траурных церемониях, возведении строений на могилах, водружении дорогих памятников, иной раз мраморных у изголовьев покойных и тому подобных вещах.
Высказывания сподвижников:
Абдулла ибн 'Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: "Каждое новшество - заблуждение, даже если люди считают его благим". (Ад-Дарими, № 39).
Этого высказывания достаточно, чтобы уничтожить понятие "благое бид'а", поскольку его называет заблуждением один из самых ученых сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Мы можем выбирать кому следовать - Ибн 'Умару или этим шейхам и муллам наших дней, которые являются имамами своих собственных прихотей и страстей.
Он также сказал: "Поистине, отвратительнейшее из дел перед Аллахом - нововведения". (Аль-Байхаки, "Ас-Сунан Аль-Кубра", 4/316).
Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) говорил, всякий раз, когда сидел в круге знания: "…и я предостерегаю вас от нововведений, потому что все, что привнесено из нововведений - заблуждение". ("Аш-Шари'а", с. 55, также Абу Дауд с подобной формулировкой).
Абдулла ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Следуйте Сунне Мухаммада и не привносите нововведения, потому что того, что вам предписано - достаточно для вас". (Ад-Дарими).
Хузайфа ибн Аль-Йаман (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: "Всякого дела поклонения, которого не практиковали сподвижники - не делайте". (Абу Дауд).
Ибн Абу Ад-Дунйа сообщил в "Китаб Аль-Ийаль" (№ 56), что Ата сказал: "Я спросил Айшу относительно акика (обрезание): "Каково твое мнение о том, кто приносит в жертву верблюда?" Она ответила: "Сунна - лучше и превосходнее".
Высказывания Имамов мазхабов:
Имам Абу Ханифа сказал: "Придерживайтесь высказываний и пути предшественников, и остерегайтесь вновь изобретенных дел, потому что все это - нововведение". (Ас-Суйути, "Сауну-ль-Мунтак", с. 32).
Имам Малик сказал: "Тот, кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, - заявляет, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не оправдал доверия, не передал Послание, так как Аллах говорит: "Сегодня я завершил для вас вашу религию". То, что не было частью религии тогда - не является частью религии сегодня". ("Аль-И'тисам").
Он также сказал: "Настолько много вреда (Исламу) от людей нововведения, что мы не даем им Салям". (Ибн Баттал, "Аль-Ибана", 441, Аль-Багави в "Шарху-с-Сунна", 1/234).
Имам Аш-Шафи'и сказал: "Встретить Аллаха (в Судный День) с любым грехом, кроме ширка, для человека - лучше, чем встретить Его с любым из нововведенных вероубеждений". (Аль-Байхаки, "Аль-И'тикад", с. 158).
Аль-Ляйс ибн Са'д (ум. 175) сказал: "Если бы я увидел человека страстей (так ученые Ислама называли новаторов) идущим по воде, я бы не принял (высказываний) от него".
А Имам Аш-Шафи'и дополнил: "Если бы я увидел его даже идущим по воздуху, то и тогда я бы не принял от него". (Ас-Суйути, "Аль-'Амр би-ль-иттиба уа-н-нахи 'ани-ль-ибтида").
Имам Ахмад сказал: "Фундаментальные принципы Сунны у нас: … сторониться новшеств и всякое новшество - заблуждение". (Усуль Ас-Сунна, Имама Ахмада, с. 1).
И мы завершаем пересказ жемчужин мудрости ученых из лучших поколений Ислама, словами имама Хадиса, Аль-Бухари: "Я встретил более тысячи людей из людей знания Аль-Хиджаза, Мекки, Аль-Мадины, Аль-Куфы, Аль-Басры, Уасита, Багдада, Шама и Мисра..., и я никогда не видел, чтобы хоть один из их разногласил в отношении следующих вопросов:... и они запрещали и удерживали (людей) от нововведений - того, на чем не были Посланник и его сподвижники, из-за Его высказывания: "Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь...". (Сура Али Имран 3:103). И из-за Его высказывания: "...И если будете ему (Пророку) повиноваться, то пойдете по прямой дороге...". (Сура Ан-Нур 24:54). (Цитируется из "Шарх усуль И'тикад", 1/170. Среди ученых, с которыми он встречался, были: Ахмад ибн Ханбаль, Абу Убайд Аль-Касим, Ибн Ма'ин, Ибн Асим, Ибн Абу Шайба и др.).
И да будет Аллах доволен и смилуется надо всеми благородными защитниками, обновителями и приверженцами Сунны Его посланника! Всеми, которые упомянуты здесь и не упомянуты, известными и неизвестными нам, которых знает их Господь!
Высказывания ученых второго и третьего поколения:
Хасан Аль-Басри сказал: "Не сидите с людьми нововведения и страстей, не разговаривайте с ними, не слушайте их". (Ад-Дарими, "Сунан", 1/121).
Абу Алийа сказал: "Изучайте Ислам. А когда вы узнали Ислам, не отворачивайте от него ни направо, ни налево. Но стойте на прямом пути и стойте на Сунне вашего Пророка, на чем стояли его сподвижники… И остерегайтесь нововведений, потому что они порождают вражду и ненависть среди вас, но придерживайтесь первоначального состояния, которое было прежде, чем люди разделились". (Абу Ну'айм, "Аль-Хилйа", 2/218).
Суфьян Ас-Саури сказал: "Нововведения более любимы Иблису, чем грех. Так как от греха - раскаиваются, но от нововведения - не раскаиваются". (Аль-Лялика'и, "Шарх Усуль И'тикад", 238).
Это из-за того, что новатор полагает, что он совершает нечто благое и потому не видит нужды в покаянии.
Он также сказал: "…так цепляйтесь за первоначальное состояние дел". ("Аль-Хилйа", 6/376), это означает - придерживаться пути Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников.
Он также сказал: "Кто бы ни слушал новатора - утратил покровительство Аллаха и вручен нововведению". (Абу Ну'айм, "Аль-Хилйа", 7/26, и Ибн Батта, № 444).
Аль-Фудайль ибн 'Ийад сказал: "Я встречал лучших из людей, все из них - люди Сунны, и они запрещали сидеть с людьми нововведения (в собрании)". (Аль-Лялика'и, № 267).
Он также сказал: "Кто бы ни сидел с человеком нововведения, пусть остережется его. И кто бы ни сидел с человеком нововведения, не будет дано ему мудрости. Мне хотелось бы, чтобы между мной и человеком нововведения была стена из железа. То, что я ем с иудеем и христианином приятней мне, чем то, что я ем с человеком нововведения". (Аль-Лялика'и, № 1149).
Аль-Ауза'и сказал: "Терпеливо ограничьте себя Сунной, остановитесь там, где остановились люди (сподвижники, последователи), говорите то, что они сказали, и избегайте того, чего избегали они. Держитесь пути предшественников (в религии), поистине, то, что было достаточно для них, будет достаточно для вас". ("Аш-Шари'а", с. 58).
Он также сказал: "Придерживайтесь примера тех, кто предшествовал вам (в религии, т.е. сподвижники и их последователи), даже если люди отвергают вас. И остерегайтесь мнений людей, даже если они украшают их для вас своими речами". (Аль-Хатыб Аль-Багдади, "Шараф асхаби-ль-хадис", с. 7. Имам Аль-Аджури, "Аш-Шари'а", с. 58. Ибн 'Абду-ль-Барр, "Джами'у-ль-ильм уа фадлихи", 2/114).
Ибрахим Аль-Масайра сказал: "Кто бы ни удостоил почестью новатора - помог в уничтожении Ислама" (Аль-Лялика'и, "Шарх Усуль И'тикад", 1/139).
Умар ибн 'Абду-ль-'Азиз сказал: "Остановитесь там, где остановились люди! Поистине, они остановились после получения знания. Ясные доказательства удовлетворили их, а они были самые сильные в выявлении их. Если бы была хоть какая-то награда в чем-то, то они больше заслуживали ее. Если вы говорите: "Это было введено после них", то никто не вводит что-либо в нее (религию), не противореча их наставлению и желая иной пример, чем они. Они описали ее (религию) из того, что было достаточным, и то, что они сказали в отношении ее - достаточно. Все, что превыше них - излишество, а то, что ниже - недостаток. Некоторые люди потеряли что-то из этого (переданного сподвижниками), и они отклонились. А другие преступили это, поэтому они стали излишествующими. Но, поистине, они (сподвижники) были между этими двумя (крайностями) на прямом пути". (Ибн Кудама, "Аль-Бурхан ли байани-ль-Кур'ан", с. 88-89. Аль-Хафиз Ибну-ль-Джаузи, "Манакибу 'Умар ибн 'Абду-ль-'Азиз", с. 83-84. Аль-Хафиз Ибн Раджаб, "Фадлю-ль-ильми-с-саляф", с. 36).