О возрасте земли см. в гл. 14.
Мы никогда не должны бояться новых фактов, которые могут быть от-крыты в той или иной сфере исследований, напротив, нам следует приветство-вать подобные исследования. Например, раскопки археологов в Сирии при-вели к открытию табличек из Эблы (ЕЫа tablets). Эти пространные записи, датируемые периодом ок. 2000 г. до н. э., со временем прольют свет на все, что связано с миром патриархов, и на события жизни Авраама, Исаака и Иако-ва. Следует ли христианам опасаться, что публикация подобных данных об-наружит, что какие-либо факты, изложенные в Книге Бытие окажутся невер-ными? Конечно, нет! Мы должны всячески приветствовать публикацию этих данных, с полной уверенностью в том, что все они (при условии верной интер-претации) будут согласовываться с Писанием и подтвердят его истинность. Ни один истинный факт никогда не войдет в противоречие со словами Бога, Который знает все факты и никогда не лжет.
Г. Письменно зафиксированное Писание — высший авторитет для нас
Важно помнить, что окончательная форма, в которой Писание является для нас авторитетом, — это письменная форма. Моисей поместил в ковчег За-вета слова Божьи, записанные на скрижалях. Впоследствии Бог повелел Мои-сею и другим пророкам записать Его слова в книгу. Именно о письменно за-фиксированном Писании (γραφή) Павел говорил, что оно «богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Именно писания Павла являются «заповедями Господними» (1 Кор. 14:37) и относятся к «прочим Писаниям» (2 Пет. 3:16).
Это важно потому, что иногда люди (намеренно или ненамеренно) пыта-ются найти некий иной высший авторитет, помимо письменно зафиксиро-ванных слов Писания. Например, иногда говорят о том, «что Иисус на самом деле сказал», и утверждают, что если мы переведем греческие слова Писания на арамейский язык, на котором говорил Иисус, то мы поймем смысл этих слов гораздо лучше, чем при использовании текста Евангелия. Иногда утверж-дают даже, что реконструкция слов Иисуса на арамейском языке помогает исправить неверный перевод авторов Евангелий.
Иногда говорят также о том, что «Павел на самом деле думал», несмот-ря на то что предполагаемый смысл отличается оттого, что Павел написал. Иногда говорят и о том, «что Павел сказал бы, если бы стремился к согла-сованности со своим богословием, как оно изложено в других случаях». Иногда говорят о «ситуации в церкви, в которой писал Матфей», пытаясь в качестве критерия истины принять либо саму эту ситуацию, либо то раз-решение предполагаемой ситуации, к которому, по их мнению, стремился Матфей.
Применительно ко всем этим случаям мы можем допустить, что выявле-ние слов или ситуаций, которые стоят «за» текстом Писания, может иногда быть полезным для понимания значения текста. Тем не менее наши гипотети-ческие реконструкции этих слов или ситуаций никогда не смогут быть рав-ными по значению Писанию в качестве высшего авторитета. Мы не можем позволить, чтобы эти реконструкции противоречили словам Писания или ста-вили под вопрос их истинность. Мы должны помнить, что в Библии содер-жатся слова Самого Бога, и нам не следует пытаться «улучшить их», ибо это невозможно. Нам следует стремиться к тому, чтобы понять их, а затем пове-рить и покориться им всем сердцем.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Если вы хотите убедить кого-либо, что Библия — это Слово Божье, то ка-кую книгу, по вашему мнению, этому человеку следовало бы прочесть в первую очередь?
2. Кто стремится к тому, чтобы люди не верили написанному в Библии? К тому, чтобы они не повиновались написанному в Библии? Есть ли в Библии что-то, чему вы не хотите верить? Повиноваться? Если вы утвердительно ответили хотя бы на один из двух предыдущих вопросов, то как лучше всего приступить к разрешению этой ситуации?
3. Знаете ли вы какой-либо доказанный факт, который показал бы, что нечто в Библии является ложным? Можно ли сказать то же самое о «Книге Мормона» или Коране? Если вы читали книги, подобные упомянутым, можете ли вы опи-сать то духовное влияние, которое они на вас оказали? Сравните это влияние с духовным влиянием, которое на вас оказывает Библия. Можете ли вы сказать, что, читая Библию, вы слышите голос вашего Творца, Который обращается к вам, как ни в одной другой книге?
4. Бывает ли так, что вы верите чему-либо не потому, что этот факт подтверж-дается внешними доказательствами, а просто потому, что так говорится в Писа-нии? Является ли это такой верой, о которой говорится в Евр. 11:1? Если вы вери-те во что-либо просто потому, что об этом говорит Писание, как вы полагаете, что вам на это скажет Христос, когда вы предстанете перед Ним на суде? Как вы счи-таете, может ли вера во все, что говорит Писание, и повиновение ему привести вас к греху или к тому, что вы лишитесь благословения Божьего в вашей жизни?
Специальные термины