Тринитарное положение Святого Духа.
· И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек(Ин.14:16).
· Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Ин.14:26).
· Эти стихи указывают только на личное различие между Сыном и Духом, на некоторую соотнесенность между Ними, причем эта соотнесенность устанавливается не непосредственно, а через отношение Второй и Третьей Ипостасей к Отцу.
· Господь говорит о Духе Святом как о Духе истины, Который от Отца исходит(ἐκ τοῦ Πατρὸς ἐκπορεύεται) (Ин.15:26). Таким образом, между Отцом и Святым Духом имеет место отношение предвечного исхождения.
· Предвечно изводящий Святого Духа Бог Отец в отношении Третьей Ипостаси именуется «Изводителем»
Личные (ипостасные) свойства.
· Ипостасные свойства — суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие Тому или Другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем Их как особые Ипостаси
· Ипостасные свойства выражаются следующими терминами:у Отца — нерожденность, греч. ἀγεννησία, лат. Innativitas; у Сына —рожденность, греч. Γέννησις, лат. Generatio; у Святого Духа — исхождение, греч. ἐκπόρευσις, лат. Processio.
Почему Бог троичен в Лицах?
· Почему Бог есть именно Троица, а не, например, двоица или четверица? Очевидно, что исчерпывающего ответа на этот вопрос быть не может.
· Свят. Григорий Богослов пытается объяснить троичность Божественных Лиц следующим образом: «Единица приходит в движение от Своего богатства, двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы. Троица замыкается в совершенстве, ибо Она первая преодолевает состав двоицы. Таким образом, Божество не пребывает ограниченным, но и не распространяется до бесконечности. Первое было бы бесславным, а второе — противоречащим порядку. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе — эллинства и многобожия».
· Согласно свят. Григорию Богослову, единица есть число скудное, двоица — число разделяющее, а три — число, которое превосходит разделение. Таким образом, в Троицу оказываются вписаны одновременно и единство и множество.
· «три» является своего рода «необходимым и достаточным условием» раскрытия личного бытия, личный Бог Откровения может быть мыслим нами только как Троица.
Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения.
· Для восточного богословия характерен апофатизм в подходе к тайне отношения Божественных Лиц.
· Очевидно, что «рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как протяженный во времени процесс, поскольку Бог пребывает вне времени.
· Также недопустимо мыслить отношения Божественных Лиц по образу причинно-следственных отношений, которые можно наблюдать в мире тварном.
· Свят. Григорий Нисский, используя причинно-следственную аналогию, отмечает, что в учении о Троице, различая между причиной и происходящим от причины, мы не разделяем общей Божественной природы, но лишь «показываем разность в способе бытия».
· Что касается различия между рождением и исхождением, то, как правило, свв. Отцы воздерживались от попыток рационально объяснить, в чем собственно состоит это различие.
· Сами термины «рождение», «исхождение», открытые в Священном Писании, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это есть лишь несовершенные образы Их неизреченного общения. Как говорит преп.Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».
Билет 14
Бог как Творец мира. Нехристианские концепции происхождения мира: Дуализм. Пантеизм. Сущность христианского учения о происхождении мира. Вечность Божественного замысла о мире. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Почему Бог сотворил мир? Для чего Бог сотворил мир? Хилиазм и его осуждение Церковью.
Бог как Творец мира.
· Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной — Виновником бытия мира. Другими словами, мир как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге. Мир не возник сам собой, самопроизвольно или случайно.
· В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1)
· Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть(Ин.1:3)
Нехристианские концепции происхождения мира: Дуализм. Пантеизм.
Дуализм.
Термин «дуализм» происходит от латинского слова dualis (двойственный). Дуалистические учения предполагают существование двух равноправных начал — духа и материи, идеального и материального, бога добра и бога зла, познающего субъекта и познаваемого объекта