Делает добро своим соседям
У мусульманской женщины, которая полностью раскрыла свою душу для небесного, божественного руководства о правильном пути, нежное сердце, добрая душа, мягкий характер. Она выказывает глубокое уважение соседям. Она всегда желает им добра в той же мере, как и себе. Воспринимает их радости и печали как свои, ибо глубоко поняла сказанное посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет па него Свою благодать: «Вы станете мусульманами только тогда, когда будете желать соседу того же, что желаете себе».
Сознательная, проницательная мусульманская женщина не оставит без внимания своих живущих в нужде соседей, поможет им, сделает им пожертвование. Каждый раз, когда из ее дома будут распространяться приятные запахи вкусной пищи, она, конечно же, должным образом оценит ситуацию - им тоже захочется попробовать столь вкусную еду, тем более что они не имеют возможности покупать такое. И она поделится с ними, угостит из приготовленного блюда своих соседей. Этим она подчеркнет социальную солидарность, к чему побуждал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в разговоре с Абу Зарром: «Когда готовишь суп, свари побольше. Затем посмотри на соседей и сделай доброе дело - поделись с ними этим супом».
Мусульманская женщина, у которой ислам обострил чувства и наполнил глубоким содержанием духовный мир, не может спокойно смотреть на соседей, испытывающих нужду. Она протянет руку помощи, сделает для них доброе дело, окажет поддержку. Она помнит повеление Аллаха, который оказал ей милость и благодеяние - живет в полном благополучии. Она помнит и сказанное благородным посланником: «Тот не мусульманин кто засыпает сытым зная, что сосед его голоден». Или такое высказывание: «Тот не правоверный, который насытился, а сосед его голодный».
Истинная мусульманка не считает, что доброе дело, которое она может оказать соседям, слишком незначительно по размерам, поэтому можно с этим и не торопиться. Она так не считает и делает сколько может, как бы мал не был размер. Застенчивость, робость или стремление к умножению своего богатства не удержат се от того, чтобы помочь хотя бы немного из того, чем она владеет. Она не будет прибегать к предлогу, что неудобно предоставить так мало, пока не представилась возможность дать много. Она не следует такой логике и не лишает соседа того добродеяния, которое можно совершить уже сейчас, в данных условиях, хотя и в небольшом размере. Ведь такое может и не наступить, и тогда получится, что упустила возможность сделать доброе дело. Весьма примечательно, что об этом предупреждал, и особенно женщин, благородный посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «О мусульманки! Не презирайте соседку, которая помогла своей соседке немного. Ведь немного - лучше, чем ничего.» Вспомните также сказанное Всевышним Аллахом:
«Кто сделал добро весом на одну пылинку, увидит его». (99:7)
А вот другое высказывание посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Уберегитесь от огня, дав хотя бы половину финика. Если не найдете, то - добрым словом».
Этот благородный хадис надо рассматривать в широком контексте. Он означает, что нельзя относиться неуважительно к соседке, которая предоставила своей соседке небольшую помощь. Более того, ее надо поблагодарить, ибо таковое способствует укреплению дружбы между соседями, взаимной симпатии, привязанности. Кстати заметим, что в исламе изначально придавалось большое значение умению быть благодарным за оказанную любезность. Это подчеркнул посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит и Аллаха».
Ислам с самого начала стремился к тому, чтобы между соседями были взаимное уважение, симпатия и дружба. К установлению таких отношений у человека много способов. Среди них - обмен подарками. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, запретил, особенно женщине, неуважительно относиться к подарку соседке или от соседки, каким бы скромным он не был. Неуважительное отношение в таких случаях ранит тонкую, чувствительную душу женщины. Для мусульманской женщины в подарке важен сам факт дарения, благородный, гуманный смысл, заключающийся в подарке, а не материализованная цена. А этот гуманный аспект нельзя занижать. Ислам дает духовной, моральной стороне превосходство над материальной.