Живой Будда, живой Христос. Глава 1 Будь спокоен и знай Религиозная жизнь - это подлинная жизнь
Глава 1 Будь спокоен и знай Религиозная жизнь - это подлинная жизнь
Двадцать лет назад на конференции я встречался с теологами и профессорами, изучающими религии. Один мой друг, христианин из Индии, сказал собравшимся: “Мы услышим о красоте нескольких традиций, но это не значит, что мы будем готовить фруктовый салат”. Когда подошла моя очередь выступать, я сказал: “Фруктовый салат может быть очень вкусным! Я разделил причастие вместе с отцом Дэниелом Берриганом, наше богослужение стало возможным из-за тех страданий, которые мы, вьетнамцы, и они, американцы, делили многие годы”. Некоторые из присутствующих буддистов были поражены, услышав, что я принимал причастие, многие христиане тоже казались напуганными. Для меня религиозная жизнь - это подлинная жизнь. Я не вижу никаких причин для того, чтобы проводить целую жизнь, пробуя только один вид фруктов. Мы, люди, можем питаться лучшим, что есть во многих традициях. Профессор Ганс Кюнг сказал: “Пока не будет мира между религиями, не будет мира и во всем мире”. Люди убивают друг друга из-за того, что так жёстко придерживаются своей собственной веры и идеологии. Если мы полагаем, что наша вера - единственная, в которой содержится истина, результатом этого без сомнений будут насилие и страдания. Вторая заповедь Ордена Взаимного Существования, основанного Дзен буддистской традицией во время войны во Вьетнаме, говорит об отпускании взглядов: “Не думайте о том, что знание, которым вы обладаете в настоящий момент, неизменно и является абсолютной истиной. Не будьте слишком привязанными к своим взглядам в настоящий момент. Изучайте и практикуйте независимость от взглядов для того, чтобы быть открытым к принятию других точек зрения”. Для меня это самая важная практика мира.
Диалог: ключ к миру
Я занимаюсь миротворческой деятельностью более тридцати лет: сражаясь с бедностью, невежеством и болезнями; отправляясь в море, чтобы помочь спасти людей ; эвакуируя раненых с полей сражений; переселяя беженцев; помогая голодным детям и сиротам; выступая против войн; распространяя литературу о мире; обучая миротворцев и работников социальных служб; а также восстанавливая разрушенные бомбёжками деревни. Благодаря практике медитации - остановиться, успокоиться и посмотреть глубже - я смог питать и защищать источники моей духовной энергии и продолжать работу.
Во время войны во Вьетнаме я видел коммунистов и антикоммунистов, которые убивали и уничтожали друг друга, потому что каждая сторона была уверена в том, что истина на её стороне. Многие христиане и буддисты в нашей стране борются друг с другом вместо того, чтобы общими усилиями работать на прекращение войны. Я написал брошюру под названием “Диалог: ключ к миру”, но мой голос утонул в звуках разрывающихся бомб, орудий и криков. Американский солдат, стоящий в кузове военного грузовика, плюнул на голову моего ученика, молодого монаха по имени Нат Три. Должно быть, этот солдат подумал, что мы, буддисты, подрываем военные усилия Америки или, что мой ученик был замаскированным коммунистом. Брат Нат Три был так разгневан, что подумал о том, чтобы оставить монастырь и присоединиться к Национальному фронту освобождения. Благодаря моей практике медитации я мог увидеть, что в войне каждый человек - это жертва, что американских солдат, посланных во Вьетнам бомбить, убивать и разрушать, тоже убивают и калечат. Я убедил брата Нат Три вспомнить, что американские солдаты - это тоже жертва войны, жертва неправильного взгляда и неправильной политики, и я убедил его остаться монахом и продолжать миротворческую работу. Он смог понять это и стал одним из самых активных работников в буддистской школе “Молодёжь на социальной службе”. В 1966 году я приехал в северную Америку попытаться помочь рассеять некоторые заблуждения, лежащие в корне войны. Я встречался с сотнями отдельных людей и группами, а также с членами Конгресса и Секретарём Обороны Робертом МакНамара. Встреча была организована Братством Примирения, меж конфессиональной миротворческой организацией, и многими активными христианами, помогавшими мне в этих стараниях, среди них доктор Мартин Лютер Кинг Мл., Отец Томас Мер-тон и Отец Дэниел Берриган. Без сомнения, это были американцы, общаться с которыми было легче всего.
Прикасаясь к Иисусу
Однако мой путь открытия Иисуса как одного из моих духовных предков не был лёгким. Колонизация моей страны французами была тесно связана с усилиями христианских миссионеров. В конце семнадцатого века Александр де Родес, один из наиболее активных миссионеров, написал в своём Катехизме: “Также как когда срубают проклятое бесплодное дерево, его ветви, по-прежнему находящиеся на нём, падают вместе с ним, также и когда зловещий и обманывающий - Сакья (Будда) будет поражён, исходящие от него идолопоклоннические выдумки, будут разрушены”. Позже в конце 50-ых и начале 60-х годов католический архиепископ Нго Дин Тук в своих попытках христианизировать Вьетнам, усиленно опирался на политическую власть своего брата, Президента Нго Дин Диема. Указ Президента Диема от 1963 года, запрещающий празднование Весака, самого важного буддистского национального праздника, стал той последней соломинкой, которая сломала нашу спину. Десятки тысяч посвящённых и непосвящённых буддистов выступили за религиозную свободу, выступая за религиозный переворот и свержение режима Диема, В такой атмосфере дискриминации и несправедливости по отношению к нехристианам для меня было очень сложно открывать красоту учения Иисуса.
И только позже, через дружбу с христианами, мужчинами и женщинами, теми, кто действительно олицетворял собой понимание и сострадание Иисусу, я смог прикоснуться к глубинам христианства. В день моей встречи с Мартином Лютером Кингом я осознал присутствие рядом святого человека. Огромным вдохновением для меня была не только его работа, но и сама его личность. И другие люди, которых я знал меньше, заставили меня почувствовать , что Господь Иисус по-прежнему здесь с нами. Хебе Кольбруггс, прекрасная датская женщина, которая спасла жизни тысяч евреев во время Второй Мировой войны, была также предана делу помощи вьетнамским сиротам и другим отчаянно нуждавшимся в этой помощи детям во время войны. Когда её правительство отказалось поддерживать эту работу, она вернула обратно свои медали, полученные во Вторую Мировую войну. Преподобный Хайнс Клоппснбург, Генеральный Секретарь немецкого Братства Примирения, также поддержал нашу гуманитарную работу. Он был так добр и открыт, что мне надо было сказать ему лишь несколько слов, и он сразу же меня понимал. С помощью таких мужчин и женщин я почувствовал, что могу соприкоснуться с Иисусом Христом и Его традицией.
Настоящее общение
На алтаре моего уединённого жилища во Франции стоят изображения Будды и Иисуса, и каждый раз, когда я воскуриваю благовония, я прикасаюсь к каждому из них как к своему духовному предку. Я могу делать это благодаря своей связи с настоящими христианами. Когда вы соприкасаетесь с кем-то, кто доподлинно представляет традицию, вы не только соприкасаетесь с его или её традицией, вы соприкасаетесь и со своей традицией тоже. Это качество необходимо для диалога. Когда стороны хотят учиться друг у друга, диалог уже происходит просто в том, что они находятся вместе. Когда те, кто представляет духовную традицию, воплощают в себе её суть, просто то, как они ходят, сидят и улыбаются, говорит многое об этой традиции.
Действительно, иногда гораздо труднее вступить в диалог с людьми нашей собственной традиции, чем с представителями других традиций. Большинство из нас испытывали страдания от чувства, что их не правильно поняли или даже предали те, кто принадлежит к той же самой традиции. Однако, если братья и сестры одной традиции не могут понимать и общаться друг с другом, как могут они общаться с теми, кто не относится к их вере? Для того, чтобы диалог был плодотворным, мы должны глубоко переживать нашу собственную традицию и в тоже самое время с глубоким пониманием относится к другим. Через практику внимательного взгляда и внимательного слушания, мы становимся свободными и способными видеть красоту и ценность нашей собственной и других традиций.
Много лет назад, я понял, что лучше понимая свою собственную традицию, вы также развиваете уважение и понимание других. Давным-давно у меня была наивная мысль, король предубеждения, унаследованный от моих предков, о том, что из-за того, что Будда учил сорок пять лет, а Иисус только два или три года, Будда должен быть более совершенным учителем. Я думал так из-за того, что недостаточно хорошо знал учение Будды.
Однажды, когда Будде было тридцать восемь лет, он встретил короля Косалы Празеннаджита, Король сказал: “Почтенный, ты молод, но люди называют тебя Высоко Просветлённым. В нашей стране есть святые люди, которым по восемьдесят и девяносто лет, их почитают многие люди, но никто из них не претендует на то, чтобы быть высоко просветлённым. Как может такой молодой человек как ты заявлять об этом?”
Будда ответил: “Ваше превосходительство, просветление - это не дело возраста. Крошечная искорка огня обладает силой спалить целый город. Маленькая ядовитая змея может убить тебя в одно мгновение. У маленького принца есть возможность стать королём. И молодой монах обладает способностью стать просветлённым и изменить мир”. Мы можем узнать других, изучая себя.
Для того, чтобы диалог между представителями различных традиций был глубоким, мы должны знать и положительные, и отрицательные стороны нашей собственной традиции. Например, в буддизме существует раскол. Через сто лет после ухода Будды община его учеников разделилась на две части; через четыреста лет было уже двадцать школ; и с тех пор их стало ещё больше. К счастью, в большей степени это разделение не было таким болезненным, и сад буддизма сейчас заполнен множеством прекрасных цветов, каждая школа представляет свою попытку сохранить учение Будды живым в новых обстоятельствах жизни. Живые организмы должны меняться и расти. Уважая различия внутри вашей собственной церкви и видя, как эти различия обогащают друг друга, мы становимся более открытыми к тому, чтобы оценить по достоинству богатство и разнообразие других традиций.
В настоящем диалоге обе стороны хотят измениться. Мы должны ценить то, что истина может быть вовне, а не только изнутри, нашей собственной группы. Если мы не верим в это, попытки вести диалог будут пустой тратой времени. Если мы думаем, что обладаем монополией на истину, и по-прежнему пытаемся организовать диалог, то это не будет достоверно. Нам надо верить в то что, вступая в диалог с другими людьми, у нас появляется возможность измениться самим, стать глубже. Диалог -это не средство уподобления, когда одна сторона расширяется и смешивает другую со своим “я”. Диалог должен происходить на основе отсутствия я. Мы должны допускать что есть хорошего, прекрасного и значимого в других традициях, что может изменить нас.
Однако основной принцип меж конфессиональных диалогов в том, что прежде всего диалог должен начаться внутри себя. Наша способность создавать мир с другим человеком и его окружением очень зависит от нашей способности творить мир внутри себя. Если мы находимся в состоянии войны со своими родителями, своей семьёй, своим обществом или своей церковью, очевидно, что внутри нас также происходит война. Таким образом основная миротворческая работа заключается в том, что мы возвращаемся к себе и создаём гармонию среди наших внутренних элементов, таких как чувства, восприятие, состояние ума. Вот почему практика медитации, глубокого взгляда, так важна. Нам надо узнать и принять конфликтующие элементы, которые есть внутри нас, и их основные причины. На это понадобится время, но усилия вознаградятся. Когда внутри нас есть мир, становится возможным диалог с другими.
Взаимное существование
В Псалмах говорится; “Будь спокоен и знай, что я Бог”. “Будь спокоен” означает стать умиротворённым и сконцентрированным. Буддистский термин для этого - саматхи (остановка, успокоение, концентрация). “Знай” означает приобрети мудрость, озарение или понимание. Буддистский термин - випасана (озарение или глубокий взгляд). “Смотреть глубоко” означает наблюдать что-то или кого-то с такой сосредоточенностью, что исчезает разделение между наблюдателем и наблюдаемым. В результате происходит понимание истиной природы объекта. Когда мы смотрим в сердце цветка, мы видим облака, сияние солнца, минералы, время и землю, а также в нём есть всё остальное, что есть в космосе. Без облаков не может быть дождя, а значит, не было бы и цветка. Без времени цветок не мог бы распуститься. Действительно, цветок полностью состоит аз “не цветочных” элементов; в нём нет независимого индивидуального существования. Он “взаимосуществует” со всем остальным во вселенной. Взаимное существование — это новый термин, но я верю, что он вскоре появится в словаре, потому что это очень важное слово. Когда мы видим природу взаимного существования, препятствия между нами самими и другими растворяются, и тогда возможны мнр и любовь. Тогда, когда есть понимание, рождается сострадание.
Также как цветок, состоящий из “не цветочных” элементов, буддизм состоит из не-буддистских элементов, включая христианские, а христианство состоит из нехристианских элементов, включая буддистские. У нас разные корни, традиции и взгляды, но у нас есть общие качества любви, понимания и принятия. Для того, чтобы открыть диалог, мы должны открыть наши сердца, отставив предубеждения, внимательно слушать и правдиво излагать то, что мы знаем и понимаем. Чтобы делать это, нам - нужна определённая вера. В буддизме вера означает уверенность в своих способностях и способностях других, чтобы пробудится к глубочайшей возможности любви и понимания. В христианстве вера означает веру в Бога, Того, кто представляет любовь, понимание, достоинство и истину. Когда мы спокойны, внимательны и соприкасаемся с источником нашей собственной истинной мудрости, мы соприкасаемся с живым Буддой и живым Христом в самих себе и в каждом человеке, которого мы встречаем
В этой маленькой книге я попытаюсь поделиться сипим опытом и озарениями, связанными с двумя прекрасными цветами мира, буддизмом и христианством, такчто мы как общество сможем начать распространение своих неправильных представлении, изменять наши неправильные взгляды ч сможем увидеть друг друга по-новому. Если мы сможем войти в двадцать первый век с этим духом взаимного понимания и принятия и их дети определенно получат от этого пользу.