Красота чистого восприятия
Женская природа ассоциируется с красотой. Созерцая космическое проявление, мы видим, как женский аспект природы воплощается в Божественных формах красоты, в то время как мужской аспект сокрыт в Божественной бесформенности. И все же, что такое красота и где искать высшую красоту? Тантра приглашает нас к поиску этой высшей красоты и, подобно английскому поэту Китсу, говорит, что «красота - это истина, а истина это - красота». Таким образом, высшую красоту следует искать не снаружи, а внутри. Внешняя красота мимолетна и лишь отражает величие сокрытой красоты которая превосходит все формы и проявления. Сундари буквально означает красоту, и потому тот, кто поклоняется ей, должен следовать путем красоты и восхищения сквозь мир проявленной Природы в Абсолютный мир непроявленного.
Когда мы думаем о красоте, то обычно представляем какую-либо прекрасную форму (например, женщину или цветок). Но стоит нам более пристально присмотреться к тому, что нам кажется совершенством, как мы заметим в той или иной форме определенный изъян. Но даже если нам не удастся сейчас обнаружить несовершенство в форме, которая так восхищает нас, через некоторое время мы все же убедимся, что наш идеал уже не радует. Форма лишь указывает на то, что она пока обладает красотой, которая вскоре оставляет ее и входит в другие формы. Следовательно, непреходящий характер имеет содержание, или красота, а не формы, которые используют красоту. Красота вечна и просто отражает свое сияние из природы вещей. Однако Сундари олицетворяет не просто чувственную красоту форм, так как высшая красота не может быть пленницей объектов. Скорее Сундари - это ТО, что, по меткому выражению поэта Блейка, «удерживает бесконечность в ладони и вечность в одном мгновении».
Красота - это то сияние Высшего и невидимого Сознания, которое просвечивает сквозь все проявленные объекты. Обладая вечной природой, Дух не может отождествиться с невечной и ограниченной формой материальных объектов, И когда наше сознание начинает постигать это, оно сливается с природой Абсолютного Сознания.
Однако это произойдет не раньше, чем наступит просветление нашего индивидуального сознания, когда его обусловленность внешним восприятием будет осознана как самообольщение и осквернение и когда сама память об этом улетучится, как марево или кошмарный сон. Лишь тогда мы все будет воспринимать как Божественное Сияние, в котором сливаются воедино Дух и наша душа. В противном случае наше сознание, подобно темному слайду, не пропустит сквозь себя свет тонких духовных энергий, несмотря на то что мы будем способны формально понять чистую природу этих сил.
Сундари - это воплощение высшей красоты чистого восприятия, при котором человек способен созерцать в себе всю Вселенную и воспринимать всю природу как реальное отражение сознания. Таким образом, Сундари представляет красоту той природы, которая воспринимается духовным зрением и понимается как единый Брахман, помимо которого нет больше ничего ни снаружи, ни внутри, ни на севере, ни на юге, ни на востоке, ни на западе, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
При таком состоянии сознания Абсолютная Сущность не может быть отчуждена от субъекта восприятия, ибо природа Абсолютного единства не позволяет расположить Бога по ту сторону сознания, где-то в небесах, и субъект восприятия со зерцает Абсолют как внутри себя, так и снаружи. И куда бы ни обратил свой взор просветленный ум, он всюду обнаружит Божественный свет Абсолютного Сознания. Даже заурядный объект вызывает в его душе радостный отклик. Будучи свободной от концепции времени, пространства, форм и прочей обусловленности, такая личность постоянно созерцает Вселенную внутри себя, находясь в состоянии самадхи.