Смешанное с водой из колодца. Справа сидел бедуин, а слева - Абу Бакр Правдивейший. Он выпил молока и передал бедуину, говоря: «Правый - сидящему справа»
Сухайль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, принесли напиток. Он отпил. Справа от него сидел мальчик, а слева - старцы. Он обратился к мальчику: «Ты позволишь мне отдать им?» Мальчик сказал: «Нет, клянусь Аллахом! Я не отдам свою долю после тебя никому». «И благородный посланник дал сосуд с напитком ему».
Можно привести много таких свидетельств и примеров. Они убедительно показывают важность этого элемента мусульманской этики приема пищи. Это положение не допускает снисхождения и попустительства. Никому из сподвижников и их последователей не делались исключения. Повелитель правоверных Омар ибн аль-Хаттаб придавал этому вопросу очень большое значение. Он никому не давал спуску, если кто-либо пытался нарушить этот элемент этики. Однажды он делал обход, чтобы посмотреть, как живут подданные. И вот он увидел, что один человек ест левой рукой, и сказал ему: «О Абдалла, ешь правой рукой». Потом другой раз увидел, что он опять левой рукой ест. Он побил его плетью и сказал: «О Абдалла, ешь правой рукой». После этого он увидел его третий раз, как ест левой рукой. Он опять побил его плетью и сказал сердито: «О Абдалла, ешь правой рукой». А человек ему отвечает: «О повелитель верующих! Правая рука у меня занята». Он спросил: «Чем занята?» Человек говорит: «Я ее потерял во время сражения при Мута». И тут Омар заплакал. Он извинился, выразил сочувствие, говоря: «Кто же тебя обмывает? Кто тебе помогает в твоих делах?» Затем отдал распоряжение окружить этого человека заботой, обеспечить уход за ним.
Пример весьма показательный. Повелитель верующих уделяет такое большое внимание выполнению данного предписания подданными. Это еще раз подчеркивает значение предписания. Поэтому Омар всячески стремился к тому, чтобы мусульмане и мусульманки полностью выполняли предписанное и не допускал какого-либо расслабления или потворства.
В связи с этим хочется обратиться к мусульманкам, которые следуют западному этикету, предусматривающему держать вилку в левой руке, а нож - в правой, чтобы резать им пищу. А кусок пищи берут левой рукой. А ведь это противоречит наставлению их вероучения. Они не утруждают себя тем, чтобы было наоборот, т.е. нож - в левой руке, а вилка - в правой, опасаясь нарушить правила не нашего, а западного этикета. Это проявление поражения нашего состояния духа. Оно нанесено нашей, мусульманской общине современными веяниями и явлениями. Мы усердно взялись перенимать их, совершенно не подумав о необходимости скорректировать и адаптировать с учетом наших личностных параметров, нашей религии, наших фундаментальных ценностей. Надо ли специально говорить, что истинная мусульманка далека от такого подражательства - жалкого и унизительного.
Истинная мусульманка берет еду и питье только правой рукой. Она призывает мусульманок делать именно так, не стесняться делать это публично на приемах и званных вечерах, тех мусульманок, которые по-прежнему придерживаются того пагубного, пришедшего к нам с Запада. Так нужно делать, чтобы опомнились склонные подражать и вернулись к осознанию того, что указанном в очищающей сунне пророка.
Третий вопрос - есть то, что ближе тебе. Омар ибн Абу Салямя, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я был мальчиком, под присмотром посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Моя рука не дотянулась до миски. И он мне сказал: «Возблагодари Аллаха, ешь правой рукой, и ешь, что близко к тебе».
Мусульманская женщина соблюдает все правила этикета, принимая пищу степенно, не спеша. Пищу берет тремя пальцами, но не двумя. Не опускает все пальцы в тарелку это крайне неприятно видеть другим. В хадисе сказано: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, ел тремя пальцами». Он повелел нам ничего не оставлять в тарелке, говоря: «Вы не знаете, в какой именно еде ваше благоденствие».
Надо подчеркнуть, что эти добрые советы о том, что надо есть до конца, не оставляя ничего из поданной пищи, были высказаны пятнадцать веков назад. И эти обычаи сегодня дошли и до Запада, и там следуют им.
Муаз ибн Анас вспоминал, что благородный посланник сказал: «Кто закончил еду, должен говорить: «Хвала Аллаху, который накормил и наделил этим меня, не имеющего ни сил, ни могущества, простившему за прегрешение»».
Абу Хурайра вспоминает такой важный момент: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать никогда не порицал пищу. Если она у него вызывала аппетит, он съедал. Если ли же она его не привлекала, он просто откладывал ее в сторону».
Коротко об этике приема питья. Мусульманка пьет небольшими глотками и немного (два, три глотка), возблагодарив перед этим Аллаха. По мере возможности, она пьет сидя и не из горлышка сосуда. В хадисах подчеркиваются все эти моменты, в том числе и то, что нельзя выдыхать в сосуд или чашку, из которых пьешь.