Если две группы людей из верующих будут воевать меж­ду собой, то вы примирите их. Если одна из


них поступает не­справедливо по отношению к другой, то воюйте против той, ко­торая поступает несправедливо до тех пор, пока она не подчи­нится заповеди Аллаха, если она подчинится, то примирите ее с другой по-справедливому - действуйте беспристрастно, потому что Аллах любит беспристрастных».(49; 9)

В обществе мусульман и мусульманок должна быть атмо­сфера справедливости, взаимной любви, согласия и гармонии, насыщенная ароматом братства по вере:

«Поистине, верующие - братья друг другу. Поэтому при­миряйте своих братьев по вере друг с другом. Бойтесь Аллаха, может быть он умилосердится над вами».(49; 10)

Вот почему мусульманка призвана примирять своих сес­тер по вере, между которыми произошла ссора. Ислам разреша­ет ей при этом даже кое-что добавлять от себя при разговоре, ес­ли это требуется для примирения. Такая «отсебятина» не будет рассматриваться как ложь, являющейся грехом. В хадисе Умм Кульсум дочери Акабы ибн Абу Муайт, да будет доволен ими обоими Аллах, говорится: «Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, сказал: «Не является лжецом тот, кто старается прими­рить людей между собой, добавив слово, имеющее целью сде­лать доброе»».

Истинной мусульманке, призванной выполнять высокую миссию на земле и подвижнически призывать к принятию исла­ма, необходимо подготавливать и приучать себя к проявлению терпеливости, выдержки, настойчивости, к жертвованию. Это нужно для успешного выполнения стоящих перед ней задач.

Представьте себе, что мусульманка сталкивается с совершенно неправильной позицией некоторых женщин. Такое может проявляться в реакции на ее действия, неправильной оценке ее благородных мотивов, насмешливом отношении к ее призыву. Другие проявления такой позиции: посвящение себя в основном собственной персоне и личным интересам, заботам, имеющим безрассудный, ничтожный характер. Могут быть и другие про­явления мелкого и ничтожного, что, к сожалению, встречается у людей. Конечно же, истинной мусульманке неприятно видеть все это. И бывают минуты ощущения безвыходности, желания сойти с пути из-за усталости, замкнуться. Такое нередко случа­ется с теми, кто неустанно и подвижнически призывает к исти­не. Но нужно проявить терпеливость, выдержку, преодолеть се­бя. Другого не дано.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, укреплял решимость таких ак­тивистов, всячески поощрял их деятельность. Он подчеркивал, что проявляющие терпение и выдержку на тернистом и долгом пути разъяснительной работы лучше тех, кто не выдерживает испытания весами, измеряющими степень благочестия, правед­ности и совершения добрых дел: «Верующий, который водит знакомство и дружбу с людьми и терпеливо переносит обиды, причиняемые ими, лучше того, кто не водит дружбы с людьми и не переносит обид от них».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, и пророки, которые были до не­го, были образцом терпеливости при общении с людьми, допус­кавшими легкомыслие, необдуманность, перед лицом их бол­товни, домыслов, измышлений, пошлости и мелочности. Тем, кто активно призывает следовать истине ислама, конечно же, на­до помнить об этом каждый раз, когда терпение иссякает, когда надоест получать от людей неприятности, непризнательность и неблагодарность.

Пример такой терпеливости, поистине огромной выдер­жанности приводится в хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом. В нем говорится, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, назначал доли при раз­деле имущества. Один из ансаров сказал: «Клянусь Аллахом, эта не та часть, с которой можно снискать благоволение Аллаха Всевышнего». Эти несправедливые слова дошли до слуха благо­родного посланника. Ему было очень неприятно. У него изме­нился цвет лица, он рассердился, но тут же сказал: «Муса испы­тывал больше неприятностей, но терпеливо переносил их».

Такой короткой фразой благородный посланник подавил свой гнев, и его щедрая, добрая душа успокоилась. Нет необхо­димости подчеркивать, что без проявления таких качеств, как выдержка и терпение, не представляется возможным продолже­ние активной работы по призыванию к истине, к исламу.

Проницательная мусульманская женщина, активно участ­вующая в такой работе, умеет тактично и точно определить пси­хологические особенности, образовательный, интеллектуаль­ный и культурный уровень собеседниц. С учетом этого в работе с каждой категорией женщин использует соответствующий под­ход, соответствующие приемы и методы. Такая дифференциа­ция обеспечивает необходимый эффект и приносит иско­мую пользу.

Наши рекомендации