I. Конец века - это последнее время, или конец церкви.
753. Эта земля видела много церквей, и все они с течением времени приходили к своему концу, вслед за чем возникали новые, и так далее, до наших дней. Церковь приходит к своему концу, когда в ней не остаётся уже никакой Божественной истины, но лишь искажённая и отвергнутая истина. Где нет подлинной истины, там не может быть и никакого подлинного добра, поскольку любое качество добра образуется истинами; ибо добро является сущностью истины, а истина - формой добра, и никакое качество не может существовать без формы. Добро и истина могут быть разделены не более, чем воля и разум, или, что то же самое, чем склонность любви и мысль, которой она даёт начало. Следовательно, когда истина в церкви истощается, то же самое происходит и с её добром. При этом церковь прекращает своё существование, то есть приходит к своему концу.
754. Церковь приходит к своему концу по-разному. В основном из-за таких обстоятельств, в которых ложь начинает казаться истиной; если же ложь принимают за истину, то добро, если это добро по сущности, называемое духовным добром, не может далее существовать. Всё, что затем считается добром, является лишь добром природным, происходящим от нравственной жизни. Главной причиной истощения истины, а вместе с нею и добра, служат два природных вида любви, полностью противоположные двум духовным видам любви. Они называются любовью к себе и любовью к миру. Когда любовь к себе господствует, она противоположна любви к Богу; когда любовь к миру господствует, она противоположна любви к ближнему. Любовь к себе - это желание добра одному себе, а если другому, то только ради себя; подобно тому и любовь к миру. Как только эти виды любви берут власть, они распространяются, как гангрена по телу, разрушающая постепенно все его части. Что такая любовь овладевала церквями прошлого, ясно из описания Вавилона (Бытие 11:1-9; Исаия, главы 13,14 и 47; Иерем. гл. 50; Дан. 2:31-47; 3:1-7 сл.; гл. 5; 6:8-до конца; 7:1-14; и в Откровении, гл. 17 и 18, от начала до конца). В своём конце Вавилон так вознёсся, что не только присвоил Божественную власть Господа, но и сделал всё возможное, чтобы захватить все сокровища мира.
По некоторым признакам и далеко не обманчивым наблюдениям можно заключить, что не только в Вавилоне у многих руководителей церкви могли бы обнаружиться такие виды любви, если бы их власть не обуздывалась и, вследствие того, не ограничивалась. Чего ещё можно ожидать от подобных людей, кроме того, что они будут считать себя Богом, мир - небесами, и извратят всю истину в церкви? Ибо подлинную истину, которая истинна по сути, не может познать и признать человек чисто природный; и Бог не может наделить его этой истиной, потому что она станет тогда своей противоположностью и превратится в ложь. Наряду с этими двумя видами любви есть ещё много причин, по которым истина и добро истощаются, отчего настаёт конец церкви; но всё это - вторичные причины, подчиняющиеся двум первым.
755. Что конец века - это последнее время церкви, ясно из тех мест в Слове, где о нём говорится. Например:
Я слышал о конце и истреблении, определённом от Иеговы для всей земли. Исаия 28:22.
Истребление неизбежно, правда одолела; ибо Господь Иегова Саваоф совершает истребление и определяет конец всей земле. Исаия 10:22,23.
Огнём ревности Иеговы будет пожрана вся земля, ибо внезапное истребление совершит Он над всеми жителями земли. Соф. 1:18.
Земля во всех этих отрывках означает церковь, поскольку имеется в виду земля Ханаанская, в которой была церковь. То, что земля, или страна, означает церковь, было подтверждено многими примерами из Слова в "Апокалипсисе открытом" (285, 902).
Наконец, на птице мерзостей запустение, до самого конца и истребления, прольётся капля за каплей на опустошённое. Дан. 9:27.
Здесь у Даниила говорится о конце нынешней Христианской церкви; см. Матф. 24:15.
Вся земля будет опустошена, но истребления ещё не сделаю. Иерем. 4:27.
Беззаконие Аморреев еще не окончилось. Бытие 15:16.
Иегова сказал: Сойду и посмотрю, закончено ли у них так, как достиг меня вопль, восходящий ко Мне, или нет. Бытие 18:21. Это сказано о Содоме.
Последнее время нынешней Христианской церкви подразумевалось также Господом под концом века в следующих местах:
Ученики спросили Иисуса: Какой признак Твоего пришествия и конца века? Матф. 24:3.
Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их. Пшеницу уберите в житницы. Так будет в конце века. Матф. 30,39,40.
Так будет в конце века: выйдут ангелы, и отделят злых от праведных. Матф 13:49.
Иисус сказал ученикам: Вот, Я с вами до самого конца века. Матф. 28:20.
Необходимо знать, что опустошение, запустение и истребление имеют одно и то же значение: конец. Однако запустение означает конец истины, опустошение - конец добра, а истребление - окончательное истощение того и другого. Полнота времени, при которой Господь пришёл в мир, и при которой Он снова придёт, - это тоже конец.
756. В природном мире имеется множество примеров для понимания конца века. Ибо здесь, на земле, всё стареет и всему приходит конец, в череде последовательных состояний, которая называется круговоротом. Время тоже идёт по кругу, как в общем, так и в частности. В общем - год протекает от весны к лету и через осень к своему концу, то есть зиме, и далее снова к весне. Это тепловой круг. В частности - день проходит от утра через полдень к вечеру, и заканчивается ночью, за которой возвращается снова к утру. Это световой круг. Каждый человек тоже проходит через свой природный круг жизни, начиная с детства, вступая затем в юность и зрелость, старея и умирая. То же самое и любая птица небесная и любой зверь земной. И всякое дерево тоже, начинаясь с ростка, вырастает до своей полной высоты, а затем постепенно увядает и погибает. То же самое происходит с любым кустом и любой травой, и даже с любым листом и цветком, да и с самой землёй, которая с течением времени становится бесплодной. То же и стоячие водоёмы, которые мало помалу загнивают. Всё это показывает, как повторяется конец предметов природных и временных, которые затем постоянно возобновляются. Ибо когда одно проходит от своего начала до своего конца, появляется подобное ему другое. Таким образом, всё рождается и умирает, и рождается вновь, отчего и возможно сохранение творения. Всё сказанное относится и к церкви, поскольку церковь - это люди, которые в общем смысле все составляют церковь. Одно поколение сменяет другое, и нравы постоянно меняются. Раз укоренившись, порок передаётся следующим поколениям, как предрасположенность к пороку, и не может быть искоренён иначе как возрождением, которое может осуществить только Господь.