Хадис 377. Совершайте витр до наступления рассвета.

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте витр до наступления рассвета». Этот хадис передал Муслим. В версии Ибн Хиббана говорится: «Кто не совершил витр до наступления рассвета, тот пропустил его».

Комментарий:

Этот хадис свидетельствует о том, что срок витра истекает с наступлением рассвета. Мы уже упоминули о разногласиях между богословами по поводу законности совершения витра после наступления рассвета и даже после восхода солнца, и приводить аргументы всех сторон здесь повторно не имеет смысла. Но следует знать, что если молящийся пропустил витр по уважительной причине, а не по своей халатности, то он имеет право восполнить его даже после наступления рассвета, о чем свидетельствует следующий хадис, рассказанный со слов Абу Са‘ида аль-Худри.

Хадис 378. Кто проспал витр или забыл про него, пусть совершит его после наступления рассвета или как только вспомнит.

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто проспал витр или забыл про него, пусть совершит его после наступления рассвета или как только вспомнит». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

Комментарий:

Из этого предания следует, что если человек пропустил витр, то он имеет право возместить его. Согласно сообщению аль-‘Ираки, среди сподвижников этого мнения придерживались ‘Али ибн Абу Талиб, Са‘д ибн Абу Ваккас, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Убада ибн ас-Самит, ‘Амир ибн Раби‘а, Абу ад-Дарда, Му‘аз ибн Джабал, Фудала ибн ‘Убейд, ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Среди последователей сподвижников это мнение разделяли ‘Амр ибн Шурахбил, ‘Убейд ас-Салмани, Ибрахим ан-Наха‘и, Мухаммад ибн аль-Мунташир, Абу аль-‘Алийа, Хаммад ибн Абу Сулейман. Среди ученых его придерживались Суфйан ас-Саури, Абу Ханифа, аль-Ауза‘и, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак, Сулейман ибн Давуд аль-Хашими и Абу Хейсама.

Однако ученые не были едины относительно того, до каких пор можно возмещать пропущенный ранее намаз витр. Ибрахим ан-Наха‘и полагал, что возмещать витр можно только до восхода солнца, даже после рассветного намаза.

Согласно сообщению Мухаммада ибн Насра, Ибн ‘Аббас, ‘Ата ибн Абу Рабах, Масрук, аль-Хасан аль-Басри, Ибрахим ан-Наха‘и, Макхуль, Катада, Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак, Абу Аййуб и Абу Хейсама разрешали возмещать витр только до совершения рассветного намаза.

Аш-Ша‘би, ‘Ата, аль-Хасан, Тавус, Муджахид, Хаммад ибн Абу Сулейман считали, что возмещать его разрешается до полудня. Передают, что этого суждения придерживался и ‘Умар ибн аль-Хаттаб.

Са‘ид ибн Джубейр считал, что если человек уже совершил рассветный намаз, то ему следует возместить витр следующей ночью, прежде чем он совершит следующий витр.

Аль-Ауза‘и считал, что возместить витр разрешается в течение всего следующего дня, как только человек вспомнит о нем, но не после наступления ночи, поскольку в противном случае он совершит два витра одной ночью. Согласно другому мнению, переданному от имени этого ученого, поступать так не следует после послеполуденного намаза до заката солнца и после наступления времени вечернего намаза до рассвета. Тем не менее, последователи шафиитской школы разрешали возмещать витр в любое время дня и ночи.

Наконец, согласно последнему мнению, возмещать витр следует только в том случае, если человек пропустил его по уважительной причине, например, если он проспал его или забыл о нем. В этих случаях возмещать пропущенный намаз следует, как только человек проснется или вспомнит о нем. Именно такой вывод напрашивается из очевидного смысла хадиса Абу Са‘ида. Если же человек пропустил витр осознанно, то возмещать его бессмысленно. Это - самое правильное суждение по данному вопросу, его разделяли Ибн Хазм и некоторые другие ученые. А лучше всего об этом известно Аллаху. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 47-48.

Наши рекомендации