Вопрос: 1816 Каково постановление держать уразу от рассвета вплоть до следующего рассвета, не разговляясь.

https://youtu.be/PoueocX_30I

Вопрос: Можно ли держать уразу не разговляясь до рассвета?

Обычная ураза от рассвета до заката, человек разговляется после заката. А можно ли держать уразу до следующего рассвета, т.е. от рассвета до рассвета, т.е. 24 часа, сутки целые?

Ответ: В этом вопросе есть разногласия.

Считает имам Ахмад, Исхак, а также ибн Мунзир, а также ибн Хузейма, а также целая группа маликитов , то что разрешено держать уразу от рассвета до следующего рассвета без разговения и довод на это хадис Абу Саида аль-Худри у имама аль-Бухари 1963, о том что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Но если кто-то из вас хочет держать уразу непрерывно, то пусть держит ее непрерывно до рассвета».Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Таким образом, сухур заменит ему разговение”. См. “Задуль-ма’ад” 2/31.

Второе мнение. Другая группа ученных запретила даже такое, даже до рассвета, и использовали в довод хадис: «Если день ушел с этой стороны, и ночь пришла с этой стороны, то постящийся разговелся».Т.е. они поняли этот хадис, так, что постящийся разговелся даже если он не принял ничего в пищу, т.е. не поел и не попил, все равно он в постановлении того кто не постящийся (этот хадис приходит у Бухари и Муслима со слов Умара ибн Хаттаба). В этом хадисе пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал, на то, что ночь, это время для разговения. Т.е. ночь это не время для поста. Поэтому ураза ночью является противоречием того для чего установлена эта ночь, подобно тому как человек держит уразу в праздничный день, т.е. праздничный день не установлен для уразы, они сказали, также и ночь не установлена для уразы, поэтому держать уразу до рассвета не разговляясь является запретным.

Правильное мнение в этом вопросе, первое, что если человек хочет держать уразу непрерывно, то имеет право это делать до следующего рассвета, т.е. от рассвета до рассвета это является разрешенным.

Т.е. в прошлом вопросе мы сказали, что держать несколько дней уразы запрещено, имеется ввиду от рассвета до магриба не этого дня, а следующего дня, вот это то что является запретным, а разрешенным является держать уразу от рассвета до следующего рассвета, т.е. сутки, имеется в виду, что если следующий день тоже день рамадана. Значит, ты можешь разговеться прямо перед рассветом, т.е. не означает, что ты держишь уразу до азана прямо, фаджра, потому что если ты держишь уразу прямо до азана фаджра, то ты не успеешь покушать, потому что уже наступил следующий день уразы. Имеется в виду от рассвета вплоть до следующего рассвета, так чтобы ты успел поесть до наступления следующего рассвета, до наступления следующего дня уразы. Это является разрешенным, это более правильное мнение в этом вопросе.

А как ответить на аргумент второй стороны? Ответил им на это имам ас-Санаани в своей книге Субуль Салям после того как упомянул тот хадис, который привели в довод приверженцы второго мнения. Этот хадис не является запретом на держание уразы от рассвета до рассвета, потому что слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): - «когда ночь пришла отсюда, а день ушел отсюда, то держащий уразу прекратил ее». Имеется в виду, должен ее прекратить и пришло время ее прекратить, но не имеется в виду, что он уже не держащий уразу, даже если ничего не покушал, т.е. что значит этот хадис? У нас солнце закатывается на западе, а ночь приходит с востока, т.е. небо начинает темнеть с востока, а день уходит на западе. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) показал на запад и сказал: - «когда день уйдет оттуда, а когда ночь придет оттуда и показал потом на восток, то держащий уразу разговелся», - что значит разговелся? Понимание ученых, относительно этого хадиса разделилось. Кто то сказали - разговелся постящийся, имеется в виду, что он в постановлении того кто разговелся , даже если он ничего не кушал и не пил, все, он считается разговевшимся, даже если он считает и думает, что он дальше держит уразу.

А второе понимание этого хадиса, что разговелся постящийся, имеется в виду, должен разговеться, пришло время для того, чтобы разговеться, т.е. разрешено ему разговеться, потому что пришла ночь. И второе понимание более правильное, что разговелся постящийся, имеется ввиду пришло время ему разговеться и он может разговеться, разрешено ему становиться разговеться, но если человек хочет все таки продержать уразу дальше, т.е. не разговеться на магриб, а держать уразу еще всю ночь до следующего рассвета, то это ему разрешено исходя из хадиса Абу Саида аль-Худри у имама аль-Бухари: «Если кто-то из вас хочет держать уразу еще, то пусть додержит до следующего рассвета, это ему разрешено». А после еще следующего рассвета уже запрещено. Потому что после следующего рассвета ему придется держать уразу до следующего магриба, а это уже является запретным исходя из того вывода который мы прошли при разборе прошлого вопроса.

Говорит имам ас-Санаани: - этот хадис необходимо понимать разговелся постящийся, т.е. пришло время для его разговения, а не так что он стал разговевшимся в действительности, не это имеется в виду. Потому что если бы он действительно стал разговевшимся, то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не побуждал бы людей разговляться побыстрее. Мы говорим, когда солнце закатится полностью, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду: «Когда солнце полностью закатится побыстрее разговляйтесь». Мы говорим – если бы первое понимание этого хадиса было правильным, и оно означало бы, что с закатом солнца, человек разговелся, даже если он этого не хочет, тогда не было бы смысла побуждать, быстрее разговляться, потому что он и так уже был бы разговевшимся, и не пришло бы запрета продолжать уразу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) почему запретил держать уразу несколько дней, если бы человек и так и так после заката становился бы разговевшимся, даже если ничего не покушал и не попил, не было бы смысла от этого запрета. И также не было бы смысла от разрешения держать уразу, продолжать до следующего рассвета, если бы человек считался разговевшимся в любом случае, то все он бы не был из тех, кто держит уразу до следующего рассвета.

И также сказал имам аш-Шаукани: - слово аль-висаль (продолжение уразы) включает в себя удерживание от еды и питья и полового акта всю ночь, т.е. до следующего рассвета и нет никого противоречия между хадисами. А если под висалем подразумевается нечто более широкое, т.е. держать уразу несколько дней подряд, то одно будет общим, а другое будет частным, т.е. пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном месте запретил висаль, а в другом месте разрешил висаль, в том месте где он запретил висаль имеется ввиду запретил многодневную уразу, а в том месте, где он разрешил висаль, имеется в виду: разрешил держать уразу, до следующего рассвета не прерываясь на разговение. Тогда получается, что запрещено добавлять уразу к следующему рассвету, т.е. дальше, чем следующий рассвет уже запрещено. И правильным является первый мазхаб, то, что разрешено продержать уразу не разговляясь на магриб до следующего рассвета, т.е. получится сутки уразы вплоть до следующего рассвета.

И у себя можете отметить важный момент, что мы говорим, что это разрешено, не говорим, что это является желательным, т.е. не приходит в хадисе, что это желательно, но приходит в хадисе, что это позволяется, тому, кто хочет додержать уразу до следующего рассвета.

Субхана-кя-Ллахумма, ва би-хамди-кя, ашхаду алля иляха илля Анта, астагфиру-кя ва атубу иляй-кя!

[Примечание редактора стенограммы]:

О достоинстве разговляться сразу после захода солнца:

Передается от Сахля ибн Са’да, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Люди не перестанут находиться в благополучии до тех пор, пока будут спешить с разговением». (аль-Бухари 1957, Муслим 1092.)

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не перестанет религия быть явной, пока люди будут спешить с разговением, ибо иудеи и христиане затягивают с ним». (Абу Дауд ан-Насаи, аль-Хаким. Хадис хороший. См. также «Сахих аль-джами’» 7689).

‘Амр ибн Маймун рассказывал: “Сподвижники Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, быстрее всех спешили с разговением и оттягивали сухур”. (Абдур-Разакъ. Хафиз Ибн Абдуль-Барр назвал иснад достоверным. См. также “Фатхуль-Бари” 4/199.

[Конец примечания].

Пост. Шарх Булуг Аль Марам. Вопросы 1817-1820.

Наши рекомендации