Эллинская мудрость становится христианской
Со II в. начала складываться христианская теология (или богословие — знание о Боге) которая, используя достижения античной философии, толковала Ветхий и Новый Заветы. Богословы считали, что античные философы обладали только частью истинного знания о мире, лишь вера в Иисуса Христа объяснит и упорядочит те открытия, что сделали в философии язычники. Со временем языческие академии пришли в упадок, а философия возродилась в богословских академиях, стала главным орудием христианской теологии.
Многие христианские богословы сами прежде были язычниками или получили образование в языческих школах и академиях. Большую известность приобрело красноречие св. Иоанна Златоуста (ум. 407), уроженца Антиохии, ученика лучших языческих риторов (учителей красноречия). Став константинопольским патриархом, Иоанн поразился распушенности столичных нравов. Падкий до развлечений народ первое время прерывал его проповеди восхищенными рукоплесканиями и возгласами, как на театральных представлениях Патриарх, наставляя паству, не жалел и царедворцев и клириков, утопавших в роскоши и наслаждениях. Красноречие Иоанна обличало гордыню самой императрицы, которая повелела выставить на одной из площадей изображавшую ее серебряную скульптуру. Император, поддавшись на уговоры оскорбленной супруги и разгневанных клириков, отправил Златоуста в ссылку. Жизнь и проповеди св. Иоанна Златоуста стали образцом для многих лсколений христиан не только в Византии, но и на Руси.
Давид поёт псалмы. Миниатюра (IX-X вв.)
Византийцы-христиане развивали и другие эллинские науки — математику, астрономию, медицину. Многие сочинения древних эллинов сохранили для нас именно ромеи, которые усердно их изучали и часто переписывали.
Евсевий Кесарийский
Новое рождение испытала в Византии историческая наука. Родоначальником христианского историописания считается Евсевий, епископ Кесарии (ум. 339). В «Хронике» и «Церковной истории» Евсевий объединил два очень разных мира: мир Библии (которая рассказывает о судьбе евреев и других ближневосточных народов) и мир треко-римских историков, воспевших деяния греческих героев и римских императоров. Тем самым Евсевий создал всемирную историю человечества, вобравшую в себя истории большинства известных в его время народов. По Евсевию, история человечества начинается с библейского Адама. Потомки Адама заселяют землю, порождают целые народы, создают великие царства. Но вся история человечества — всего лишь подготовка к ее последнему, христианскому периоду, открытому Иисусом Христом. Теперь смыслом истории становится постепенное распространение христианской истины на все племена и народы на земле. Эта историческая картина получила признание во всем христианском мире.
Иоанн Златоуст. Мозаика (IX в.)
Чем же замечательна Византия?
Византия, сохранив развитое и действенное государство, а также мощную армию, устояла против натиска варваров в эпоху Великого переселения народов. Исключительное сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности сделали ее непохожей ни на одну другую европейскую и азиатскую державу. Византия впитала в себя много ценного из достижений античной цивилизации и долго оставалась самой культурной и могущественной страной в Европе и на Ближнем Востоке.
Вопросы
1. Что могло удерживать от крещения Константина, принявшего христианство только перед смертью?
2. Если из Византии в Западную Европу везли в основном дорогие товары, требовавшие для своего изготовления большого искусства, то что же везли из Западной Европы на рынки Византии?
3. Византийцы считали подданных всех других западноевропейских и азиатских государств варварами. Подумайте, в чем могли быть причины этого и какой смысл заключался в таком наименовании?
4. Почему в Византии большинство школ были частными, а на Западе — церковными или монастырскими?
5. Что можно сказать о взаимоотношениях патриархов со светскими властями на примере рассказа об Иоанне Златоусте?
Из «Источника знания» богослова Иоанна Дамаскина (конец VII — середина VIII в.)
О знании
Ничего нет дороже знания, ибо знание есть свет разумной души; напротив, незнание — тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума. Ибо незнание свойственно существам неразумным, а знание — разумным. Поэтому всякий, кто от природы способен к приобретению знания и к пониманию, но не приобрел его, тот, хотя от природы и разумен, но из-за нерадивости и душевной слабости хуже существ неразумных. Под этим знанием я разумею истинное знание сущего, ибо любое знание касается сущего.
Ложные знания, будучи как бы знанием не сущего — скорее незнание, нежели знание. Ибо ложь есть не что иное, как не сущее. А так как мы живем не одной душой, но душа наша сокрыта плотью, словно завесою, и имеем нечто вроде ока — видящий и познающий ум, воспринимающий знание и понимание сущего, то душа имеет знание и понимание не сама по себе, а ей необходим для этого наставник; приступим же к неотложному наставнику — истине.