Избрание имама али халифом 1 страница
После убийства Усмана мусульмане собрались в мечети Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и стали выбирать халифа. Поведение и деяния Усмана в течение двенадцатилетнего правления привело их в себя. Они решили, что бразды правления необходимо вручит тому, кто воистину справится с этой задачей.
Между тем Аммар Ясир, Малик Аштар, Рафаат ибн Рафе' и другие сторонники Али (да будет мир с ним!) выступили с речами и подготовили народ для принесения присяги его светлости.
Эти люди своими искренними и аргументированными, речами проанализировали правление прежних халифов и напомнили мусульманам о последствиях игнорирования ими приказа великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!) о халифате Али (да будет мир с ним!). Они также упомянули о самоотверженности его светлости во имя идеалов Ислама и его близости к великому Пророку и, наконец, прояснили истину. В заключении этих речей все мусульмане, мухаджиры и ансары, в один голос твердили о союзе с Али (да будет мир с ним!). Затем они вышли из мечети и направились к дому его светлости и сказали ему: "О Али, Усман убит, и мусульманское общество осталось без халифа. Протяни свою руку, чтобы мы заключили с тобой союз, ибо нет никого достойнее тебя для выполнения этого важного дела. Все мусульмане искренне желают видеть тебя своим правителем."
Али (да будет мир с ним!) ответил: "Оставьте меня и выберите другого для этого дела. Я подобно вам буду подчиняйся ему. В любом случае будет лучше, если я буду везирем для вас, а не правителем."
Мусульмане воскликнули: "Соратники божьего Пророка (да благословит Аллах его и род его!) просят тебя стать халифом,"
Али (да будет мир с ним!) ответил: "Вы не вытерпите моего правления. Рано или поздно вы отвернётесь от меня, ибо халифат - непростое дело. Это тяжёлая ноша, которая давит на плечи тому, кто взял её на себя, и лишает его спокойствия. Я не пойду против истины и не буду попирать права людей ради интересов отдельных классов, не поддамся влиянию знати. Моя совесть не очистится до тех пор, пока я не восстановлю угнетённого в его правах и не накажу угнетателя. Я не успокоюсь, пока не утру носы строптивым."
Чем больше Али (да будет мир с ним!) говорил подобные слова, тем громче кричали угнетённые мусульмане и тем больше желали они заключить с ним союз. Малик Аштар подошёл к его светлости и сказал: "О, Абу ал-Хасан, встань, ибо люди не хотят никого, кроме тебя. Клянусь Аллахом, если ты будешь медлить или откажешься, ты в четвёртый раз лишишься своего законного права." Затем мусульмане собрались и в один голос воскликнули: «Мы не оставим тебя, пока не заключим с тобой союз.»
Али (да будет мир с ним!) сказал:
"Теперь, когда вы настаиваете и другого выхода нет, соберитесь в мечети, чтобы не заключать со мной союза тайно. Это должно произойти открыто и по доброй воле мусульман."
Мусульмане собрались в мечети Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и с радостью заключили союз с его светлостью. Некоторые знатные люди, подобно Талхе и Зобейру, которые были бы не прочь захватить власть, увидев, с какой радостью люди присягают в верности Али (да будет мир с ним!), сочли неразумным отклониться от союза с его светлостью. Они руководствовались следующими соображениями: "Теперь, когда от этого пирога нам не достался кусочек, неплохо было бы заключить союз с Али. Может быть, в благодарность за это он предоставит нам некоторые привилегии и назначит правителями городов." Поэтому они внешне поощряли людей присягнуть в верности его светлости. Первым, кто заключил союз с Али (да будет мир с ним!), был Талхе. Са'д ибн Ваккас и Абдулла ибн Умар отказались присягать его светлости.[39]
После этой церемонии Али (да будет мир с ним!) в своей речи сказал: "Знайте, что проблемы, с которыми вы столкнулись во время начала пророческой миссии великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!), сегодня возвратились к вам. Клянусь тем, кто ниспослал Пророка с его миссией, вы должны в корне измениться и проверить себя в сложных испытаниях. Тогда отставшие благочестивцы вырвуться вперёд, а те, кто по несправедливости идут впереди, отстанут."
Затем он добавил: "Грехи подобны норовистым лошадям, которые несут своих грешных всадников в преисподнюю, а благочестие и благодеяние подобны прирученным верблюдам, управляемым своими всадниками, которые везут их в рай. Таким образом, благочестие - путь добра, а грехи - путь зла. Каждый из этих путей имеет своих путников. Если число путников пути зла велико, так это было всегда, и не беда, если мало людей, вступающих на путь добра. Ведь иногда эта малочисленная группа вырывается вперёд и есть надежда на удачу. Конечно, очень редко к человеку поворачивается то, что отвернулось от него."
Али (да будет мир с ним!) прочитал намаз и, вернувшись домой, приступил к делам. На следующий день он пришёл в мечеть, прочитал проповедь и ознакомил людей со своей программой действий и способом правления. После восхваления Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит Аллах его и род его!) Али (да будет мир с ним!) сказал:
"Знайте, что я буду призывать вас к истине и продолжу путь великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!), позабытый вот уже многие годы. Я буду обращаться с вами согласно указам Писания Аллаха и ни на йотту не отклонюсь от Корана и традиций Пророка. Я всегда буду предпочитать ваше спокойствие своему и все свои действия буду совершать ради вашего блага. Однако эта доброжелательность будет касаться всех людей. Я приму во внимание интересы всех мусульман, а не отдельных лиц или групп. Может быть, вначале мои действия создадут для вас трудности. Будьте терпеливыми и вытерпите эти трудности. Вы хорошо знаете, что я не жаждал власти и не хотел принимать на себя эту ответственность. Я стал вашим руководителем по вашим настойчивым просьбам. Взоры уммы обращены на меня, и я должен действовать по справедливости.
Насколько я знаю, некоторые люди обладают богатством, многочисленными рабами и плодотворными землями. Если эти люди обрели это богатство незаконным путём, я заставлю их вернуть его во всеобщую казну мусульман. Вы должны знать, что между мусульманами не существует никакой привилегии, кроме благочестия, награда за которое будет воздано в загробном мире. Поэтому при разделе содержимого всеобщей казны все мусульмане будут равны для меня. Основрй моего правление будет справедливость и равенство. Угнетённые будут дороги для меня, а угнетатели - ненавистны."
Арабская знать, в особенности Омейяды, считавшие в период правления Усмана всеобщую казну своей собственностью, столкнулись с неожиданным явлением. Они не думали, что Али (да будет мир с ним!) будет говорить с ними так открыто и так настаивать на своём стремлении к истине и справедливости. Как будто за 25 лет, прошедшие со времени кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) всё было позабыто. Чем больше времени проходило с этой даты, тем реже выполнялись предписания религии. Один Али (да будет мир с ним!) после 25 лет беспорядка и неразберихи сказал:
"Араб и неараб, слуга и господин, чёрный и белый - все равны перед законом, и имущество казны должно быть распределено поровну." Также его светлость сказал:
"Клянусь Аллахом, если найду (раздаренные Усманом земли и богатства), верну их настоящим владельцам, даже если на эти богатства выданы замуж женщины или куплены служанки, ибо правосудие должно восторжествовать, а тот. кто не вытерпит правосудия, будет окружён злом и жестокостью."
Поэтому его светлость приказал оставить личное имущество Усмана в наследство его детям, а остальное богатство, взятое им из всеобщей казны, распределить между мусульманами. Каждому досталось три динара. Али (да будет мир с ним!) не сделал исключения ни для кого. Он поставил в один ряд освобождённого раба и представителя арабской знати.
Нет нужды говорить, что эта справедливость не понравилась некоторым людям, которые согласно правилам периода невежества (доисламского периода) считали себя превыше других и ожидали, что их доля от всеобщей казны должна быть больше обыкновенного простолюдина.
Они подумали: "Али унизил нас и не принял во внимание нашу родословную. Он не сделал разницы между нами и чёрными рабами и простолюдинами. Разве мы можем смириться с этим и прийти с ним к соглашению?"
Имам Али (да будет мир с ним!) с самого начала знал, что союз подобного рода честолюбивых и алчных людей продлится недолго, а так как они являются известными и знатными людьми, вскоре различными обманами и интригами сведут простой народ с пути благочестия. Поэтому он и не желал власти.
Али (да будет мир с ним!) с самого начала своего правления столкнулся с тремя большими проблемами:
Во-первых, некоторые из знатных лиц, в том числе Абдулла ибн Умар и Са'д Ваккас, не заключили с ним союз.
Во-вторых, поверенные и наместники Усмана (подобно Муавие) правили в различных городах, и сменить их было проблематичным делом.
В-третьих, существовала проблема убийства Усмана, и каждый, кто намеревался поднять бунт и ослушаться приказа, ухватывался за эту проблему в качестве предлога. Али (да будет мир с ним!) был вынужден выявить причины и виновников убийства Усмана.
Эти три важных фактора сделали неспокойным недолговременный халифат Али (да будет мир с ним!) и заняли мысли его светлости, побудив его думать о борьбе с ними.
На четвёртый день правления имама Али (да будет мир с ним!) Абдулла ибн Умар сказал его светлости: "Как видно, большинство мусульман выступают против твоего правления. Надо обсудить этот вопрос на совете!"
Али (да будет мир с ним!) ответил: "Эй, глупец, тебе то какое дело? Разве я пришёл к народу, прося его предоставить мне власть? Разве сами мусульмане не явились в мой дом? Почему же теперь ты говоришь, что следует обсудить вопрос о моём халифате на совете?" Затем его светлость поднялся на минбар и, поведав людям о разговоре с Абдуллой, призвал их следовать предписаниям Корана и указам Пророка (да благословит Аллах его и род его!). С другой стороны, некоторые из заключивших с Али (да будет мир с ним!) союз помышляли о другом. Они думали, что халифат Али (да будет мир с ним!) будет аналогичен правлению Усмана и полагали, что если раньше других принесут присягу в верности Али (да будет мир с ним!), его светлость назначит их правителями исламских земель или выделит им большую долю из всеобщей казны. В числе этих людей были Талхе и Зобейр. Как было сказано, Талхе был первым, кто заключил союз с Али (да будет мир с ним!), однако сделал он это не без алчности! Когда эти люди увидели, что его светлость поровну распределил всеобщую казну между мусульманами, они поняли, что обманулись в своих ожиданиях и подняли голос протеста.
Сахл ибн Хунайф сказал: "О эмир правоверных! Этот слуга, которому ты дал три динара, был освобождён мной. Сегодня ты считаешь его равным мне." Подобные слова были сказаны также Талхе, Зобейром, Марваном ибн Хакамом, Саидом ибн Асом и другими курайшитами. Однако Али (да будет мир с ним!) был не из тех, на кого могут оказать воздействие подобные возражения, заставив его сойти с пути истины и справедливости. В ответ им он сказал: "Вы приказываете мне содействовать злу и насилию в отношении того, чьим правителем я стал? Клянусь Аллахом, пока происходит перемена дня и ночи и пока звёзды проделывают свой путь в небе, я не сделаю этого. Если бы казна принадлежала мне, и тогда бы я распределил её поровну между мусульманами. А ведь казна принадлежит Аллаху. Как же я могу предпочесть одних другим?" Затем он добавил:
"Знайте, что несправедливая раздача богатства является расточительством. В этом мире расточитель возвышается (в глазах получателя богатства), а в потустороннем мире -унижается (перед Господним престолом). Несправедливо раздариваемое богатство приносит человеку людское почтение и Господнее презрение. Тот, кто беспричинно дарит богатство тем, кто недостоин этого богатства, будет лишён Аллахом благодарности и дружбы этих людей, и если с ним приключится беда и он будет нуждаться в помощи этих людей, они будут для него наихудшими друзьями и вечными порицателями."
Итак, наступили первые дни халифата имама Али (да будет мир с ним!). Талхе и Зобейр отправили его светлости послание, в котором говорилось: "Мы поощрили людей заключить с тобой союз, и мухаджиры и ансары последовали нашему примеру и все принесли тебе присягу в верности. Теперь, когда ты взял в руки бразды правления, ты оставил нас и обратил своё внимание на Малика Аштара и других!"
Али (да будет мир с ним!) спросил посланника Талхе и Зобейра, что они подразумевают под этими словами. Тот ответил: "Талхе хочет быть правителем Басры, а Зобейр -правителем Куфы."
Али (да будет мир с ним!) сказал: "Теперь, когда они находятся в Медине и не имеют никакого поста и звания, они не дают мне покоя. Если они станут править Басрой и Куфой, то ещё более настроят против меня людей и внесут раскол в религию. Они представляют собой угрозу для меня. Скажи этим двум старикам, чтобы они страшились Аллаха и Его посланника и не вносили смуту в его умму. Они наверняка слыхали, что Аллах сказал:
"Будущий мир Мы даруем (лишь) тем, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. (Счастливый) исход - только богобоязненным."[40]
Услышав эти слова, Талхе и Зобейр поняли, что требовать привилегии и иметь неуместные ожидания от такого справедливого правителя как Али (да будет мир с ним!) всё равно что ковать холодное железо и необходимо придумать другой способ достижения своих целей.
С другой стороны, Али (да будет мир с ним!), став халифом, решил в первую очередь отстранить от дел наместников Усмана, которые были недостойны править городами, и назначить на их места достойных и честных людей. С этой целью он написал письмо Муавие ибн Абу Суфиану. правившему Дамаском со времён халифата Умара, и, сообщив ему о своём халифате, призвал его заключить союз и подчиняться ему.
Однако Муавие, желая самому стать халифом, утаил от жителей Дамаска письмо Али (да будет мир с ним!) и заставил их присягнуть себе в верности. Он даже не ответил на письмо его светлости, чтобы использовать полученную возможность для достижения своих целей.
Муавие. желая получить подходящую возможность для укрепления своего положения, задумал натравить на Али (да будет мир с ним!) других людей. Поэтому он немедленно написал письмо Зобейру и воспламенил в нём жажду правления. В письме он добавил: "Я заставлю жителей Дамаска присягнуть тебе и Талхе, чтобы вы стали халифами, а так как Басра и Куфа находятся вблизи вас. захватите эти города раньше Али и под предлогом мести за убийство Усмана отправьтесь на него войной и одержите над ним победу!"
Когда Зобейр получил письмо Муавие, его обуяла жажда власти и он попался на удочку Муавие. Он утаил письмо от всех и, тайно встретившись с Талхе, сообщил ему текст письма.
По словам некоторых историков. Муавие написал Зобейру, что взял с жителей Шама слово присягнуть ему, затем Зобейру, а затем Талхе.
Письмо Муавие вынудило Талхе и Зобейра, которым не удалось получить от Али (да будет мир с ним!) разрешение на правление Басрой и Куфой, искать другой путь достижения своей цели. Они решили восстать против имама Али (да будет мир с ним!) и объявить ему войну и по предложению Муавие избрать предлогом для этого месть за смерть за Усмана. С этой целью они отправились из Медины в Мекку и поняли, что в этом городе создались необходимые предпосылки для осуществления их плана, ибо помимо них. в Мекке собрались такие противники Али (да будет мир с ним!) как Марван ибн Хакам и Аиша. С прибытием в этот город Талхе и Зобейра создалась группа, начавшая битву Джамаль.
(на арабском)
(Али, да будет мир с ним!)
СРАЖЕНИЕ ДЖАМАЛЬ
Причиной сражения Джамаль была проблема классового неравенства людей, созданная после кончины Пророка (да благословит Аллах его и род его!) правившими халифами. Поскольку халифат имама Али (да будет мир с ним!) был революционным движением, направленным на уничтожение последствий правления прежних халифов и восстановление положения, царившего в обществе при жизни великого Пророка (да благословит Аллах его и род его!), такие люди как Талхе и Зобейр, поняв, что при халифате Али (да будет мир с ним!) они оказались на одном социальном уровне с простым народом и их материальным интересам угрожает опасность, поднялись на борьбу с его светлостью. Как было сказано, получив отрицательный ответ от Али (да будет мир с ним!) на свою просьбу, эти двое выбрали для осуществления своего плана Мекку, ибо Медина не подходила им для этой цели. Поэтому они пришли к Али (да будет мир с ним!) и попросили разрешения отправиться в Мекку для выполнения обрядов малого хаджа.
Имам Али (да будет мир с ним!) сказал: "Вы свободны отправиться в любой город, однако это ваше путешествие совершается не без уловки и интриги. Вы составили план, который невозможно осуществить в Медине." Однако те двое поклялись, что, отправляясь в Мекку, они не преследуют иной цели, кроме совершения малого паломничества.
Али (да будет мир с ним!) разрешил им выехать в Мекку и предостерёг их от нарушения присяги, вновь заключил с ними союз и напомнил им слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!), сказавшего: "О Али, после меня ты будешь воевать с подлецами, касетинами и марекинами."
Наконец Талхе и Зобейр отправились в Мекку и нашли атмосферу этого города подходящей для своих действий.
До прибытия в Мекку Талхе и Зобейра в этом городе находилась Аиша. Она постоянно поощряла людей восстать против незаконных действий Усмана и всегда говорила людям, чтобы они убили этого На'сала[41] (старого глупца). Когда люди настроились против Усмана и гибель его была неминуема, Аиша, желая остаться в стороне от этих событий или не быть обвинённой в моральной вражде с Усманом, разожгла в Медине пламя вражды с Усманом и сама отправилась в Мекку, где продолжала злословить в адрес Усмана.
Возвращаясь после церемоний паломничества в Медину, она услыхала весть о смерти Усмана и халифате Али (да будет мир с ним!) и вернулась в Мекку. В то время в Мекке правил Абдулла ибн ал-Хазрами, ярый сторонник Усмана и лютый противник Али (да будет мир с ним!).
Помимо Аиши, правителя Мекки, Талхе и Зобейра, в Мекке из различных городов собрались противники Али (да будет мир с ним!). Так, Йа'ла ибн Омайе прибыл в Мекку из Йемена, а Абдулла ибн Амер - из Басры.
Собрание этой группы противников Али (да будет мир с ним!) привело к сражению Джамаль. Аиша, желая заручиться поддержкой других жён Пророка, решила обмануть Омме Саламе и Хафису и заставить их примкнуть к группе противников Али (да будет мир с ним!). Однако, придя к Омме Саламе, она встретила решительный отказ.
Омме Саламе сказала: "Эй, Аише, разве не ты поощряла людей убить Усмана. Что случилось, что сегодня ты хочешь отомстить за его смерть? И что это за вражда, которую ты испытываешь к Али, в то время как он является братом и преемником посланника Аллаха? Сегодня мухаджиры и ансары заключили с ним союз. Кроме этого, разве Пророк со слов Всевышнего Аллаха не сказал о своих жёнах: " He покидайте своих домов и не носите украшения времён джахилии (доисламского периода)."?[42]
Слова Омме Саламе, в особенности коранический аят, поразили Аишу. Она не могла вымолнить ни слова в ответ. Отчаявшись привлечь на свою сторону Омме Саламе, Аиша отправилась к Хафисе.
Хафиса приняла её предложение, однако её брат Абдулла ибн Умар запретил сестре отправляться вместе с Аишей. Не добившись своего, Аиша была вынуждена пуститься в путь в одиночку и возглавить группу авантюристов!
Ранее было сказано, что Муавие написал Зобейру письмо и разжёг в нём жажду власти, поощрив бороться с имамом Али (да будет мир с ним!). Поэтому первоначальным планом этой группы было отправиться в Дамаск и взять с собой Муавие, который также враждовал с Али (да будет мир с ним!). Однако Муавие, узнав об этом, подумал, что если эта группа противников Али прибудет в Дамаск и если даже одержит победу над Али (да будет мир с ним!), он должен будет заключить союз с Талхе и Зобейром. Поэтому он немедленно написал анонимное письмо, в котором было сказано: "Не верьте Муавие, он не поможет вам. Назначенный Усманом правителем Дамаска, он не помог Усману и позволил, чтобы его убили. Как же он может помочь вам?" Муавие отправил это письмо Зобейру.
Получив письмо, Зобейр сообщил о нём противникам Али (да будет мир с ним!), возглавляемых Аишей. Таким образом эта группа отказалась от своего первоначального плана отправиться в Дамаск и сочла необходимым заехать в Басру, ибо Талхе и Зобейр имели в Басре и Куфе множество сторонников, при помощи которых противники Али (да будет мир с ним"!) могли достичь своих целей.[43]
Наконец, Аиша при помощи Талхе и Зобейра собрала войско в Мекке и хорошо оснастила его на, деньги, оставленные им Йа'ла ибн Омайе. Войско до главе с Аишей. ехавшей на верблюде по кличке Аскар, отправилось в Басру.[44]
Желая застать имама Али (да будет мир с ним!) врасплох и раньше него доехать до Басры, это войско двигалось быстро и в основном проходило большие расстояния без отдыха.
Ночью войско остановилось на отдых в местечке под названием Хауаб. В ту ночь собаки Хауаба лаяли, окружив палатку Лиши. От их лая Аиша проснулась и спросила, как называется это место. Узнав, что место называется Хауаб, она испугалась и раскаялась в своих враждебных действиях в отношении Али (да будет мир с ним!), ибо при жизни Пророка (да благословит Аллах его и род его!) слыхала от его светлости, что собаки Хауаба будут лаять на одну из его жён, а Пророк (да благословит Аллах его и род его!), обратившись к Аише, сказал: "Берегись, чтобы это была не ты, Хомейра."
В ту минуту она вспомнила слова Пророка и сожалела о содеянном. Поэтому желала поскорее отделиться от этой группы и вернуться в Мекку.
Увидев Лишу в подобном состоянии, Зобейр вынудил нескольких человек ложно поклясться, что это местечко не является Хауабом и что они уже давно проехали Хауаб. Аиша поверила их клятве и продолжила наступление на Басру.
Когда войско приблизилось к Басре, Талхе и Зобейр написали письмо старейшинам этого города и призвали их подняться на борьбу с Али (да будет мир с ним!) в отместку за кровь Усмана. Те ответили, что убийцы Усмана находятся в Медине и прибытие войска в Басру с этой целью является нелепым и нелогичным. Однако мятежники игнорировали мнение старейшин Басры и напали на этот город. После убийства многих жителей Басры они вынудили сдаться Усмана ибн Хунайфа, назначенного имамом Али (да будет мир с ним!) правителем Басры, и захватили этот город.
В это время Али (да будет мир с ним!) был занят сменой правителей городов и, как было ранее сказано, отправил с Джарир ибн Абдуллой Беджелли письмо Муавие и призвал его заключить с ним союз, однако Муавие, вместо того, чтобы ответить на письмо Али (да будет мир с ним!), написал письмо Зобейру и вынудил его подняться на борьбу с его светлостью. Али (да будет мир с ним!) вновь написал письмо Джариру ибн Абдулле и подчеркнул: "Сразу же после получения моего письма вынуди Муавие принять решение и выбрать мир или войну. Если он пойдёт на мир, заставь его заключить со мной союз, а если помышляет о войне, немедленно поставь меня в известность."
Однако Муавие обвинил Али (да будет мир с ним!) в убийстве Усмана и написал его светлости, чтобы тот выдал ему убийц Усмана.
Али (да будет мир с ним!), считавший Муавие самым хитрым и опасным из всех своих врагов, оказывающим влияниие на других, решил во главе оснащённого войска отправиться в Дамаск и покончить с Муавие, однако в это время он получил сообщение о том, что Аиша при поддержке Талхе и Зобейра захватила Басру и настроила людей против него под предлогом мести за смерть Усмана. Али (да будет мир с ним!) поневоле отказался от нападения на Дамаск и решил вначале разделаться с мятежниками Басры, а затем отправиться в Дамаск.
В мечети Али (да будет мир с ним!) поднялся на минбар и после восхваления Всевышнего Аллаха и Его Пророка сказал:
"Люди! Аиша вместе с Талхе и Зобейром отправилась в Басру. Каждый из них (Талхе и Зобейр) желает захватить власть в свои руки. Талхе является сыном дяди Аиши, а Зобейр - мужем её сестры. Клянусь Аллахом, если они достигнут того, к чему стремятся (чего никогда не случится), каждый из них снесёт голову своего друга с плеч. Клянусь Аллахом, эта женщина, севшая на верблюда (Аиша), совершает деяния, вызывающие гнев Всевышнего Аллаха,- и в конце концов погубит и себя, и своих спутников. Клянусь Аллахом, треть их войска будет перебита, треть обратится в бегство, а другая треть откажется от мятежа. Эта Аиша и есть та женщина, на которую лаяли собаки Хауаба (как об этом предупреждал Пророк). Талхе и Зобейр знают, что вступили на неверный путь, однако многие знающие не используют свои знания и погибают от своего невежества. Для нас хватит поддержки Аллаха, ведь он наилучший защитник!"
Конечно, оснастить войско против прозванной матерью правоверных Лиши, которая была женой Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и дочерью Абу Бакра, а также против Талхе и Зобейра, важных и известных лиц и соратников посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) было делом непростым. Поэтому Али (да будет мир с ним!) напомнил жителям Медины об их злодеяниях в Басре, чтобы подготовить их к выступлению в поход на Басру. На следующий день его светлость вновь поднялся на минбар и сказал:
"Мои противники покинули Мекку, захватив с собой в Басру жену Пророка Аллаха, (да благословит Аллах его и род его!) как невольницу, которую при продаже перевозят из города в город. Талхе и Зобейр оставили своих жён дома и поставили на всеобщее обозрение войска жену Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Никто в этом войске не подчиняется мне. Все они нехотя заключили со мной союз (и затем нарушили его). Они напали на моего наместника (Усмана ибн Хунайф), хранителей всеобщей казны мусульман и других жителей Басры и убили одних палками и камнями, а других - хитростью и интригами. Клянусь Аллахом, если бы они преднамеренно убили даже одного невиновного мусульманина, я бы имел право перебить всё вражеское1 войско, ибо они находились там и не помешали руками и языками убийцам совершать злодеяния. Кроме того, они убили мусульман, численность которых равнялась численности их войска."
Али (да будет мир с ним!) в своей красноречивой проповеди сообщил мединцам о коварных планах командующих войском Джамаль, о том, что они после заключения союза с ним нарушили этот союз и стали виновниками подобных горьких событий. Затем его светлость призвал жителей Медины подняться на борьбу с вражеским войском.
Имам Али (да будет мир с ним!) оставил в Медине вместо себя Сахла ибн Хунайфа и. собрав войско из мухаджиров и ансаров, большинство которых участвовало в битве при Бадре. отправился в сторону Басры. Он также отправил имама Хасана, Малика Аштара. Мухаммада ибн Абу Бакра и других в Куфу. чтобы они собрали в этом городе вспомогательные отряды для его войска.
В то время правителем Куфы был Абу Муса Аш'ари, назначенный Усманом. Али (да будет мир с ним!) написал ему. чтобы он взял с жителей Куфы присягу в верности ему, однако Абу Муса, полагая, что желание отомстить за смерть Усмана и помощь Талхе и Зобейру оставят ему его пост, призвал куфийцев поддерживать Талхе и Зобейра, которые внешне стремились отомстить за кровь Усмана, и отказался брать присягу у куфийцев в верности Али (да будет мир с ним!).
Наставления посланников Али (да будет мир с ним!) были бесполезными. Наконец, Малик Аштар захватил дом правления и избил слуг Абу Мусы. В тот момент Абу Муса находился в мечети. Малик вошёл в мечеть и, спустив Абу Малика с минарета, воскликнул: "Эй, глупец и предатель! Люди не заключат союз ни с кем, кроме Али (да будет мир с ним!)." Поняв, что он беспомощен в руках Малика, Абу Муса предпочёл промолчать и стал умолять Малику отпустить его. Малик поднялся на минарет и призвал жителей Куфы заключить союз с Али (да будет мир с ним!). Почти все куфийцы принесли присягу верности Али (да будет мир с ним!). Таким образом Малику удалось за короткое время оснастить отряд почти в двенадцать тысяч человек и отправить его к имаму.
Этот отряд куфийцев отправился в путь и примкнул к войску Али (да будет мир с ним!) в местечке под названием Зигар. Выразив свою радость по поводу встречи с его светлостью, куфийцы сказали: "Хвала Аллаху, отправившего нас к тебе на помощь." Али (да будет мир с ним!), поблагодарив их, поднялся и, воздав хвалу Аллаху и Его посланнику (да благословит Аллах его и род его!), произнёс речь о Талхе и Зобейре, которые, нарушив союз, напали на Басру под предлогом мести за Усмана. Его светлость уведомил воинов о всех событиях и они, выслушав речь Али (да будет мир с ним!), выразили свою готовность самоотверженно сражаться на пути истины и уничтожить зачинщиков этого заговора.
Али (да будет мир с ним!) вместе со своим войском покинул Зигар и доехал до места под название Завие в нескольких километрах от Басры, где разбил лагерь. Ввиду того, что его светлость всегда предпочитал мир и спокойствие войне и кровопролитию, он из Завие отправил письмо Талхе и Зобейру, в котором советовал им одуматься. Помимо письма, он также отправил в Басру нескольких людей, в том числе Ка'ка' ибн Умара для переговоров с командующими войском Джамаль, чтобы советами и наставлениями предупредить их о тяжёлых последствиях их интриги. Однако противники Али, уверенные в победе, отказались выслушать наставления, ибо Аиша была осведомлена о вражде Абу Мусы с Али (да будет мир с ним!) в Куфе и считала, что жители этого города не помогут его светлости. Когда противники Али (да будет мир с ним!) убедились, что войско его светлости приблизилось к Басре, Аиша, возглавлявшая войско Джамаль, приказала Зобейру при помощи Талхе, Нарвана и других построить войско и подготовить его к сражению. Численность этого войска достигала около тридцати тысяч человек, собранных противниками Али (да будет мир с ним!) по пути из различных городов.