Продажа того, что было куплено с отсрочкой выплат за меньшую цену наличными.
Примером может служить такое положение, когда человек, нуждающийся в наличных деньгах, не может найти того, кто одолжил бы ему нужную сумму, и покупает за определённую цену товар в долг с условием уплаты его к оговоренному сроку с целью продажи купленного за цену, которая меньше его реальной стоимости, для получения наличных денег.
О том случае, когда человек продаёт этот товар не тому, кто продал его первым, имам Ахмад сказал: "Боюсь, что он окажется вынуждаемым ".
Если же он продаёт это первому продавцу, то общее мнение улемов сводится к тому, что такая сделка является запретной и недействительной, и они считали её только предлогом для получения ростовщического процента, как утверждали Малик, Ахмад и Абу Ханифа, да помилует их Аллах Всевышний. В качестве довода в пользу своей точки зрения они ссылались на сообщение, которое приводит ад-Даракутни. В этом сообщении говорится, что как-то раз одна женщина сказала Аише, да будет доволен ею Аллах: "Я купила у Зайда бин Аркама слугу за восемьсот дирхемов, договорившись, что отдам ему деньги позже, но через некоторое время мне срочно понадобились деньги, и тогда я продала этого слугу Зайду обратно до наступления условленного срока уплаты за шестьсот (дирхемов наличными) ".
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Плохую сделку ты заключила! Передай Зайду бин Аркаму, что Аллах Всевышний сделает недействительным его джихад и его хаджж, совершённый им вместе с посланником Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), если он не покается! "
А потом к ней пришёл Зайд с оправданиями, она же прочла ему слова Аллаха Всевышнего:
"Тому, кто прекратит, получив увещание от своего Господа, простятся прошлые (грехи)..." "Kорова" 275 .
Это значит, что деньги, которые он отдавал, останутся ему. Эти имамы говорили: "Её слова и то, что она удержала его от этого, указывают на то, что она слышала это от посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям).
Аш-Шафи'и, да помилует его Аллах Всевышний, был согласен c этими словами трёх имамов при условии, что в договоре имеется указание на стремление пойти на хитрость с целью осуществления ростовщической сделки. Если же заключение договора обходится без этого, то он будет правильным, поскольку это является торговой сделкой со всеми её необходимыми элементами, а поэтому в данном случае людей нельзя обвинять за их действия, а за их намерения отчёта с них потребует Аллах Всевышний.
Несправедливая оценка.
Если покупатель, не умеющий хорошо торговаться, купил несправедливо оценённый товар, то следует знать, что продавцу не разрешалось продавать его. В соответствии с мазхабами Малика и Ахмада, да помилует их Аллах Всевышний, покупатель может расторгнуть сделку, если пожелает. Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек сказал пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что его обманывают в торговых делах, (и пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал (ему):
«Когда будешь заключать сделки, говори: "Без обмана!" - /Ля хыляба!/»(Аль-Бухари и Муслим).
Этим человеком был Хаббан бин Мункыз, да будет доволен им Аллах. Имам Ахмад сказал: " Аль-хыляба"- это такой обман, когда обманывают в том, в чём обычно люди друг друга не обманывают, например, когда что-нибудь стоимостъю в один дирхем продают за пять ".
Маликиты говорили: "Если несправедливая оценка достигает трети стоимости, он может расторгнуть такую сделку ".
б - Завещание.
Нанесение вреда посредством завещания может быть двух видов:
1 - Выделение одному из наследников большей доли, чем та, что обязал выделять ему Аллах, в результате чего остальными следникам наносится ущерб.
Вот почему шариат запрещает делать это без согласия других наследников, а пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Поистине, каждому имеющему право (на что-либо) Аллах уже дал то, на что он имеет право, а поэтому не следует(составлять особого) завещания для кого-нибудь из наследников».(Аль-Бухари)
2 - Оставление наследства постороннему человеку, в результате чего ущемляются права законных наследников. Вот почему шариат запрещает делать это, когда доля, выделяемая посторонему человеку, превышает треть состояния завещателя независимо от того, делается это с намерением нанести ущерб или нет, если только законные наследники не дадут на это своего разрешения.
Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«Треть, и треть это много». (Аль-Бухари, Mуслим.)
Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разрешил отдавать посторонним треть, чтобы дееспособный мусульманин мог исправить упущения, допущенные им в своей жизни и касающиеся благотворительности и расходования средств на различные богоугодные дела. Однако необходимым условием этого является отсутствие намерение завещателя нанести вред наследникам, так как в подобном случае составление такого завещания будет грехом перед Всемогущим и Великим Аллахом, который сказал:
"... после (вычета) по завещанию и (выплаты) долга(, если это не нанесёт) вреда.. " "Женщины", 12.
Возможно даже, что нанесение человеком вреда другим посредством составления такого завещания станет причиной того, что дела его окажутся тщетными и он лишится награды Аллаха.
Возникает вопрос: следует ли отменить такое завещание, если цель завещателя, состоявшая в том, чтобы причинить вред, была установлена, или же его следует выполнить? В основном улемы считают, что его следует принять к исполнению, но Малик считал, что его необходимо отменить.
Ибн Раджаб сказал: "Говорят также, что это соответствует нормам мазхаба Ахмада ".
в - Возвращение в браке.
Имеется в виду возвращение человеком своей жены к себе в период 'идда, если дело касается такого развода, после которого жена может вернуться к мужу.
Аллах Всевышний сказал:
"...оставляйте их по-хорошему или отпускайте их по-хорошему и не удерживайте их (, стараясь нанести им) вред и (тем самым) нарушая (установления Аллаха), а кто сделает это, сам себя обидит." "Корова", 231.
Аллах Всевышний также сказал:
А мужья их имеют преимущественное право на их возвращение в этот (период), если захотят примирения.
Здесь имеется указание на то, что если в данном случае возвращение преследует цель нанесения вреда жене, то со стороны мужа подобные действия являются греховными. Это может принять следующий вид: человек разводится со своей женой и оставляет её почти до конца периода 'идда, после чего возвращает её к себе, на самом деле не желая фактического возобновить брака. Тем самым муж затягивает период 'идда и до определенного времени препятствует женщине заключить новый брак, не поддерживая с ней супружеских отношений по этой причине. Не исключено, что подобные действия с его стороны могут повториться, и поэтому имам Малик считал, что если человек возвращает свою жену до истечения срока 'идда, а потом снова разводится с ней, не возобновляя супружеских отношений и делая это с целью нанесения ей вреда путём затягивания периода 'идда, то в подобном случае период 'идда возобновлять не следует и необходимо основываться на том сроке, который уже прошел до того, как муж вернул её обратно.
Сообщается, что имам Ахмад сказал: "На этом следую основываться независимо от того, хотел он причинить вред или нет."
Наиболее распространённое мнение сводится к тому, что срок 'идда необходимо возобновить независимо от того, хотел он причинить вред или нет, а если у него было такое намерение, значит, он совершил грех.
г - Нанесение вреда посредством клятвы не приближаться к жене ('иля).
Речь идёт о таком случае, когда муж даёт клятву не приближаться к своей жене, иначе говоря, не спать с ней в течение определённого времени или вообще никогда. При этом если он совершит половое сношение с женой до истечения четырёх месяцев со времени своей клятвы не спать с ней, это следует рассматривать как возвращение, и в подобном случае ему необходимо принести покаяние и искупить нарушение клятвы. Если же и после истечения четырёх месяцев он будет продолжать отказываться от выполнения своих супружеских обязанностей, то этому следует воспрепятствовать.
Аллах Всевышний сказал:
"Тем, которые клянутся не приближаться к своим жёнам, следует выждать четыре месяца, и если они отступятся (от этого), поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный,
а если они решатся на развод, то, поистине, Аллах - Слышащий, Знающий." "Корова", 226 - 227.
Относительно того, как именно можно воспрепятствовать нанесению мужем вреда в подобном случае, улемы высказывали два мнения:
Наиболее распространённое мнение состоит в том, что такого человека нужно привести к кади и велеть ему либо вернуть жену, либо развестись, а если он откажется, то кади следует оформить такой развод, когда мужчина может вернуть жену обратно в течение определённого времени.
Ханафиты же утверждали, что его следует развести с ней окончательно сразу же по истечении четырёх месяцев со времени его клятвы.
Случаи, подобные ситуациям, связанным с " 'иля" трактуются по аналогии, например:
1 - Если муж, не давший никакой клятвы, в течение четырёх месяцев отказывается от исполнения супружеских обязанностей с целью нанесения вреда своей жене, то, как явствует из слов Ахмада, о его действиях следует судить как о действиях давшего клятву /'иля/.
2 - Ханбалиты считают, что совершение полового сношения с женой хотя бы один раз в течение этих четырёх месяцев является обязательным. Если же муж безосновательно откажется от этого, а жена потребует их развести, то, как считают некоторые из них, это следует сделать. Однако возникает вопрос: cледует ли считать, что в подобном случае имело место намерение нанести вред? Относительно этого единого мнения не существует.
Имам Малик и его последователи говорили, что если мужчина без уважительной причины отказывается от выполнения своих супружеских обязанностей, то брак по требованию жены должен быть расторгнут, однако среди них есть расхождения по вопросу определения срока.
3 - Если поездка мужа затянется без уважительной причины и жена потребует его возвращения, а он откажется сделать этo, то по мнению Малика и Ахмада, судье следует развести их.