Практикуем ли мы истинное учение?
Делаем ли мы присутствие Иисуса настоящим в наших церквях сегодня? Делаем ли мы настоящим присутствие Будды в наших Сангхах? Будда, монахи и монахини его времени находились в постоянном диалоге с представителями других религиозных вероисповеданий, особенно с брахманами. Вступаем ли мы в диалог с другими религиями? Будда всячески старался убрать барьеры между классами. Он принимал в свою общину неприкасаемых и членов других нисших каст. Делаем ли мы тоже самое по отношению к бедным и угнетённым в наши дни? Служим ли мы в Сангхах и церквях тем, кто страдает, кто подвержен политической, рас-совой и экономической дискриминации?
Будда принимал в свою Сангху женщин, и они становились учителями, теми, кто передавал заповеди, они играли такую же роль как и монахи. Иисус также свободно учил женщин. Первым человеком, которому Иисус явился после Своего воскрешения, была женщина. Позволяем ли мы женщинам посвящаться в духовный сан священников и учителей?
Будда и его монахи практиковали добровольную бедность. У них было три робы, одна чаша и один сосуд для воды. Можем ли мы жить просто, довольствуясь тем, что нам жизненно необходимо? Или же наши религи-'озные организации требуют всё больше и больше? Будда, его монахи и монахини каждый день собирали милостыню, чтобы практиковать скромность и не терять связь с людьми их общества. Иисус в своё время поступал весьма похоже. У Него не было ничего. Он всегда был доступен для людей. Он ше'л к другим и прикасался к ним с тем. чтобы понять, помочь и исцелить. В основном Он прикасался к страдающим людям. Действительно ли Сангха и церковь сегодняшних дней находятся в настоящей связи с людьми? Заботятся ли церкви сегодня о бедных и угнетённых, или они предпочитают иметь дело только с богатыми и сильными?
Будда всегда противосюял насилию и аморальности. Он перестал поддерживать короля Аджаттасатру, когда последний убил его отца, чтобы завладеть троном. Он старался остановить попытки короля Аджатта-сатры развязать войну с соседней страной Ваджи. Делают ли наши Санг-хи тоже самое - противостоят социальной несправедливости и насилию -или мы благословляем войны и посылаем священников с нашими армиями, чтобы поддержать войну? С предельной смелостью Иисус учил ненасилию. Практикует ли сегодняшняя церковь тоже самое своим присутствием и поведением? Практикует ли церковь ненасилие и социальную справедливость, или же объединяется с правительствами, которые практикуют насилие и ненависть? Во время войны во Вьетнаме город Бен Тре был разрушен во имя спасения. Командующий операцией сказал: “Мы вынуждены разрушить Бен Тре, чтобы спасти его”. Возможно ли такое, чтобы служитель церкви благословил войска на такую войну?
Иисусу нужны христиане
Для того, чтобы Будда присутствовал в Сангхах, мы должны практиковать так, чтобы сохранять живым его учение, а не ограничиваться проповедями и писаниями. Лучший способ, которым буддист может придерживаться учения Будды, это жить осознанно, так как жил Будда и его община. Для христиан сделать присутствие в церкви Святого Духа реальным и истинным - это внимательно практиковать то, чему учил Иисус. Истинно не только в том, что христианам нужен Иисус, но и в том, что Иисусу нужны христиане для того, чтобы в этом мире продолжала существовать Его энергия.
Глава 6
Умиротворенное сердце
Коллективная осознанность
В Нагорной проповеди Иисус сказал: “Благословенны миротворцы, ибо их назовут детьми Божьими”. Чтобы выступать за мир, у вас должно быть умиротворённое сердце. Когда вы делаете это, вы - дитя Бога. Однако многие, кто выступает за мир, сами не находятся в мире. Они по-прежнему гневаются и расстраиваются, и их работа не миролюбива по-настоящему. Нельзя сказать, что они прикасаются к Царствию Божьему.
Чтобы сохранять мир, наши сердца должны быть в мире со всем, что нас окружает, с нашими братьями и сестрами. Когда мы пытаемся преодолеть зло посредством самого зла, мы не работаем на благо мира. Если вы говорите: “Саддам Хуссейн - это зло. Нам надо остановить его от зла”, и если затем вы применяете те же самые способы, которыми пользуется он, вы становитесь в точности похожим на него. Попытка преодолеть зло злом -это не то, как можно достичь мира,
Иисус также сказал: “Не убий; а того, кто убьё'т, будут судить. Но я говорю вам, того, кто гневается на своего брата без причины, будут судить... тот, кто скажет “Ты глупец”, окажется в опасности адского пламени”. Иисус не говорит, что, если вы будете гневаться на своего брата, вы окажетесь в месте, которое называется адом. Он также говорит, что не надо убивать физически, чтобы оказаться в заключении. Вам надо только подумать об этом в мыслях, и вы уже окажетесь там.
Наказание смертью - это признак слабости, выражение нашего страха и неспособности понимать, что можно сделать, чтобы помочь ситуации. Убийство человека не поможет ни ему, ни нам. Нам надо всем вместе искать способы помощи. Наш враг - это ни другой человек, не зависимо от того, что он или она сделал. Если мы внимательно посмотрим вглубь себя, мы сможем увидеть, что их действия были проявлениями нашего коллективного сознания. Мы все наполнены насилием, ненавистью и страхом, так что как можно обвинять кого-то в чьём воспитании не было любви и понимания? Учителя, юристы, родители, журналисты, продью-серы фильмов, экономисты, артисты, бедняки, богачи - все мы должны обсудить эту ситуацию и посмотреть, что можно сделать. В этом может помочь медитация. Медитация - это не наркотик, который поможет нам забыть наши очевидные проблемы. Она должна помогать пробуждению осознанности в нас, а также в нашем обществе. Для того, чтобы достичь результатов, наше просветление должно быть коллективным. Как ещё можем мы завершить этот цикл насилия? Мы сами должны внести в это вклад, в большом и в малом, стремясь прекратить наше собственное насилие. Внимательно глядя на свой собственный разум и на свою собственную жизнь, мы начнём видеть, что делать, и что не делать, чтобы произошли настоящие перемены.
Внимательный взгляд
Мы часто думаем, что мир - это отсутствие войны, что если могущественные страны уменьшат свой арсенал, у нас может возникнуть мир. Но если мы внимательно посмотрим на вооружение, мы увидим наши собственные умы - наши предубеждения, страхи и невежество. Даже если мы отправим все бомбы на Луну, корни войн и корни этих бомб по-прежнему останутся здесь, в наших сердцах и умах, и рано или поздно, мы создадим новые бомбы. Работать на мир, значит искоренять войну из самих себя и из сердец мужчин и женщин. Готовиться к войне; давать миллионам мужчин и женшин возможность практиковать убийство день и ночь в своих сердцах, значит засевать миллионы семян насилия, гнева, беспокойства и страха, которые перейдут к другим поколениям.
“Мы слышали, что было сказано, Глаз за глаз, зуб за зуб. Но я говорю вам, не сопротивляйтесь злу: но если кто-то ударит вас по правой щеке, подставьте левую. И если кто-то будет судиться с вами и возьмёт вашу робу, отдайте ему и свою рубашку”. Это учение Иисуса о мести. Если кто-то просит вас о чём-то, дайте ему. Если он хочет взять у вас что-то, дайте ему. Многие ли из нас действительно практикуют это? Должен быть способ решения конфликта без убийства. Нам надо посмотреть на это. Нам надо найти способы помочь людям выходить из трудных ситуаций, ситуаций конфликтов, без необходимости убивать. Наша коллективная мудрость и опыт могут стать факелами, освещающими наш путь, показывающими нам, что делать. Внимательный совместный взгляд - это главная задача общины или церкви.
Высочайший вид молитвы
“Вы слышали, что было сказано, любите соседа своего и ненавидьте врага своего. Но я говорю вам, Любите врага своего, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за тех, кто не смотря ни на что использует вас и преследует вас, ведь вы можете быть детьми своего Отца небесного: он заставляет солнце подниматься и над злом, и над добром, и он посылает дождь и на справедливых, и на несправедливых”. Многие люди молятся Богу, потому что хотят, чтобы Бог исполнил их желания. Если они хотят провести пикник, они молят Бога о ясном, солнечном дне. В то же самое время крестьянин может молить о дожде. Если погода ясная, те, кто поехал на пикник, скажут: “Бог на нашей стороне; он ответил на" наши молитвы”. Но если пойдёт дождь, крестьяне скажут, что Бог услышал их молитвы. Вот так мы обычно молимся.
Если вы молитесь только за свой собственный пикник, а не за крестьянина, которому так нужен дождь, вы поступаете обратно тому, чему учил Иисус. Иисус говорил: “Возлюбите врагов своих, благословляйте тех, кто проклинает вас...” Если внимательно посмотреть на ваш гнев, вы увидите, что человек, которого вы называете своим врагом - тоже страдает. Как только вы увидите это. у вас появится способность принимать и сострадать ему. Иисус сказал: “любите врага своего”. Когда вы можете любить своего врага, он или она уже перестают быть врагами. Само представление о враге исчезает и заменяется представлением о том, кто страдает и нуждается в вашем сострадании. Такое отношение может быть легче, чем вы себе представляете, но необходима практика. Если читать Библию, но не практиковать, то это не очень поможет. В буддизме практика учения Будды есть высочайшая форма молитвы. Будда сказал: “Если кто-то стоит на берегу и хочет перебраться на другой берег, ему нужна лодка, или он должен переправляться вплавь. Он не может просто молиться: “О, другой берег, приблизься ко мне, чтобы я мог ступить на тебя!” Для буддиста молитва без практики - это не настоящая молитва.