Избрание имама али халифом 2 страница

Ка'ка', ничего не добившись своими наставлениями и увидевший построение вражеского войска, вернулся к Али (да будет мир с ним!) и рассказал ему о происшедшем.

За это время к войску Али (да будет мир с ним!) примкнули три тысячи жителей Басры (в том числе Рабиэ) и численность войска его светлости достигла двадцати тысяч человек. Поняв, что противники решили воевать, Али (да будет мир с ним!) уведомил командиров своего войска, в том числе Малика Аштара, Ади ибн Хатама, Мухаммада ибн Абу Бакра, Аммар Ясира и других, о намерении Талхе и Зобейра и дал каждому из командиров военное поручение.

Аиша во главе своего войска отправилась в Завие, расположенное к северу от Басры и представлявшее собой хорошую позицию для защиты города. Войско Аиши предстало перед войском Али (да будет мир с ним!). По словам некоторых историков, это произошло 17 числа месяца джамади ас-сани 36 года хиджры, а по словам автора книги "Насех ал-Таварих" - 19 числа месяца джамади ал-аула 36 года хиджры.

На следующий день Зобейр приказал различным отрядам войска Джамаль в дисциплинированном порядке двинуться на войско Али (да будет мир с ним!). Увидев, что с минуты на минуту воспламенится огонь войны, его светлость приказал своему войску отступить, надеясь на то, что дело не дойдёт до сражения и разрешится мирным путём. Аиша также приказала своему войску отступить. В тот день, первый день войны, сражения между войсками не произошло.

На следующий день, когда оба войска в военном снаряжении были готовы начать сражение, Али (да будет мир с ним!) отделился от своего войска и без меча и кольчуги поскакал к войску Басры и, приблизившись к нему, громким голосом позвал Зобейра. Все изумились и гадали, почему Али (да будет мир с ним!) с такой бесподобной храбростью, без меча и кольчуги, предстал перед вражеским войском.

Зобейр, находившийся рядом с Аишей, облачился в военные доспехи и поскакал в сторону Али (да будет мир с ним!). Увидев Зобейра рядом с его светлостью, Аиша сочла его гибель неизбежной, однако её успокоили, заверив, что Али никого не убивает подобным образом и что он даже не опоясался мечом и наверняка у него есть дело к Зобейру.

Зобейр взглядом спросил Али (да будет мир с ним!), что ему надо.

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Что это за дело, за которое вы взялись?"

Зобейр ответил: "Мы хотим отомстить за смерть Усмана!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Если это так, завяжите себе руки и отдайтесь в руки наследников Усмана. Разве кто-нибудь, кроме вас, был зачинщиком смерти Усмана?"

Зобейр промолчал. Али (да будет мир с ним!) сказал: "Я пришёл вывести тебя из заблуждения и напомнить тебе слова Пророка (да благословит Аллах его и род его!), которые он сказал тебе и которые ты позабыл." Затем его светлость продолжил: "Эй, Зобейр, помнишь ли тот день, когда я искал Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), а он был в доме Амро ибн Ауфа? Когда я пришёл туда, его светлость держал твою руку в своей руке. Когда я вошёл, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) первым поздоровался со мной. Ты спросил меня, почему я проявил высокомерие и не поздоровался с Пророком Ислама раньше него.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) ответил: "Нет, Зобейр, Али не высокомерен. В будущем ты будешь воевать с ним и война твоя будет несправедливой!"

А помнишь, как однажды Пророк (да благословит Аллах его и род его!) спросил тебя, любишь ли ты Али? Ты ответил: "Да, о Пророк Аллаха, он сын моего дяди по матери." Его светлость сказал: "И всё же ты будешь воевать с ним!""

Али (да будет мир с ним!) продолжал говорить Зобейру подобные слова и Зобейр терял твёрдость духа. Он вспомнил прошлое и подумал о том, что ради мирских блап он пошёл войной против своего двоюродного брата, преемника Пророка, и навсегда будет проклят Аллахом!

Зобейр устыдился своего поступка и попросил прощения у Али (да будет мир с ним!) и сказал: "Я обещаю тебе сейчас же покинуть Басру со своим войском и больше не вмешиваться в это дело." Али (да будет мир с ним!) вернулся к своему войску, а потрясённый Зобейр возвратился к Аише.

Аиша спросила Зобейра: "Что нужно было Али от тебя?" Тот ответил, что Али говорил о прошлом. Аиша сказала: "Мне кажется, что несколько слов Али пошатнули твою уверенность. Конечно, ты не виноват. Кто же может поговорить с Али и не содрогнуться от страха перед ним? Это неизбежно, ибо наш враг- человек, имя которого со страхом произносится храбрецами Аравии."

Аиша наговорила подобных колкостей столько, что привела в ярость Зобейра. Его сын Абдулла ибн Зобейр подтвердил слова Аиши. Зобейр сказал своему сыну: "Я поклялся не участвовать в этой войне." Абдулла ответил: "Можно нарушить клятву, искупив этот грех." Зобейр разгневался и, освободив своего слугу в качестве искупления за нарушение клятвы, во главе своего отряда напал на войско Али (да будет мир с ним!).

Али (да будет мир с ним!) приказал своим воинам не вступать в борьбу с Зобейром, ибо он не намеревался драться. Зобейр произвёл несколько показных атак, никого не ранив и не получив ранения. Вернувшись к войску Басры, он сказал своему сыну Абдулле и Аише: "Видите, я не боюсь, нападать на них." Абдулла рассмеялся: "Это своего рода уловка." Однако Зобейр не стал слушать его и, отделившись от войска Джамаль, отправился в селение Ассаба' и стал гостем человека по имени Амро ибн Джормоз. Когда Зобейр уснул, Амро отрубил мечом его голову, похоронил тело и принёс голову Зобейра Али (да будет мир с ним!). Его светлость сказал: "Почему ты убил Зобейра? Ты поступил нехорошо, ибо он был твоим гостем. Я слышал как Пророк (да благословит Аллах его и род его!) проклинал убийцу Зобейра."

Амро изумился и в некоторой степени расстроился. Затем он сказал Али (да будет мир с ним!): "Я не знаю, как нужно поступать с вами, Хашемидами. Если кто-нибудь ослушается вас, вы проклинаете его, а если кто-нибудь убивает ваших врагов, вы вновь проклинаете его."

Итак, после ухода Зобейра его сын Абдулла по приказу Аиши возглавил войско Джамаль, чтобы напасть на отряд Али (да будет мир с ним!). Воины Куфы попросили у Али (да будет мир с ним!) разрешения начать сражение.

Имам Али (да будет мир с ним!), всегда предпочитавший мир войне, не торопился, желая по мере возможности предотвратить войну, однако бездействие войска Али (да будет мир с ним!) придало храбрость врагам. Они стали пускать стрелы в сторону войска его светлости и ранили нескольких воинов Куфы.

Али (да будет мир с ним!) в иной раз отправил к врагам юношу по имени Муслим с Кораном в руках, чтобы призвать их к выполнению предприсаний Корана. Этот юноша, добровольно вызвавшийся выполнить это опасное поручение, приблизился к войску Джамаль, однако враги напали на него и отрубили ему руки. Юноша погиб мученической смертью, а листки Корана рассыпались по земле.

Увидев эту сцену, Али (да будет мир с ним!) сказал:

"Нет силы и могущества, кроме могущества Аллаха. Сейчас сражение стало сладостным."

Затем он немедленно приказал воинам наступать и, уполномочив своего сына Мухаммада Ханафие возглавить атакующий отряд, сказал:

"Если горы сдвинутся с места, ты не сходи со своего места. Сожми зубы и отдай свою голову Аллаху. Вбей свои ноги в землю подобно гвоздям, имей под своим наблюдением самые последние ряды войска и знай, что победа даётся Всевышним Аллахом."

Мухаммад Ханафие немедленно совершил нападение на врага. Хотя он был храбрым воином, он немного переждал, пока ослабится дождь стрел, сыпавшихся вокруг его воинов. В это время к нему подошёл Али (да будет мир с ним!), положил руку на его грудь и сказал:

"Эту осторожность ты перенял у матери. Твой отец не таков." Затем Али (да будет мир с ним!) в одиночку напал на воинов войска Джамаль.

Али (да будет мир с ним!) подобно пламени огня, слизывающего стопы сена, за короткое время расстроил ряды вражеского войска и убил многих известных храбрецов, осмелившихся померяться с ним силой. Он так храбро сражался, что меч его вскоре скривился от множества наносимых ударов. Его светлость отошёл в сторону, выпрямил свой меч о колено и продолжил сражаться. Вернувшись в лагерь, он сказал Мухаммаду Ханафие: "Учись, как надо нападать, сын Ханафие!" Соратники Али (да будет мир с ним!) возразили ему: "О, эмир правоверных, Мухаммад - редкий смельчак, но кто может сравниться с вами в храбрости сердца и силе руки?"

Затем Мухаммад Ханафие вместе с несколькими ансарами и воинами Бадра напал на врагов и, перебив множество воинов вражеского отряда, вернулся в лагерь с победой. В результате этих нападений в первый же день войны войско Басры потерпело жестокое поражение. На второй и третий день войны оно было вынуждено отступить под натиском и атаками куфийских воинов, будучи бессильным обороняться.

Каждый из командиров войска Али (да будет мир с ним!), в том числе Малик Аштар, Аммар Ясир и другие, показали свою храбрость и самоотверженность и сбивали врагов с ног как листья с ветвей дерева. Во вражеском стане Талхе призывал жителей Басры обороняться и препятствовал их бегству. В это время Марван ибн Хакам, не любивший Талхе, спрятавшись за спиной своей слуги, пустил в Талхе отравленную стрелу, которая свела того в могилу.

Со смертью Талхе войско распалось и обратилось в бегство. Воины Али (да будет мир с ним!) стали преследовать врагов, и лишь племя Бани Заббе, окружив паланкин Аиши, с удивительной стойкостью защищало её.

Командиры войска Али (да будет мир с ним!) с бесподобной храбростью атаковали паланкин Аиши. Каждая рука, схватывавшая узду верблюда Аиши, отрубалась мечами воинов Али (да будет мир с ним!). Наконец, Абд ал-Рахман ибн Сорад, а по некоторым преданиям, имам Хасан (да будет мир с ним!) добрался до верблюда и перерезал ему коленное сухожилие. Паланкин опрокинулся, а его защитники разбежались.

Али (да будет мир с ним!) верхом на коне приблизился к Аише и сказал:

"Эй, Аиша, разве Пророк Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) посоветовал тебе так поступить?" Аиша ответила:

"Эй, Али! Ты победил, так радуйся. Ты стал хозяином положения, прояви милосердие!"

Имам Али (да будет мир с ним!) приказал Мухаммаду ибн Абу Бакру следить за сестрами Аиши и затем отправил её в Медину.

Война Джамаль завершилась на третий день. Войско Али (да будет мир с ним!) захватило Басру. Как было сказано, этой войско состояло из двадцати тысяч человек, из которых погибло тысяча семьсот воинов. Из тридцатитысячного войска Джамаль было убито тринадцать тысяч человек. Это сражение было результатом интриги, сплетённой Аишей, Талхе и Зобейром и завершившейся смертью Талхе и Зобейра. Отношение Али (да будет мир с ним!) к Аише и побеждённому населению Басры в иной раз доказало величие и благородство его светлости.

Беглецы войска Джамаль, находившиеся в окрестностях Басры и не смевшие выйти из своих убежищ, получили послание от Али (да будет мир с ним!), гласившее, что каждый, кто разоружится и сдастся, будет помилован. Басрийцы, ожидавшие, что его светлость отомстить им за их прошлые деяния, обрадовались этой вести и, сдав оружие, вернулись в свои дома.

Али (да будет мир с ним!) приказал людям собраться в пятницу в соборной мечети Басры для намаза. Жители Басры собрались в мечети и прочитали намаз вместе с его светлостью. Затем Али (да будет мир с ним!) встал и обратился к ним с такой речью:

"Эй, жители Басры! Вы были войском женщины и следовали за животным (верблюдом Аиши). Вы собрались на крики животного и сбежали, когда ему перерезали коленное сухожилие. Ваш союз непрочен, а ваша религия - лицемерие..."

Пристыженные словами Али (да будет мир с ним!) басрийцы раскаялись в своём прошлом и заключили союз с его светлостью и во второй раз подтвердили свой союз в мечети.

Али (да будет мир с ним!) на несколько дней остался в Басре, чтобы установить порядок и спокойствие в этом городе. В эти дни он поднимался на минарет и своими искренними и красноречивыми словами призывал людей к богослужению. благочестию и непорочности и предостерегал их от интриг, пороков и заблуждения. Его светлость разъяснил им неблаговидное отношение Аиши, Талхе и Зобейра к жителям Басры, свидетелями которого они были, и показал им результат нарушения ими союза, т.е. убийство большого числа людей. Наконец, после заключения союза с басрийцами и установления спокойствия в этом городе Али (да будет мир с ним!) назначил Абдуллу ибн Аббаса правителем этого города, а сам со своим войском отправился в Куфу, назначив правителей других городов. Малику Аштару он поручил править Насибином.

Сражение Джамаль имело отрицательные последствия. Оно расшатало духовную основу Ислама, возродило в арабах чувство вражды и мести и упрочило в них разногласия, ибо это сражение произошло между двадцатитысячным войском Али (да будет мир с ним!) и тридцатитысячным войском Джамаль и за три дня было убито пятнадцать тысяч, а по некоторым преданиям, от восемнадцати до двадцати пяти тысяч человек.

Другие политические последствия войны Джамаль состояли в том, что эта война усугубила прежние разногласия мусульман и укоротила путь Муавие к халифату, ибо за это время Муавие удалось собрать войско и обмануть жителей Дамаска, заверив их в важности мятежа Аиши. Талхе и Зобейра, и таким образом создать почву для вражды с Али (да будет мир с ним!) под предлогом мести за смерть Усмана.

(на арабском)

(«Нахдж ал-Балаге», речь 51)

СРАЖЕНИЕ СЕФФЕЙН

Сражение Джамаль, как было описано, завершилось победой Али (да будет мир с ним!), однако эта победа не принесла ему спокойствия. У него были и другие враги, в том числе Муавие ибн Абу Суфиан, правивший в Дамаске со времён халифата Умара и жаждавший господства над этим городом до конца своих дней. Поэтому Али (да будет мир с ним!) был вынужден убрать со своего пути этого коварного соперника и его сторонников, называвшихся касетинами.

Али (да будет мир с ним!) в Куфе стал собирать войско и готовиться к нападению на Дамаск.

С другой стороны, Малик Аштар, назначенный правителем Насибина, по дороге в этот город встретился с Заххаком ибн Кейсом, правителем Харана, а так как Заххак был уполномочен Муавие управлять этим краем, он преградил путь Малику. Малик вступил с ним в сражение и перебил его войско.

Узнав о поражении Заххака, Муавие немедленно отправил Абд ал-Рахмана ибн Халида во главе войска для сражения с Маликом, и Абд ал-Рахман предстал со своим войском перед Маликом в местечке под названием Раке. Хотя войско Абд ал-Рахмана было прекрасно оснащено и своей численностью во много раз превосходило войско Малика, оно потерпело поражение в результате смелых атак Малика и обратилось в бегство. Воины Малика стали преследовать врагов и, полностью изгнав их из Раке, захватили этот край, а также остров, находившийся в руках сирийцев.

Малик Аштар написал письмо Али (да будет мир с ним!) и рассказал о бегстве Заххака и поражении Абд ал-Рахмана. Он также указал на уловку Муавие и добавил, что самым ярким подтверждением вражды Муавие с Али (да будет мир с ним!) является то, что он отправил войско против Малика и сам готовится к крупному сражению.

Получив письмо Малика, имам Али (да будет мир с ним!) поднялся на минбар и прочитал это письмо вслух. Его светлость указал на коварство и интриги Муавие, чтобы вывести из сомнения тех, кто не верил во вражду Муавие с ним. Мусульмане заверили его светлость в том, что выполнять все приказы, который он сочтёт нужным отдать.

Ранее мы упомянули, что имам Али (да будет мир с ним!), став халифом в Медине, намеревался напасть на Дамаск, когда услышал, что Талхе и Зобейр захватили Басру и изгнали из этого города его наместника. Поэтому его светлость изменил своё решение и отправился в Басру. Причиной решения Али (да будет мир с ним!) напасть на Дамаск было то, что Муавие в ответ на его письмо, в котором он приглашал его заключить с ним союз, не только не принял приглашения его светлости, но и, подобно Талхе и Зобейру, обвинил Али (да будет мир с ним!) в смерти Усмана и избрал предлогом вражды с ним месть убийцам Усмана.

Муавие написал в своём письме: "От Муавие ибн Сахр Али ибн Абу Талибу. Клянусь своей жизнью, если бы твои руки не были запачканы кровью Усмана, ты был бы для меня тем, кем были Абу Бакр, Умар и Усманы, ибо мусульмане заключили с тобой союз. Однако ты побудил мухаджиров убить Усмана и запретил ансарам защищать его. Глупые люди подчинились тебе и убили ни в чём не повинного Усмана. Сегодня жители Дамаска не останутся равнодушными к этому и не отстанут от тебя до тех пор, пока ты не выдашь им убийц Усмана и не передашь вопрос о халифате на обсуждение совета. Ты не можешь относиться ко мне как к Талхе и Зобейру, ибо они заключили с тобой союз, а я этого не сделал. Ты не можешь относиться к жителям Дамаска как к басрийцам, ибо жители Басры подчинились тебе, а сирийцы этого не сделали. Однако я не отрицаю твоё величие и заслуги перед исламом, твою близость к Пророку и положение среди курайшитов. Вот и всё!"

Из того, чтобы до сих пор было сказано об убийстве Усмана, можно сделать вывод, что месть убийцам Усмана в те дни стала предлогом для каждого интригана и мятежника для того, чтобы создать смуту в обществе. Удивительнее всего то, что отомстить за смерть Усмана жаждали сами убийцы Усмана и обвиняли они в этом происшествии того, кто не только не принимал участия в убийстве Усмана, но и искренне наставлял его и в то время, когда его дом был окружён мединцами, отправил ему питьевую воду!

Профессор Абдулла Алаели в своей книге "Айам ал-Хусейн" пишет:

"Странная ирония судьбы заключалась в том, что Амро Ас подстрекал людей к убийству Усмана, Аиша открыто выступала против него, Муавие отказался помочь ему, Талхе и Зобейр помогли его противникам, а затем каждый из них побуждал другого отомстить за Усмана и наконец все они обвинили в его убийстве Али ибн Абу Талиба, который из добрых побуждений наставлял его, предостерегал его от подобного конца и был для него спасительным щитом в несчастьях!"

Итак, Али (да будет мир с ним!) ответил на письмо Муавие следующим образом: "Союз со мной является всеобщим и распространяется на всех мусульман, в том числе и тех, кто присутствовал при этом в Медине, и тех, кто находился в Басре, Дамаске и других городах. Ты думаешь, что, необоснованно обвинив меня в смерти Усмана, можешь не присягать мне в верности. Все знают, что я не убивал его, чтобы быть вынужденным понести наказание. Наследники Усмана в первую очередь вправе требовать мести за его кровь, а ты был одним из его противников. В то время, когда он просил тебя о помощи, ты палец о палец не ударил и позволил убить его."

Али (да будет мир с ним!) в другом письме, написанном им Муавие, говорит:

"Твои словоизлияния об Усмане и его убийцах бесполезны, ибо ты помогал Усману. когда это было тебе выгодно, и отказался помочь ему тогда, когда твоя помощь была выгодна ему."

Имам Али (да будет мир с ним!) с момента прибытия в Куфу оставался в этом городе несколько месяцев и, желая избежать войны с жителями Дамаска, написал несколько писем Муавие, в которых наставлял его и предостерегал, что его сопротивление и вражда могут иметь тяжкие последствия и завершиться войной и кровопролитием. Однако эти письма ни к чему не привели и упрямый Муавие каждый раз. отвечая на письма его светлости, повторял свои прежние слова и обвинял его в смерти Усмана. Одно из своих писем он отправил его светлости с человеком из племени Абас, враждовавшим с Али (да будет мир с ним!) под воздействием злобной пропаганды Муавие. Прибыв в Куфу, тот человек сразу же отправился в мечеть и вручил письмо Муавие его светлости.

Али (да будет мир с ним!) спросил, как обстоят дела в Дамаске. Тот человек вызывающе ответил: "Сердца всех сирийцев переполнены враждой и ненавистью к тебе и они не успокоятся до тех пор, пока не заставят тебя поплатиться за кровь Усмана!"

Али (да будет мир с ним!) сказал: "Эй, глупец, Муавие обманул тебя. Убийцами Усмана являются несколько человек, в том числе сам Муавие." Несколько соратников его светлости попытались убить посланника Муавие, однако его светлость воспрепятствовал этому и сказал: "Он посланник, а посланники неприкосновенны." Затем он распечатал письмо Муавие и увидел, что в нём написано лишь (Во имя Аллаха милостивого милосердного). Али (да будет мир с ним!) сказал: "Муавие решил воевать!" Затем он сказал людям несколько слов о своей доброжелательности и коварности Муавие и призвал их подняться на борьбу с коварными замыслами Муавие.

Посланник Муавие, взволнованный словами и величием Али (да будет мир с ним!), поднялся со своего места и сказал: "О, эмир правоверных, прости меня. Я считал тебя своим злейшим врагом, однако теперь я люблю тебя, ибо познал истину и понял, что Муавие обманул всех жителей Дамаска, в том числе и меня. Разреши мне впредь служить тебе и таким образом превратить свою прежнюю злобу к тебе в дружбу и добиться твоей благосклонности." Али (да будет мир с ним!) обнял его и поручил его заботам своих соратников.

Услышав об этом, Муавие опечалился и подумал: "Этот человек поведает Али все наши тайны. Надо напасть на Али прежде, чем он нападёт на нас."

С этой целью Муавие пригласил всех близких к нему знатных людей и находившихся в Медине соратников Пророка (да благословит Аллах его и род его!), в частности Омеиядов, сотрудничать и помогать ему в борьбе с Али. Он написал каждому из них письмо и попросил помощи, однако никто, кроме Омеиядов, не откликнулся на его призыв. Даже Абдулла ибн Умар открыто написал ему, что знает о его уловках и проделках и что он сам преднамеренно отказался помочь Усману, чтобы после его смерти свободно править Дамаском.

Некоторые из знатных лиц и соратников Пророка дали Муавие подобный ответ и отказались сотрудничать с ним и Муавие решил бороться с Али (да будет мир с ним!) при поддержке Омеиядов. Он понимал, что это не так просто и не каждый может противостоять Али (да будет мир с ним!), ибо его светлость превосходил Муавие во всём. Муавие не мог сравниться с Али (да будет мир с ним!) в аскетизме, знаниях, храбрости и благочестии. Али (да будет мир с ним!) как никто другой был близок к Пророку (да благословит Аллах его и род его!), и все люди знали его. Муавие мог обрести превосходство над Али (да будет мир с ним!) лишь в случае, если бы все люди потеряли здравомыслие.

Иногда Муавие представлял себе поле боя, на котором Али (да будет мир с ним!) вызывает его на битву. Тогда он дрожал от бессилия перед его светлостью и видел перед собой страшную тень смерти. Но даже в такие моменты его не покидала жажда власти.

Некоторое время под воздействием этих мыслей он перестал замечать, как проходят дни и ночи, и не знал, каким образом осуществить свой зловещий план. Наконец, его брат Отбе ибн Абу Суфиан сказал ему: "Единственное, что ты можешь сделать, это склонить Амро Аса на свою сторону, ибо он известен своей политикой и хитростью во всей Аравии, а там, где есть хитрость и уловки, обмануть простых людей не составит труда, так как хитростью можно завладеть умами людей и тогда они предпочтут тебя Али!"

Муавие ответил: "Амро Ас не поддержит меня, ибо знает, что Али превосходит меня во всём." Отбе возразил: "Амро обманывает людей, а ты обмани Амро деньгами и обещаниями!"

Муавие понравилось предложение брата и он написал Амро Асу, находившемуся в то время в Палестине, красноречивое письмо, которое вкратце выглядело таким образом: "Я назначен Усманом правителем Дамаска, а Усман был халифом Пророка. Изнывая от жажды, он был мученически убит в своём доме, и ты знаешь, как мусульмане скорбят о его смерти. Нужно отомстить убийцам Усмана. Я приглашаю тебя принять участие в этой мести и получить высшую награду!"

Муавие, не желавший вначале высказать Амро Асу своё истинное намерение и пытавшийся использовать Амро лишь для победы в войне, призвал его к участию в мести за убийство Усмана, в котором он обвинил имама Али (да будет мир с ним!). Однако Амро, своей хитростью и изворотливостью не имевший себе равных в Аравии, прочитав письмо Муавие, понял его истинное намерение и, не показав вида, что догадался о его намерениях, ответил ему следующим образом: "Эй, Муавие, ты несправедливо поощряешь меня воевать с Али, в то время как Али - брат Пророка Аллаха и его наследник и преемник. Ты считаешь себя наместником Усмана, однако с его смертью период твоего правления подошёл к концу." Далее Амро подробным образом описал истинную веру и Ислам имама Али (да будет мир с ним!) и его самоотверженность в сражениях, а также привёл аяты, ниспосланные о его светлости, и высказывания Пророка (да благословит Аллах его и род его!) об Али (да будет мир с ним!). В конце письма он написал Муавие, что это и есть его ответ.

Муавие, увидев, что его стрела не попала в цель и что ему не удалось так просто заставить Амро Аса выехать из Палестины в Дамаск, вторично написал ему письмо, в котором в некоторой степени открыл ему свои намерения. В письме было сказано: "Эй, Амро, ты слышал о войне Талхе и Зобейра с Али. Теперь Марван ибн Хакам пришёл ко мне с группой жителей Басры, а Али требует от меня заключить с ним союз. Я хочу встретиться с тобой и поговорить об этом деле. Поспеши, ибо у меня ты найдёшь власть и почести."

Получив этом письмо, Амро позвал своих сыновей Абдуллу и Мухаммада и спросил их мнения. Абдулла посоветовал отцу не идти к Муавие, однако Мухаммад поощрил его на это дело. Амро сказал: "Абдулла подумал о моей загробной жизни, а Мухаммад - о мирской." Хотя Амро знал об этом лучше других, он всё же предпочёл мирские блага загробному счастью.

Амро Ас немедленно отправился в Дамаск. Муавие горячо встретил его и устроил пир в его честь. Когда гости разошлись и они остались одни, Муавие, заполучивший Амро Аса, вновь стал говорить о мести за кровь Усмана и пригласил Амро примкнуть к нему.

Амро, увидев, что Муавие желает втянуть его в это опасное дело, не давая ему никаких гарантий, стал восторгаться имамом Али (да будет мир с ним!) и заговорил о его роли в прогрессе Ислама и храбрости в сражениях Пророка (да благословит Аллах его и род его!). Затем он предостерёг Муавие, что осуществление его намерения не только не является простым делом, но и лишит его счастья в загробной жизни.

Муавие сказал: "Я делаю это именно ради загробного счастья. Что может быть лучше мести за кровь Усмана, ибо Усман был добрым халифом и был так бессердечно убит!"

Амро ответил: "Эй, Амро, ты пригласил меня, чтобы я обманул людей, а теперь сам обманываешь меня? О, во всей Аравии нет никого хитрее меня, а ты говоришь как простолюдин.

Какой умный человек поверит тебе? Если ты и вправду скорбишь об Усмане, почему же ты не пришёл к нему на помощь, когда он был в окружении и просил тебя помочь ему? Ты жаждешь власти и избрал месть за Усмана предлогом для достижения своей цели. Если хочешь, чтобы я помог тебе, говори со мной моим языком и будь со мной искренним. Мы хорошо знаем друг друга и обман между нами был бы бесполезен. Взамен на своё содействие я требую у тебя назначить меня постоянным правителем Египта, когда станешь халифом."

Муавие, поняв, что Амро Ас знает о всех его намерениях и примет его сторону лишь взамен на господство над Египтом, был вынужден принять его условия. Они подписали соглашение, в котором Муавие обязывался в случае победы над Али (да будет мир с ним!) предоставить Амро правление Египтом. Муавие схитрил и приказал писарю: "напиши, что Амро не должен нарушать условие Муавие". Таким образом Муавие хотел заставить Амро Аса заключить с ним союз и не прекословить ему, чтобы в случае, если он не отдаст Амро Египет, Амро подчинился ему. Однако Амро был хитрее Муавие и сказал писарю: "напиши, что Амро не будет прекословить Муавие в случае выполнения упомянутого условия". Иначе говоря, если Муавие не предоставит Амро Египет, Амро не будет обязан подчиняться Муавие.

Наконец, Амро Ас получил от Муавие письменную гарантию и стал его везирем и советником.

Муавие при первой же возможности вызвал к себе Амро и поведал ему о преградах на пути осуществления своего намерения. Одной из проблем Муавие было то, что его злейший враг Мухаммад ибн Абу Ходиф бежал из тюрьмы. Муавие был очень встревожен этим побегом и сказал Амро: "Боюсь, что если покину Дамаск для сражения с Али, Мухаммад нападёт на Шам и захватит власть в свои руки. Но ещё труднее воевать с Али, ибо он направил сюда своего посланника, чтобы заставить меня заключить с ним союз. Правители Рима воспользовались этим разногласием мусульман и намерены возвратить себе Дамаск."

Амро немного подумал и ответил: "Самое важное для тебя-это война с Али, ибо Мухаммад ибн Абу Ходиф не так страшен, а Рим можно пока удовлетворять различными подарками. Твоё основное усилие должно быть направлено против Али!"

Муавие сказал Амро, что последует его совету. Амро Ас снарядил отряд в погоню за Мухаммадом. Посланники Амро поймали и убили Мухаммада. Затем Муавие отправил дары римскому императору и направил все свои усилия на снаряжение войска для войны с Али (да будет мир с ним!).

Для этой цели Муавие использовал всевозможные уловки и под предлогом мести за смерть Усмана настроил жителей Дамаска против Али (да будет мир с ним!). Он повсюду злословил в адрес его светлости и наполнил сердца сирийцев злобой и ненавистью к его светлости. Подобным образом Муавие собрал и снарядил тридцатитысячное войсто.

Наши рекомендации