Животное, которое звали сатори
Один дровосек усердно рубил лес далеко в горах. И вдруг появилось странное животное сатори, которое редко встречалось в деревнях. Дровосек хотел поймать его живым. Животное прочло его мысли:
- Ты хочешь поймать меня живым, не так ли?
Дровосек был поражён и не знал, что сказать. Тогда животное сказало:
- Ты, по-видимому, удивлён моими телепатическими способностями?
Дровосек ещё больше поразился, но затем у него возникла идея убить животное одним ударом топора. Сатори воскликнуло:
- Теперь ты хочешь меня убить!
Дровосек окончательно расстроился и, поняв, что он совершенно не в силах что-либо сделать с этим таинственным животным, собрался снова заняться своим делом. Не отличаясь благонамеренностью, сатори продолжало преследовать его:
- Так ты, наконец, меня оставил?
Дровосек не знал, что делать с этим животным и что делать с собой. Смирившись со всем, он взял топор и, не обращая никакого внимания на присутствие животного, усердно и сосредоточенно рубил лес. Когда он стал таким образом работать, топор соскочил с топорища и убил животное.
Отсутствие учителей
Обаку обратился к собравшимся монахам:
- Все вы, без исключения, питаетесь отходами от изготовления вина. Сколько бы паломничеств вы не совершили, сколько бы книг вы не прочитали, скажите мне, где вы сейчас? И ещё, знаете ли вы, что во всём Китае нет ни одного мастера дзен?
- А что вы скажете о тех, кто в разных частях Китая обучает монахов и ведёт их к истине?
- Я не говорю, что нет дзен, я говорю, что нет учителей, - ответил Обаку.
Это совсем другое
Учитель школы Винайя спросил однажды мастера дзен:
- Как вы дисциплинируете себя в повседневной жизни?
Мастер ответил:
- Когда я голоден - я ем, когда устаю - ложусь спать.
- Но это делает каждый. Тогда о каждом можно сказать, что он так же, как и вы, занимается самодисциплиной?
- Нет, это совсем другое.
- А почему же не то же самое?
- Когда они едят, они не смеют есть, их ум наполнен всякого рода планами. Поэтому я говорю, что это совсем другое.
Обучение
Монах по имени Шинро пришёл к Сэкито и спросил:
-Что значит: "Бодхидхарма пришёл в Китай с Запада?" Это равносильно тому, что спросить: "В чём заключается суть буддизма?"
Сэкито ответил:
- Обратись с этим вопросом вон к тому столбу.
- Я ничего не понимаю, - ответил монах.
Маленькие деревья
Сэйкэй спросил Суйби Мугаку: - В чём заключается основной принцип буддизма?
- Подожди, - сказал Суйби. - Когда мы останемся одни, я тебе скажу.
Через некоторое время Сэйкэй снова обратился к нему:
- Ну вот, теперь мы одни, умоляю тебя, объясни. Суйби встал и повёл сгоравшего от нетерпения Сэйкэя в бамбуковую рощу, но так ничего и не сказал, а когда последний настоятельно потребовал ответа, он шёпотом промолвил:
- Какие высокие эти деревья и какие маленькие те, вон там.
Если хочешь вместить дзен
Губернатор одной из провинций спросил Юй-шаня:
- Как я понял, все буддисты должны овладеть Шила (принципами), Дхьяна (медитацией) и Праджня (мудростью). Следуешь ли ты принципам? Практикуешь ли медитацию? Достиг ли ты мудрости?
-Для чего бедному монаху столько лишнего? - ответил Юй-шань.
- Твоё учение, должно быть, очень глубоко, - сказал губернатор, - но я не понимаю его.
- Если ты хочешь вместить его, - продолжал Юй-шань, - ты должен взобраться на самую высокую гору и сесть на вершине или погрузиться в самое глубокое море и пройтись по дну. Если ты не можешь даже лечь спать, сняв бремя с ума, то как ты сможешь схватить и удержать мой дзен?
Что такое дзен?
Один человек посетил дзен-до и спросил у настоятеля храма:
- Что такое дзен?
Настоятель приложил палец к губам и прошептал:
- Мы не разговариваем в комнате для медитации. Когда он последовал за настоятелем в библиотеку,
он попытался снова задать настоятелю тот же вопрос. Но настоятель приложил палец к губам и сказал:
- Здесь мы читаем книги в тишине.
Когда они пришли на кухню, настоятель не дал возможности посетителю задать свой вопрос и сказал:
- Мы готовим здесь молча и едим без разговоров. Когда настоятель открывал посетителю дверь и пожимал ему руку, он, задыхаясь, спросил:
- Так что же такое дзен?
Буддизм Тя-чуаня
Однажды Тя-чуань, принимая у себя в гостях ученика Пао-фу, задал ему вопрос:
- Как ваш учитель учит вас буддизму?
-Наш учитель, - отвечал монах, - говорит нам, чтобы мы закрыли глаза, дабы не видеть дурного, заткнули уши, дабы не слышать дурного, приостановили умственную деятельность, чтобы не формировать ложных идей.
Тя-чуань сказал:
- Я не прошу тебя закрыть глаза, ибо ты ничего не увидишь, я не прошу тебя заткнуть уши, ибо ты никогда ничего не услышишь. Я не прошу прекратить умственную деятельность, ибо ты не сумеешь сформировать вообще никакой идеи.
Священные плоды Юань-мэня
Жил когда-то Юань-мэнь в храме, который люди называли часовней священных деревьев.
Как-то утром к нему пришёл чиновник, вызвал его и спросил:
- Ну как? Священные плоды уже созрели?
- Ни один из этих плодов никем и никогда не был назван зелёным, - ответил Юань-мэнь.