А на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон».
'Икрима и ибн Джарир сказали:﴿ حَمَّالَةَ الْحَطَبِ ﴾ «Носильщица дров»,
так обычно называют женщину, которая переносит злые сплетни и клевету на других, «чтобы разжигать пламя вражды между людьми».
Муджахид истолковал, что это огненные пальмовые волокна.
Ад-Даххак и ибн Зайд сказали, что она разбрасывала колючки и шипы на пути
следования пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а ибн Джарир говорил:
«Она позорила и срамила пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Са'ид ибн аль-Мусейб сказал: «У нее было дорогое ожерелье. И она сказала:
«Я потрачу его на вражду с Мухаммадом». Поэтому Аллах повесит на ее шею в Судный день огненную веревку из пальмовых волокон». Другие комментаторы говорили,
что это ожерелье из огня в семьдесят локтей в длину.
Муджахид сказал, что на ее шее будет железный ошейник.
Саид ибн Мусайиб сказал:
«У нее было ожерелье, средства от которого она пообещала использовать на борьбу с Мухаммадом, (за что) Аллах сделает на ее шею веревку из огненных пальмовых волокон».
От ас-Саури передано: «Это будет ожерелье из огня, высота которого 70 локтей».
Ибн Абу Хатим сообщил от Асмы бинт Абу Бакр, которая сказала: «Когда было ниспослано: ﴿ تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ ﴾ «Пусть сгинут обе руки Абу Ляхаба, да и он сам сгинул»,
Умм Джамилюн шла к пророку с камнем в руке, произнося: «Мы отвергли этого
(музаммам) поруганного, его религию и не подчинимся его приказу». В этот момент посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел с Абу Бакром в мечети. Когда Абу Бакр увидел ее, он сказал: «О, посланник Аллаха, вот она приближается,
и я опасаюсь, что она увидит тебя». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах
и приветствует, сказал: «Она не увидит меня», - и прочитал, полагаясь на Аллаха, 45 аят суры «Перенос ночью»: ﴿ وَإِذَا قَرَأْتَ الْقُرْآنَ جَعَلْنَا بَيْنَكَ وَبَيْنَ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ حِجَابًا مَسْتُورًا ﴾
«И когда ты читаешь Коран, Мы делаем между тобой и теми, которые не веруют в последнюю жизнь, завесу сокровенную». Когда она подошла и остановилась около
Абу Бакра, не видя посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «О Абу Бакр, мне сообщили, что твой друг высмеивал меня в стихах?
Абу Бакр сказал: «Нет, клянусь Господом этого Дома, он не сочинял про тебя ничего.
Она повернулась и сказала: «Курайшиты знают, что я - дочь их вождя».
И Ум Джамиль споткнулась о свое платье, когда она делала обход вокруг Каабы,
и сказала: "Да будет проклят музаммам"»[3]
Некоторые ученые относительно слов: ﴿ فِي جِيدِهَا حَبْلٌ مِنْ مَسَدٍ ﴾
«а на шее у нее будет плетеная веревка из пальмовых волокон»сказали,
что на ее шее будет веревка из огненной Геенны, за конец которой ее будут поднимать,
а потом бросать на самое дно Геенны, и так будет продолжаться вечно.
Ученые сказали, что в этой суре явное чудо и бесспорное доказательство пророчества. Ниспослав три последних аята этой суры, в которых сообщалось, что Абу Лахаб
и его жена непременно будут брошены в Геенну, и будут подвергаться страданиям,
Аллах предсказал, что они никогда не примут ислам ни явно, ни скрыто.
И действительно, все произошло так, как об этом поведал Господь, Ведающий
сокровенное и явное, и это было самым веским и ярким аргументом пророчества.
[1] ( Ахмада и Табарани).
[2] Утайба ибну Абу Ляхаб, сын Абу Ляхаба, явился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я не верю ни в «…клянусь звездой, клонящейся», - сура «Звезда», 1 аят, ни в того «…кто приблизился и подошел ближе…», - сура «Звезда», 3 аят. А потом поднял на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, руку, порвал его рубаху и плюнул в лицо, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял его, сказав: «О Аллах, натрави на него одну из своих Собак!» И его мольба была принята. Через некоторое время `Утайба отправился в путь с несколькими курайшитами. Когда они достигли Шама и остановились в месте Аз-Закра, ночью вокруг них стал ходить лев. И `Утайба принялся повторять: «Горе моему брату, клянусь Аллахом, он действительно съест меня в соответствии с проклятием Мухаммада. Он пророк убил меня, несмотря на то, что находится в Мекке, а я – в Аш-Шаме». И когда он находился среди людей, лев бросился на него, схватил за голову и утащил. Абу Ляхаб даже не смог похоронить его.
В битве при Бадре, когда была одержана блестящая победа мусульман, многие противники погибли. Сам же Абу Ляхаб умер через неделю после битвы. Снедаемый злобой и ненавистью, он не смог перенести победы Мухаммада. Участь его была предопределена, и она была ужасна. Руки Абу Ляхаба, которыми он творил бесчинства, внезапно начали гнить. Они источали такие зловония, что люди отвернулись от него. И никакое богатство не могло прельстить людей для общения с ним. Умирал он в страшных мучениях, фактически заживо разлагаясь, а умерев, люди отказывались хоронить его из-за зловония, которое он источал. В конце концов, похоронили его черные рабы.
[3] Так курейшиты называли Посланника Аллаха, имея в виду, что он отреченный от своего народа