Г. Грехи, которые мы совершаем в течение нашей жизни
12 Вопрос о свободе воли рассматривается в гл. 15.
1. Все люди грешны перед Богом. Писание во многих местах свидетель-ствует о всеобщей греховности человека. «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). Давид говорит: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2). Также и Соло-мон говорит: «Нетчеловека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46; ср.: Прит. 20:9).
В Новом Завете, в Рим. 1:18 — 3:20, сказано, что все люди виновны пе-ред Богом. Павел говорит: «Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: „нет праведного ни одного"» (Рим. 3:9,10). Он уверен, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Иаков, брат Господа, пи-шет: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Но если он, лидер и апостол13 ранней церкви, признается, что совершает много грехов, то что же говорить о нас самих. Иоанн, возлюбленный ученик, который был особенно близок Иисусу, говорил:
Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и ис-тины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и пра-веден, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1:8-10)14.
13 О том, был ли Иаков, брат Господень, апостолом, см. в гл. 15.
14 В некоторых популярных комментариях этого отрывка отрицается, что ст. 8 отно-
сится ко всем христианам. Это делается с целью доказать, что некоторые христиане спо-
собны быть совершенно свободными от греха в этой жизни, если они достигают состоя-
ния совершенного освящения. В соответствии с этой точкой зрения, ст. 8 («Если гово-
рим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас») относится к
христианам до тех пор, пока они не достигают стадии безгрешного совершенства. В
следующем предложении, повествующем о нашем исповедании и об очищении нас
Богом от «всякой неправды», говорится о разрешении ситуации, связанной с этим про-
шлым грехом и с его прощением. Тогда последнее предложение (ст. 10) относится к
тем, кто достиг состояния безгрешного совершенства — они уже не говорят, что грех
присутствует в их жизни, они признают лишь, что грешили в прошлом. Для их случая
справедливо высказывание: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его
лживым»(! Ин. 1:10).
Однако это объяснение звучит неубедительно, так как Иоанн пишет пер-вое предложение (ст. 8) в настоящем времени, следовательно, это утверждение справедливо в отношении всех христиан во все времена. Иоанн не пишет: «Если говорим, будучи все еще незрелыми христианами, что не имеем греха, — обманываем самих себя». Не формулирует он свою мысль и таким образом (чего требовала бы указанная точка зрения): «Если говорим, прежде чем мы достигли состояния безгрешной праведности, что не имеем греха, — обманы-ваем самих себя». Напротив, почти в конце своей жизни, обращаясь с посла-нием ко всем христианам, в том числе к тем, кто возрастал в зрелости в тече-ние десятилетий, Иоанн ясно говорит о той истине, которая, как он считает, относится ко всем христианам: «Если говорим, что не имеем греха, — обма-нываем самих себя, и истины нет в нас». Это недвусмысленное утверждение относится ко всем христианам, пока они не покинули этой жизни. И если мы утверждаем, что это не так, — «обманываем самих себя».
2. Ограничивает ли наша способность нашу ответственность?'Пелагий, популярный христианский учитель, проповедовавший в Риме ок. 383—410 гг. н. э., а потом позднее (до 424 г. н. э.) в Палестине, учил, что Бог считает чело-века ответственным только за то, что человек способен сделать. Поскольку Бог повелевает нам делать добро, то мы должны обладать способностью делать то добро, к которому призывает нас Бог. Пелагианство отвергает учение об «уна-следованном грехе» (или «первородном грехе») и утверждает, что грех состоит лишь из отдельных греховных поступков15.
Однако идея о том, что мы ответственны перед Богом только за то, что мы способны совершить, противоречит свидетельству Писания, которое говорит о нас, как о «мертвых по преступлениям и грехам» (курсив мой. — У. Г.) на-шим, в которых мы некогда жили (Еф. 2:1). Мы не способны совершить ни-какого духовного блага и при этом полностью виновны перед Богом. Более того, если бы наша ответственность перед Богом была ограничена нашей спо-собностью, то крайне ожесточенные грешники, которые пребывают у греха в полном рабстве, могли бы быть менее виновными перед Богом, чем зрелые хри-стиане, которые служат Ему в послушании ежедневно. И сам сатана, кото-рый вечно способен совершать только зло, мог бы быть совершенно невинов-ным, — атакой вывод очевидно неправилен.
15 В более значительной степени пелагианство было озабочено вопросом спасения, утверждая, что человек способен совершать первые и наиболее значительные шаги к спасению самостоятельно, вне вмешательства Божественной благодати. Пелагианство было осуждено как ересь на Карфагенском соборе 1 мая 418 г. н. э.
16Так считает, напр., Миллард Эриксон, см. его книгу: Christian Theology, p. 639. Од-нако он использует термин «age ofresponsibillty», а не «age of accountability^
Истинная мера нашей ответственности и вины — это не наша способ-ность повиноваться Богу, а, скорее, абсолютное совершенство Божьего мо-рального закона и Его святости (которая отражена в этом законе). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
3. Виновны ли дети до того, как они совершат грехи в своей жизни ?Мно-гие полагают, что Писание учит нас представлению о «возрасте ответственно-сти» (age of accountability), до которого маленькие дети не отвечают за грех и не считаются виновными перед Богом16. Однако отрывки, приведенные выше, в связи с «унаследованным грехом», указывают, что даже до своего рождения дети виновны перед Богом и наделены греховной природой, которая не только предрасполагает их к греху, но в связи с которой и Бог рассматривает их как «грешников». «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Тексты, в которых говорится о последнем суде в связи с совершен-ными в жизни греховными поступками (напр.: Рим. 2:6—11), никакие прояс-няют, будет ли основание для суда в том случае, если не было совершено ни-каких индивидуальных поступков — благих или дурных, как, например, если ребенок умер в раннем детстве. В этой ситуации мы должны принять тексты Писания, которые говорят о том, что мы наделены греховной природой уже с периода, предшествующего рождению. Более того, нам следует осознавать, что греховная природа ребенка проявляет себя очень рано, во всяком случае, в течение первых двух лет его жизни, как это может подтвердить любой человек, вырастивший детей. (В другом месте Давид говорит: «С самого рождения от-ступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь», Пс. 57:4.)
Но что, в таком случае, мы можем сказать о детях, которые умирают до достижения того возраста, в котором они были бы способны понять Еванге-лие и уверовать в него? Могут ли они быть спасены?
Здесь мы должны сказать, что если такие дети спасены, то не по их соб-ственным заслугам и не на основании их праведности или невинности, а це-ликом на основании искупительного труда Христа и перерождения по дейст-вию Святого Духа внутри них. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). «Если кто не родится свы-ше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Однако Бог, безусловно, может произвести перерождение (т. е. дать новую духовную жизнь) в ребенке, который еще не родился. Так случилось с Иоан-ном Крестителем, ибо ангел Гавриил, еще до рождения Иоанна, сказал: «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15, курсив мой. — У. Г.). Можно сказать, что Иоанн Креститель был «рожден свыше» еще до того, как он был рожден! Схожий пример находим в Пс. 21:11: Давид говорит: «От чрева матери моей Ты — Бог мой». Таким образом, очевидно, что Бог может спасать детей необычным путем, вне процесса слышания и понимания Евангелия, производя в них перерождение очень рано, иногда еще до рождения. За этим перерождением, вероятно, следует нарождающееся, интуитивное осознание Бога и вера в Него в очень раннем возрасте, но этого мы просто не можем по-нять17.
17 Однако мы все знаем, что дети почти с момента рождения проявляют инстинк-тивное доверие к матери и осознание себя самих, как личности, отдельной от матери. Поэтому мы не можем настаивать на том, что дети не могут интуитивно осознавать Бога и, если Бог позволяет, интуитивно доверять также и Богу.
Мы должны утверждать, однако, что такой способ не является обычным путем, которым Бог чаще всего спасает людей. Спасение обычно происходит тогда, когда человек слышит и понимает Евангелие, а затем начинает дове-рять Христу. Но в необычных случаях, как, например, с Иоанном Крестителем, Бог даровал спасение до наступления подобного понимания. И это приводит нас к выводу о том, что Бог, безусловно, может действовать таким же образом в том случае, когда Он знает, что ребенок умрет до того, как услышит Евангелие.
Как много детей Бог спасает этим путем? Писание не открывает нам это-го, поэтому мы просто не можем об этом знать. Там, где Писание молчит, с нашей стороны немудро было бы выступать с уверенными заявлениями. И все же, мы должны признать, что Бог в Писании часто спасает детей тех людей, которые верят в Него (см.: Быт. 7:1; ср.: Евр. 11:7; Нав. 2:18; Пс. 102:17; Ин. 4:53; Деян. 2:39; 11:14; 16:31; 18:8; 1 Кор. 1:16; 7:14; Тит. 1:6). В этих текстах нет доказательств, что Бог автоматически спасает детей всех верующих (все мы знаем детей благочестивых родителей, которые выросли и отвергли Господа, и Писание дает нам такие примеры, как Исав и Авессалом), но они все же по-казывают, что обычный способ действия, «нормальный» или ожидаемый ход событий, — это ситуация, в которой Бог приводит к Себе детей верующих. Что же касается детей верующих, которые умирают маленькими, то нет ника-ких оснований считать, что в данном случае происходит что-то иное.
В этой связи особенно важен случай с первым ребенком, которого Бирса-вия родила царю Давиду. Когда младенец умер, Давид сказал: «Япойду к нему, а оно [дитя] не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23, курсив мой. — У. Г.). Давид, который в течение всей своей жизни был твердо уверен, что он будет жить веч-но в присутствии Господа (см.: Пс. 22:6 и многие другие псалмы Давида), уве-рен также, что он увидит своего ребенка вновь, когда умрет. Эта уверенность может подразумевать только одно: Давид считал, что он пребудет вместе с сы-ном в присутствии Господа вовек18. Этот отрывок вместе с другими, упомя-нутыми выше, должен придавать уверенность всем верующим, потерявшим своих детей, когда те были еще совсем маленькими, в том, что они снова уви-дятся с ними в славе Царства Небесного.
18 Кто-то может возразить, что Давид здесь просто говорит, что он перейдет в состо-яние смерти, так же как его сын. Но такое толкование не согласуется с тем, что букваль-но говорится в этом стихе—Давид не говорит: «Я пойду туда, где он», а: «Я пойдук нему».Здесь ясно обозначено личное воссоединение, и эти слова указывают на то, что Давид ожидал встречи со своим сыном.
Относительно детей неверующих, которые умирают в младенчестве, Пи-сание ничего нам не сообщает. Мы просто должны доверить этот вопрос Богу и верить, что Он будет справедливым и милосердным. Если такие дети будут спасены, то это произойдет не на основе их заслуг, или невинности, которой, как мы могли бы предположить, они обладают. Если они будут спасены, то лишь на основании искупительного труда Христа; а их перерождение, так же как в случае Иоанна Крестителя, до того как он родился, совершится по Божьей благодати и милости. Спасение всегда обусловлено Его милостью, а не нашими заслугами (см.: Рим. 9:14—18). Писание не позволяет нам гово-рить больше, чем уже сказано.
4. Существуют ли степени грехи ?Есть ли такие грехи, о которых можно сказать, что они хуже других грехов? На этот вопрос можно ответить как утвердительно, так и отрицательно, в зависимости от того, что мы подразуме-ваем под этими словами.
1) Состояние виновности перед Богом.В смысле наших «юридических» отношений с Богом, любой грех, даже такой, который может показаться очень маленьким, делает нас виновными перед Богом и потому достойными вечного наказания. Адам и Ева узнали об этом в Эдемском саду, где Бог сказал им, что один акт неповиновения приведет к наказанию смертью (Быт. 2:17). А Павел говорит, что «суд за одно преступление к осуждению» (Рим. 5:16). Один этот грех сделал Адама и Еву грешниками перед Богом, и они уже больше не могли находиться в Его святом присутствии.
Эта истина остается действенной в ходе всей человеческой истории. Па-вел (цитируя Втор. 27:26) говорит об этом следующее: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Иаков заявляет:
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот ста-новится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодей-ствуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2:10,11)19.
19 Мы сможем яснее понять этот принцип, если осознаем, что разнообразные моральные законы Бога — это просто различные аспекты Его совершенной мораль-ной сущности, которой, как Он ожидает, мы должны уподобляться. Нарушить любую часть этого закона — значит перестать быть подобным Ему. Напр., если бы я украл, я бы не только нарушил заповедь, запрещающую красть (8-я заповедь), но также обесчес-тил бы имя Божье (3-я заповедь, см.: Прит. 30:9), обесчестил бы моих родителей и их доброе имя (5-я заповедь), пожелал бы того, что мне не принадлежит (10-я заповедь), поставил бы некое материальное обладание на более важное место, чем Бог (1-я запо-ведь; см.: Еф. 5:5), и совершил бы поступок, который наносит ущерб другому человечес-кому существу или вредит его жизни (6-я заповедь; ср.: Мф. 5:22). Если мы немного подумаем, мы сможем увидеть, что практически любой грех нарушает какие-то прин-ципы, воплощенные во всех десяти заповедях. Это лишь подтверждает тот факт, что за-коны Бога — единое целое и что они отражают моральную чистоту и совершенство Са-мого Бога в абсолютном единстве Его личности.
Таким образом, в том, что касается состояния нашей виновности перед Богом, все грехи одинаковы, они делают нас виновными и обусловливают нашу греховность.
2) Влияние на жизнь и на взаимоотношения с Богом. Сдругой стороны, не-которые грехи гораздо хуже, чем другие, потому что они влекут за собой нега-тивные последствия как в нашей жизни, так и в жизни других людей. А что касается наших взаимоотношений с Богом как с Отцом, то эти грехи в боль-шей степени возбуждают Его гнев и более серьезно изменяют наше с Ним об-шение.
Писание иногда говорит о степени серьезности греха. Когда Иисус стоял перед Понтием Пилатом, Он сказал: «Посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:11, курсив мой. — У. Г.). Судя по всему, речь здесь идет об Иуде Искариоте, который близко знал Иисуса в течение трех лет и все же со-знательно предал Его на смерть. Хотя Пилат обладал властью над Иисусом в силу своих полномочий и совершил несправедливость, позволив приговорить к смерти невинного человека, на Иуде было «более греха». Возможно, потому, что он больше понимал происходящее, и поэтому его поступок характеризо-вался большей низостью.
Когда Бог показал Иезекиилю видение грехов в Иерусалимском храме, Он сперва показал ему нечто, а затем сказал: «Ты увидишь еще большие мер-зости» (Иез. 8:6). Затем Он показал Иезекиилю тайные грехи старейшин Из-раилевых и сказал: «И увидишь еще большие мерзости, какие они делают» (Иез. 8:13). Потом Господь показал Иезекиилю, как женщины плакали о ва-вилонском божестве, и сказал: «Видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости» (Иез. 8:15). И наконец, он показал Иезеки-илю двадцать пять мужей в храме, которые повернулись спиной к Господу и поклонялись солнцу. Здесь ясно прослеживаются степени греха и мерзости перед Богом.
Когда Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Цар-стве Небесном» (Мф. 5:19, курсив мой. — У. Г.), Он подразумевает, что суще-ствуют заповеди меньшие и большие. Точно так же Он гневно обрушивается на фарисеев за то, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23, курсив мой. — У. Г.). В обоих случаях Иисус проводит различие между менее значительными и более значительными заповедями, тем самым имея в виду, что есть грехи хуже, чем другие, в зависимости от того, как их оценивает Сам Бог.
В целом мы можем сказать, что одни грехи приводят к более серьезным последствиям, чем другие, если они приносят больше бесчестия Богу или если они наносят больший вред нам самим, другим людям или церкви. Более того, те грехи, которые совершены по нашей собственной воле, неоднократно и со-знательно, в ожесточении сердца, — в большей степени неугодны Богу, чем те, которые совершены по незнанию и не повторяются или совершены как из нечистых, так и отчасти из благих побуждений и за которыми следуют угры-зения совести и раскаяние. Таким образом, в законах, которые Бог дал Мои-сею, предусматриваются грехи «по ошибке» (Лев. 4:2,13,22). Грех, совершен-ный по неведению, все же остается грехом: «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать... по неведению :делается виновным и понесет на себе грех» (Лев. 5:17). Тем не менее наказа-те и степень гнева Божьего, который возникает в результате греха, совер-ленного по неведению, — меньше, чем в случае намеренного греха.
С другой стороны, грехи, совершенные «дерзкою рукою», т. е. нагло и с пре-!рением к заповедям Божьим, рассматривались как тяжелый проступок: «Если ке кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего» (Чис. 15:30; ср.: ст. 27—29).
Мы можем легко увидеть, как некоторые грехи могут нести за собой го-5аздоболее разрушительные последствия для нас самих, для других людей и !ля наших взаимоотношений с Богом. Если бы я хотел получить машину мо-;го соседа, это был бы грех перед Богом. Но если бы моя зависть подтолкнула пеня на угон автомобиля, это был бы более серьезный грех. Если бы я, кроме гого, избил соседа и ранил его или сбил кого-то на дороге, то это был бы еще золее серьезный грех.
Точно так же, если новообращенный христианин, который прежде скло-нен был терять контроль над собой и ввязываться в драку, начинает свиде-гельствовать своим неверующим друзьям и если при этом его кто-то прово-цирует, а он выходит из себя и бьет этого человека, то это, несомненно, грех перед Богом. Но если бы зрелый пастор или другой выдающийся христиан-:кий руководитель публично потерял бы контроль над своими действиями и ударил бы кого-нибудь, то этот грех был бы еще более серьезным в очах Божь-их как по причине вреда, который был бы нанесен Евангелию, так и потому, что Бог налагает большую ответственность на тех, кто занимает руководящее положение: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы под-вергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1; ср.: Лк. 12:48). Итак, наш вывод гаков, что по результатам и степени гнева Божьего одни грехи несомненно хуже, чем другие.
20 Может показаться, что различие между смертными и прощаемыми грехами под-тверждается текстом 1 Ин. 5:16,17: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, То есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти». 1реческий текст ясно говорит о «грехе к смерти», а не о «смерт-ном грехе». В контексте послания, где Иоанн борется против ереси, последователи кото-рой не исповедовали Иисуса как Бога, пришедшего во плоти (см.: 1 Ин. 4:2,3), грех «к смерти» — это серьезная ересь, которая заключается в отрицании Христа, а потому неспо-собная обрести спасение через Христа. В этом случае Иоанн просто говорит нам не мо-литься о том, чтобы Бог простил отрицание Христа и распространение еретического уче-ния о Нем. Иоанн говорит здесь об одном грехе «к смерти» (отрицание Христа), а в даль-нейшем была установлена целая категория грехов, которые не могут быть прощены.
Однако различие в степени серьезности греха не подразумевает приня-тия римско-католического учения о том, что грехи можно разделить на две категории: «прощаемых» и «смертных»20. По римско-католическому учению, прощаемый грех может быть отпущен, но часто — после наказаний в этой жизни или в чистилище (после смерти, но перед восшествием на небеса). Смертный грех — это такой грех, который производит духовную смерть и не может быть прощен; он исключает человека из Царства Божьего.
Однако, в соответствии с Писанием, все грехи являются «смертными», так как даже самый маленький грех делает нас виновными перед Богом и достойными вечного наказания. Но даже самые серьезные грехи нам про-щаются, если мы приходим к Христу ради спасения (обратим внимание на перечисление грехов жителей Коринфа, исключавших их из Царства Божь-его, и на утверждение о том, что люди, которые их совершили, спасены Хри-стом: 1 Кор. 6:9— 11). Таким образом, в этом смысле все грехи являются «про-щаемыми»21. Разделение грехов в Римско-католической церкви на «смертные» (такие, как самоубийство) и «прощаемые» (такие, как бесчестность, злоба или похоть) может привести к легкому отношению к одним грехам, хотя они очень мешают освящению и труду ради Господа, или к сильному страху, от-чаянию и неспособности обрести уверенность в прощении в отношении дру-гих грехов. Мы также должны понимать, что одно и то же действие (напр., как в приведенном выше примере, когда человек выходит из себя и вступает в драку) может быть как более, так и менее серьезным грехом, в зависимое-ти от обстоятельств и от того, о ком идет речь. Гораздо правильнее было бы просто признать, что последствия грехов могут быть различными и что они в разной степени влияют на наши взаимоотношения с Богом и навлекают на нас Его гнев. В этом случае мы не выйдем за пределы общего учения Писа-ния по данному вопросу.
21 О «непростительном грехе», который является исключением из этого утвержде-ния, см. ниже.
Различие между грехами, проводимое Писанием, обладает позитивной ценностью. Во-первых, это помогает понять, когда нам следует приложить больше усилий в нашем стремлении возрастать в личной святости. Во-вто-рых, это помогает решить, в каком случае нам не следует обращать внимания на небольшой проступок члена семьи или друга, а в каком случае с человеком следует поговорить о явном грехе (см.: Иак. 5:19,20). В-третьих, это может помочь решить, в каком случае уместно применение церковных дисципли-нарных мер, и дает ответ на часто выдвигаемое возражение против примене-ния дисциплины. Очень часто говорят, что «мы все виновны в грехе и поэтому нам не следует вмешиваться в чужую жизнь». Хотя это и так, все же есть та-кие грехи, которые настолько явно приносят вред церкви и отношениям меж-ду членами церкви, что необходимо принимать меры. В-четвертых, эторазли-чие помогает нам понять, что власти не случайно устанавливают законы, по которым определенные проступки (напр., убийство или кража) заслуживают наказания, а другие нет (такие, как злоба, зависть, алчность, эгоистичное использование собственности).
5. Что происходит, когда христианин совершает грех? 1) Наши формаль-ные отношения с Богом остаются без изменения.Хотя этот вопрос можно было бы рассмотреть позднее, в связи с усыновлением или освящением, все же уместно будет разобрать его и здесь.
Когда христианин совершает грех, его формальные отношения с Богом не изменяются. Он остается человеком прощенным, так как «нет ныне ника-кого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим. 8:1). Спасение дается не по заслугам, это безвозмездный дар Бога (Рим. 6:23), и смерть Хри-ста, безусловно, искупила все наши грехи — прошлые, настоящие и будущие. Христос умер «за грехи наши» (1 Кор. 15:3), т. е. за грехи всех нас, без исклю-чения. Оправдание по-прежнему распространяется на нас22.
Кроме того, мы по-прежнему являемся чадами Божьими, и за нами со-храняется членство в семье Божьей. В том же послании, в котором Иоанн утверждает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8), он также напоминает своим читателям: «Воз-любленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:2). Тот факт, что в нашей жизни остается грех, не означает, что мы теряем статус чад Божьих. Усыновление так-же по-прежнему распространяется на нас23.