Какое чудовище, по мнению древних греков, было самым большим и страшным?
Согласно греческой мифологии, самым большим и страшным из когда-либо рожденных чудовищ был Тифон, сын Геи и Тартара. У Тифона было сто драконьих голов, которые доставали до звезд, часть туловища до бедер была человеческой, а нижнюю часть составляли свернувшиеся кольцами змеи. Когда Тифон простирал руки, они тянулись в обе стороны на сто верст, заканчиваясь не ладонями, а несчетным количеством змеиных голов. Его огромные крылья затмевали солнце, из глаз полыхало пламя, а из глоток летели огненные камни. Кроме того, каждая глотка могла вещать голосами богов, издавать бычье мычание, львиное рычание или пронзительный собачий лай. Возмужав, Тифон решил стать владыкой мира и напал на Олимп. Все боги в страхе поспешили спрятаться в Египте, приняв обличье различных животных: Зевс превратился в барана, Аполлон – в ворона, Дионис – в козла, Гера – в корову, Артемида – в кошку, Афродита – в рыбу, Арес – в вепря, Гермес – в ибиса. Одна Афина не проявила трусости и лишь насмехалась над Зевсом до тех пор, пока тот не принял своего истинного обличья и не ударил в Тифона перуном (молнией). Не дав чудовищу опомниться, Зевс пустил в ход серп, которым когда-то Кронос оскопил своего отца Урана. Тифон бежал на гору Касий в Сирии и там снова сошелся в поединке с Зевсом. Он обвил Зевса мириадами колец, отнял серп, отрезал им сухожилия на руках и ногах громовержца и оттащил его в Корикийскую пещеру. Хотя Зевс был бессмертным, он лежал и не мог пошевелить даже пальцем. Тифон завернул сухожилия в медвежью шкуру и отдал на хранение драконице Дельфине, которой поручил также и сторожить Зевса. Выручили громовержца Гермес и Эгипан, отправившиеся в пещеру тайком. Эгипан чуть не до смерти перепугал змеехвостую Дельфину своим криком, а Гермес ловко похитил сухожилия и не менее ловко приставил их к конечностям Зевса. Зевс вернулся на Олимп и, восполнив запас молний, вновь обрушил их на Тифона, загнав его на гору Ниса. Там Тифона встретили мойры и посоветовали поесть пищу смертных, от которой у него якобы прибавится сил. Доверчивый Тифон последовал их совету, отчего на самом деле ослабел. Он снова схватился с Зевсом на горе Гем во Фракии и стал швырять в громовержца целые горы, а тот отвечал ему перунами, отчего на теле чудовища образовались ужасные раны. Обессилевший Тифон обратился в бегство, но Зевс настиг его и завалил островом, который теперь известен как Сицилия. Бессмертный Тифон не мог умереть – его огненное дыхание породило вулкан Этну, из кратера которого до сих пор вырывается пламя. По другой версии, Зевс испепелил Тифона молниями, после чего низверг в Тартар. Порождениями Тифона были убитая Гераклом лернейская гидра, крылатое чудовище Сфинкс, сторожевой пес царства мертвых Кербер, страж коров Гериона – двуглавый пес Орф, стоглавый дракон Ладон и много других чудовищ.
Сколько было муз?
Однажды Зевс провел девять ночей на ложе Мнемосины, богини памяти, после чего на свет появились девять муз – богинь поэзии, наук и искусств. Первыми культ муз ввели великаны Алоады – От и Эфиальт. Считая, что муз три, они дали им имена: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда («песня»). Позже македонский царь Пиер установил, что муз девять, и дал им другие имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эвтерпа и Эрато. Музы покровительствовали наукам и всей творческой деятельности, у каждой из них свои функции: Каллиопа со свитком и палочкой для письма – муза эпической поэзии и знания, Клио с теми же атрибутами – муза истории, Мельпомена с трагической маской и венком из плюща – муза трагедии, Полигимния со свитком в руках в задумчивой позе – муза серьезной гимнической поэзии, Талия с комической маской – муза комедии, Терпсихора с лирой и плектром – муза танца, Урания с небесным сводом и циркулем – муза астрономии, Эвтерпа с флейтой – муза лирической песни, Эрато с лирой в руках – муза лирической поэзии и эротических стихов. Выступали музы обычно под водительством бога искусств Аполлона. Во время праздников, устраиваемых богами на Олимпе, музы водили хороводы с харитами и орами и пели под волшебную музыку Аполлона, игравшего на лире. Присутствовали они также на свадьбах Кадма с Гармонией и Пелея с Фетидой.