И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка
Итак, Господь говорит две притчи: первую – о двух сыновьях, вторую – о злых виноградарях. Интересно, что вступление ко второй притче почти слово в слово имеется в книге пророка Исаии. Вот, цитата из 5 главы: «1Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило…..», но далее следуют слова: «…и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды….». В главе пророк обличает соплеменников за нерадивую жизнь и отступление от Закона Божия. Здесь же Господь говорит о вождях еврейского народа, которым вверен этот виноградник. Но плоды эти они не желают отдавать Богу, а присваивают себе, избивая и убивая всех, посылаемых к ним для вразумления. И здесь Он говорит и о своих будущих страданиях. И вслед за этим Господь прямо обличает их за то, что они присваивают себе плоды, не желая приносить их Богу. Но те, вместо покаяния, они снова в ярости, поскольку уязвлена их гордость, их мнение о себе, как о праведниках. Увы, эти слова актуальны и ныне, иначе бы не было нужды читать этот текст. На Епархиальных собраниях архиереи постоянно увещевают клир, чтобы они приводили паству к Богу, а не к себе, не устраивали в Церви секты. Но для нас с вами важнее то, что за плоды приносит сам виноград – плод добрый, либо дикие ягоды, как пишет пророк, а может и вообще не приносит ничего. Здесь все зависит от того, как возделывается лоза: поливается ли она, очищается ли, обрезывается, а может, растет бесконтрольно, порождая одну листву, либо вовсе засыхает. Все зависит от того, как возделывается лоза, а от этого зависит и участь человека…
Пятница 26 августа. Отдание праздника Преображения Господня.
Заканчивается празднование Преображения Господня, а значит пост приближается к концу и впереди – праздник Успения Божией Матери. Все же этот день имеет довольно много и своих праздников и о нихстоит написать. Так, в этот день чтится память святителя Тихона Задонского, частица мощей которого имеется в храме Новомучеников и исповедников Российских города Новороссийска.
Тропарь праздника Преображения Господня. Глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами
Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Память 13 / 26 августа
13 / 26 августа 1500 года в Минске жители города обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской.
Все это время и на сегодняшний день икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу
Минская икона Божией Матери |
в Нижнем Замке, затем – в Верхнем Месте и никогда не износилась из него.
О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно[126] в 1781 году. Он в свою очередь пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII–XVIII вв. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII в. это описание сохранилось в Минском Свято-Духовном базилианском монастыре. В последующем рукопись Ольшевского исчезла. Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 г.) не приводятся больше никем.
Предание сообщает, что икона была писана святым апостолом и евангелистом Лукой. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X в. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 г., пока во время нашествия татаро-монгол Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 г.) не прекратила свое существование и Десятинная церковь. Во время татарского погрома икона уцелела. Скорее всего, благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией...
В 1482 г. Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую Церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор. Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил в воды Днепра...
В 1500 г. икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».
Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI в. считалась соборной.
В XVII веке в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.
Около 1616 г. в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти святого апостола и евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим апостолом Лукой.
В 1626 г. сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 г. минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. Так Минская икона Божией Матери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. В 1733 г. униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою.
В конце XVIII в. Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Так, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась.
В 1795 г. кафедральный собор был освящен во имя Святых апостолов Петра и Павла. В 1835 г. он сильно пострадал от пожара, но икону удалось спасти. В 1852 г. Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу.
Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX в. является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый предел собора Святых апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.
Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «...Можно с достоверностью полагать, - писал он, - что даже при настоящем оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западнорусскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений различных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того, некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».
С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 (в 1919 г. принявший мученическую смерть от гонителей Церкви). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны.
Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «...содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».
До 1935 г. икона пребывала в Петропавловском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Ночью лета 1936 г. Петропавловский собор был взорван. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны.
В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне
Литература
· Издание Минского Свято-Духова кафедрального собора. 500-летие явления Минской иконы Божией Матери.