Б. Чудеса как признак новозаветной эпохи
В Новом Завете чудесные знамения Иисуса подтверждали, что Он при-шел от Бога. Никодим говорил: «...Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Превратив воду в вино, Иисус «явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). По ело-вам Петра, Иисус был «мужем, засвидетельствованным... от Бога силами и чу-десами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него...» (Деян. 2:22).
8 Павел говорит, напр., что Бог поставил людей в церкви «во-первых Апостолами...» (1 Кор. 12:28). Однако апостолов, данных конкретно коринфской церкви, просто не было. Таким образом, в этом отрывке описывается ситуация в церкви в целом.
Уорфилд отмечает, что люди, принимавшие участие в богослужении в коринф-ской церкви, «могли обладать чудесными дарами» (см.: В. В. Warfield, Counterfeit Miracles [Edinburgh: Banner of Truth, 1972; первая публикация 1918 г.]). Он говорит: «Нет ни-каких причин считать, что молодая коринфская община была в этом отношении не-обычна. Апостол не пишет так, будто это исключительное положение вещей, свой-ственное только данной церкви... Многое в других посланиях и в Деяниях говорит о том, что подобная прекрасная картина христианского поклонения была характерна для очень многих общин, основанных апостолами по всему известному тогда миру... Мы имеем все основания считать, что чудесные дары были широко распространены в апостольских церквах. Церкви без даров были скорее исключением, чем прави-лом» (pp. 4,5).
Позднее, в период ранней церкви, апостолы и иные люди проповедо-вавшие Евангелие, также совершали чудеса, которые изумляли народ и давали подтверждение провозглашаемому Евангелию (Деян. 2:43; 3:6—10; 4:30; 8:6—8, 13; 9:40—42 и др.). Чудеса происходили даже в тех церквах, в которых апостолов не было. Павел подразумевает этот факт, когда спра-шивает в послании, обращенном ко многим галатийским церквам: «Пода-ющий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или чрез наставление в вере?» (Гал. 3:5). Он упоминает так-же о людях, обладающих «силами чудодейственными» в церквах в Коринфе (1 Кор. 12:10), как о людях, получивших особый дар Духа. Последние два стиха имеют особенно большое значение, так как в тексте 1 Кор. 12:4—31 рассматривается не частная ситуация, создавшаяся в Коринфе, а природа церкви в целом как «тела Христова», в котором много членов, принадлежа-щих одному телу8.
Чудеса можно рассматривать как одну из характеристик новозаветной церкви9. В период Ветхого Завета чудеса были связаны прежде всего с каки-ми־либо выдающимися деятелями, такими, как Моисей, Илия или Елисей. В Новом Завете, когда Иисус начинает Свое служение, происходит внезапное и беспрецедентное возрастание количества чудес (Лк. 4:36,37,40,41). Однако, в отличие от порядка, свойственного ветхозаветной эпохе, власть свершать чу-деса и изгонять бесов принадлежала не одному только Иисусу, кроме того, чудеса не прекратились и после того, как Иисус вознесся на небо. Даже во время Своего служения Иисус дал власть исцелять больных и изгонять бесов не только двенадцати, но также и семидесяти Своим ученикам (Лк. 10:1,9,17—19; ср.: Мф. 10:8; Лк. 9:49,50). Кроме того, отмеченные выше отрывки из Первого послания к Коринфянам и Послания к Галатам указывают, что чудеса совер-шали не только семьдесят учеников — это происходило в новозаветных церк-вах в целом. Это говорит о том, что чудеса были одним из признаков новоза-ветной церкви, их можно считать проявлением нового мощного действия Свя-того Духа, которое впервые проявилось в Пятидесятницу. Люди ожидали, что это действие Святого Духа будет проявляться в течение всей эпохи церкви'°.
В. Цель чудес
9 Уорфидд продолжает: «Апостольская церковь являлась всюду как сама по себе дар Божий, демонстрируя обладание Духом через соответствующие деяния Духа — чуде-са исцеления и чудеса силы, чудеса знания, будь то в форме пророчества или в форме различения духов, чудеса говорения на языках и их истолкования. Апостольская цер-ковь была, по определению, церковью, творящей чудеса» (Counterfeit Miracles, p. 5).
Хотя я и согласен с анализом Уорфилда, касающимся данных Нового Завета, есть много спорного в его дальнейших рассуждениях, а также в основной мысли его книги, которая заключается в том, что по прошествии апостольской эпохи чудесные дары в церк-ви прекратились и что в наши дни ожидать появления таких даров не следует, так как Бог предназначал их только для подтверждения проповеди апостолов в начальный пери-од становления церкви, когда апостолы еще были живы.
10 Подробнее этот вопрос рассматривается ниже, в гл. 51, посвященной духовным
дарам.
Несомненно, одно из предназначений чудес состоит в подтверждении евангельской вести. Это было очевидно в служении Иисуса, и это признавали Никодим и другие: «...Мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Это было очевидно также в проповеди тех, кто слышал Иису-са, так как они проповедовали «при засвидетельствовании от Бога знамения-ми и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4). Чтобы понять, была ли эта цель значима только во время перво-начальной проповеди Евангелия (до написания Нового Завета), или же это распространяется на всю эпоху церкви, нужно решить, что именно подтверж-дают чудеса — только абсолютную истинность Писания (как слов Самого Бога) или же Евангелие в целом, когда бы оно ни было проповедано. Как мы увидим ниже, чудеса свершались не только теми, кто записывал тексты Пи-сания или говорил с абсолютным апостольским авторитетом11. Этот факт го-ворит о том, что чудес, даруемых нам в подтверждение Евангелия, можно ожи-дать в течение всей эпохи церкви.
Когда происходят чудеса, они свидетельствуют о том, что Бог воистину дейст-вует, и тем самым помогают проповеди Евангелия. Самаритянка сказала жите-лям своего селения: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала» (Ин. 4:29), и многие из самарян уверовали в Христа. Такие ситуа-ции часто имели место во времена служения Иисуса, а также и в период ранней церкви. Когда Филипп отправился в самарянский город, произошло следующее:
Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса; ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцеля-лись; и была радость великая в том городе (Деян. 8:6—8).
11 См. ниже, с. 406.
12 Процитированные стихи показывают позитивную роль чудес в обращении людей
к вере. Иногда говорят, что, называя чудеса свидетельством Евангелия, мы тем самым
принижаем значение Благой вести и считаем, что сама по себе она неспособна привести
людей к вере (см. в особенности: James Μ. Boice, "A Better Way: The Power of Word and
Spirit", in Michael Scott Horton, ed., Power Religion [Chicago: Moody, 1992[, 119-136). Од-
нако это возражение нельзя считать серьезным, так как ни Иисус, ни Павел так не рас-
суждали — оба они совершали чудеса, проповедывая Евангелие, а Иисус и Своим уче-
никам заповедал поступать точно так же (Мф. 10:7,8). Мы должны помнить, что Сам Бог
«свидетельствовал» о Евангелии «знамениями и чудесами, и различными силами, и раз-
даянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4); вряд ли можно сказать, что у Него невер-
ный взгляд на силу евангельской проповеди.
Евангелие от Иоанна — особенно ценный источник по теме чудес как силы, привле-кающей людей к вере в Христа (см.: Ин. 2:11,23; 3:2; 4:53,54; 6:2,14; 7:31; 9:16; 11:48; 12:11; 20:30,31). Это резко контрастирует с точкой зрения Д. А. Карсона (D. A. Carson, "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", in Horton, Power Religion, pp. 100,101), который допускает позитивную роль чудес в обретении людьми веры, но сводит ее к минимуму. Удивительно, но он не рассматривает многие из упомянутых выше текстов и видит неодобрительное отношение к чудесам в стихах, где такой негативной оценки отнюдь не содержится, напр., в Ин. 2:23—25; 4:48; и 20:29—31. Не следует думать, что если проповедь сопровождается чудесами, то вера обращенных будет слабее (как считает Карсон, р. 101); если следовать этой логике, то уверовавшие во время проповеди Иисуса Петр и Павел обладали слабой верой, — вряд ли такой взгляд можно назвать новозаветным!
Когда был исцелен расслабленный Эней, «видели его все, живущие в Лид-де и в Сароне, которые и обратились к Господу» (Деян. 9:35). Когда Тавифа была воскрешена из мертвых, «это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа» (Деян. 9:42)12.
Второе предназначение чудес в Новом Завете — это свидетельство о том, что Царство Божье пришло и что оно начало распространять свое благотвор-ное влияние на жизни людей. Ведь результаты чудес Иисуса демонстрируют признаки Царства Божьего. Иисус сказал: «Если же Я Духом Божиим изго-няю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28). Его по-беда над разрушительными силами сатаны показала, каково Царство Божье. Таким образом, каждое чудо исцеления или изгнания беса приближало Цар-ство и помогало осуществлять служение Иисуса, ибо Он явился с Духом Гос-подним «благовествовать нищим... исцелять сокрушенных сердцем, пропо-ведывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18).
Иисус дал Своим ученикам «силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:1,2). Он повелел им: «Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешай-те, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8; ср.: Мф. 4:23; 9:35; Деян. 8:6,7,13).
Третье предназначение чудес — помощь нуждающимся. Двое слепцов неподалеку от Иерихона восклицали: «Помилуй нас!», и Иисус, «умило-сердившись», исцелил их (Мф. 20:30,34). Когда Иисус увидел большую толпу людей, Он «сжалился над ними и исцелил больных их» (Мф. 14:14; см. также: Л к. 7:13). Здесь чудеса являются свидетельствами сострадания Христа.
Четвертое предназначение чудес, связанное со вторым, — это удаление препятствий на пути чьего-либо служения. Как только Иисус исцелил тещу Петра, «она встала и служила им» (Мф. 8:15). Когда Бог смилостивился над Епафродитом и возвратил ему здоровье, Епафродит смог служить Павлу и исполнять свои обязанности посланца к филиппийской церкви (Флп. 2:25:30). (Как бы это ни случилось — чудесным или обычным образом, Павел связы-вает это событие с милостью Божьей, см.: Флп. 2:27.) Хотя текст открыто не говорит, что Тавифа (или Доркас), которая «была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36), вернулась к ним после того, как Гос-подь через Петра воскресил ее из мертвых (Деян. 9:40,41), все же упоминание о добрых делах, свидетельствовавших о ее бескорыстной заботе о ближних (Деян. 9:39), предполагает, что она снова вернулась к своему служению мило-сердия после своего воскресения из мертвых. Не случайно Павел ожидает, что употребление в церкви чудесных даров будет назидать людей (1 Кор. 12:7; 14:4, 12,26).
И наконец, пятое предназначение даров (которому способствуют и все прочие) — это прославление Бога. После того, как Иисус исцелил расслаб-ленного, народ «удивился и прославил Бога, давшего такую власть челове-кам» (Мф. 9:8). Когда Иисус исцелил человека, слепого от рождения, Он ска-зал, что тот был слеп «для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9:3).
Г. Только ли апостолы могли творить чудеса?
1. Необычайная концентрация чудес в служении апостолов. Иногда утвер-ждают, что чудеса могли совершать только апостолы или связанные с ними люди. Прежде чем рассмотреть аргументы сторонников данной точки зрения, важно отметить, что существуют определенные указания на тот факт, что зна-чительная концентрация чудес характеризовала апостолов как особых пред-ставителей Христа. Например, Богу было угодно произвести исключитель-ные чудеса через Петра и Павла в самый ранний период церкви:
Руками... Апостолов совершались в народе многие знамения и чу-деса... Верующих же более и более присоединялось к Господу, множе-ство мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все (Деян. 5:12-16).
Когда Павел был в Эфесе, «Бог... творил не мало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекраща-лись болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:11,12)13. Другой при-мер — воскрешение Тавифы. Когда она умерла, ученики в Иоппии послали за Петром, чтобы тот молился о ее воскрешении из мертвых (Деян. 9:36—42). Вероятно, они обратились к Петру, так как считали, что Бог даровал ему (или всем апостолам) необычайную силу чудотворения. Также и служение Павла в целом характеризовалось чудесными происшествиями; в Послании к Римля-нам Павел подводит краткий итог своему служению словами о том, что Хрис-тос свершил через него для приведения язычников к послушанию «силою зна-мений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19).
13 Ни об одном из этих случаев не следует думать как о «магии», которая действова-ла через соприкосновение с тенью Петра или с платком Павла; все это — указания на то, что Святому Духу угодно было дать служению этих людей настолько полную и исключи-тельную силу, что Он распространял Свое действие даже на те вещи, к которым они приближались или прикасались.
Тем не менее необычайная концентрация чудес в служении апостолов не доказывает, что другие люди не совершили ни одного чуда. Как мы ясно увиде-ли, «чудотворения» (1 Кор. 12:10) и иные чудесные дары (в тексте 1 Кор. 12:4—11 упоминаются многие из них) были частью жизни коринфской церкви, Павел также знает о том, что Бог совершает чудеса и в галатийской церкви (Гал. 3:5).
2. Что такое «признаки Апостола» (см.: 2 Кор. 12:12)?'Тогда почему же многие говорят о том, что чудеса были признаками, присущими лишь апосто-лам? Их аргументы основываются по большей части на 2 Кор. 12:12, где Павел говорит: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, зна-мениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). Подразумевается, как считают многие, что люди, которые не были апостолами (или их сподвижниками), не имели подобной власти и не могли свершать эти чудесные знамения14. Кроме того, утверждают, что чудеса прекратились со смертью апостолов и их сорат-ников. Из этого заключают, что в наши дни ожидать чудес не следует. (Лю-дей, придерживающихся такой позиции, часто называют цессационистами [от лат. cessatio, «прекращение». — Примеч. пер.], так как они считают, что чудеса «прекратились» на раннем этапе истории церкви.)
Размышляя над этим вопросом, следует помнить, что в ключевом тексте, который принимается за основу (где говорится о «признаках Апостола», 2 Кор. 12:12), Павел не утверждает, что он — апостол, в отличие от других христиан, которые не являются апостолами. Он скорее пытается доказать, что он ис-тинный представитель Христа, в отличие от «лжеапостолов» (2 Кор. 11:13), ложных представителей Христа, служителей сатаны, которые принимают вид «служителей правды» (2 Кор. 11:14,15).Короче говоря, противопоставление здесь проводится не между апостолами, которые могли творить чудеса, и обыч-ными христианами, которые не могли творить чудес, а между подлинными апостолами-христианами, в которых действовал Святой Дух, и лжецами-нехристианами, в которых Духа не было, утверждающими, что они — апос-толы. Таким образом, даже если мы понимаем «признаки Апостола» как спо-собность творить чудеса, нам следует помнить, что люди, использующие этот текст для доказательства того факта, что чудеса не могут быть свершены в наши дни христианами, вырывают выражение «признаки Апостола» из его контекста и используют его в таком смысле, который Павел и не предполагал в него вкладывать. Павел отделяет себя здесь от нехристиан, а эти люди ис-пользуют его текст для отделения Павла от других христиан.
14 См.: Walter J. Chantry, Signs of the Apostles, 2ded. (Edinburgh: Banner of Truth, 1976),
esp. pp. 17—21; В. B. Warfield, Counterfeit Miracles; Norman Geisler, Signs and Wonders (Wheaton:
Tyndale House, 1988).
15 Это разделение определяется грамматикой греческого текста, в котором выраже-
ние «признаки Апостола» стоит в именительном падеже, а «знамения, чудеса и силы» —
в дательном, и, таким образом, эти слова не могут вторично определять «признаки Апос-
тола» в качестве приложения: существительные в синтаксической роли приложения в
греческом должны быть в том же падеже. (NIV не принимает в расчет грамматику и
переводит так, словно второе выражение является в отношении первого приложением,
RSV и NASB более точны.)
Кроме того, внимательное изучение текста 2 Кор. 12:12 показывает, что весь-ма сомнительно, чтобы выражение «признаки Апостолов» здесь обозначало бы чудесные «знамения». В этом же самом стихе Павел различает «признаки Апос-тола» и чудеса, которые он называет «знамениями, чудесами и силами», отме-чая, что чудеса осуществляются вместе с признаками апостола: «Признаки Апос-тола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами»15.
Последнее выражение содержит в себе три термина, обозначающих чудеса, и поэтому должно означать именно чудеса (ср.: «знамения и чудеса» в Деян. 4:30; 5:12; 14:3; 15:12; Рим. 15:19; Евр. 2:4 и др.). Таким образом, первое выражение, «признаки апостола», должно обозначать что-то иное — то, что сопровождает знамения и чудеса и что совершается «вместе» с ними16.
На самом деле, хотя слово «знак» (или «знамение» — Примеч. пер.), по-гречески (σημεϊον), часто означает чудеса, спектр его значений гораздо более широк. Σημεϊον просто означает «нечто, указывающее на что-то другое»17. Во 2 Кор. 12:12 «признаки» апостола правильнее всего истолковывать как все то, что характеризовало апостольскую миссию Павла и показывало, что он — истинный апостол18. Нам не приходится гадать, что это были за признаки, так как все в том же Втором послании к Коринфянам Павел говорит, что от-личало его как истинного апостола:
16 Как отмечает и сам автор, существительные «знамения», «чудеса» и «силы» в гре-
ческом тексте стоят в дательном падеже, который функционально в этом случае почти в
точности соответствует русскому творительному, т. е. в синтаксическом плане вся конст-
рукция отвечает на вопрос «как?» или «каким образом?» Вполне вероятно, что эти суще-
ствительные не адекватны «признакам Апостола» ни каждое в отдельности ни все вмес-
те, однако выводить это утверждение из грамматики — большая натяжка. В этом месте
автор, не вполне улавливая нюанс падежного значения, говорит о слове «вместе» (with),
которое присутствует только в английском переводе и, опять-таки, отвечает на вопрос
«как?», а не «наряду с чем?» — Примеч. пер.
17 «Знаками» называли многие вещи, не имеющие никакого отношения к чудесам.
Напр., собственноручная подпись Павла — это «знак» (2 Фес. 3:17); «обрезание» — это
«знак» вмененной Аврааму праведности (Рим. 4:11); поцелуй Иуды — это «знак» иудей-
ским предводителям (Мф. 26:48); радуга — это «знак» завета (Быт. 9:126 LXX); трапе-
за с пресным хлебом во время Пасхи — это «знак» избавления (Исх. 13:9 LXX); черв-
леная веревка Раавы — это «знак», который лазутчики велели ей повесить на своем окне
(1 Клим. 12:7).
18 Среди современных комментариев на Второе послание к Коринфянам я нашел
только три работы, в которых «признаки апостола» во 2 Кор. 12:12 толкуются как чудеса:
Colin Kruse,771е Second Epistie of Paul to the Corinthians, TNTC (Leicester: Inter-Varsity Press,
and Grand Rapids: Eerdmans, 1987), p. 209; Jean Hering, The Second Epistle of Saint Paul to the
Corinthians, trans. A. W. Heathcote and P. J. Allcock (London: Epworth, 1967), pp. 95, 96; and
1. Духовная сила в борьбе со злом (10:3,4,8—11; 13:2—4,10).
2. Ревностная забота о благе церквей (11:1 —6).
3. Знание Иисуса и Его евангельского плана (11:6).
4. Умение терпеть недостаток и никому не докучать (11:7—11).
5. Умение не превознеситься в церкви; не применять физического наси-лия (11:20,21).
6. Трудности и страдания ради Христа (11:23—29).
7. Вознесение на небо (12:1—6).
8.Смирение и вера в необходимость «жала в плоть» (12:7—9).
9.Сила в слабости (12:10).
Чудеса могут относиться к первому из перечисленных пунктов, однако это, безусловно, не самый принципиальный аспект «признаков Апостола».
Другое свидетельство о том, что «признаки Апостолов» во 2 Кор. 12:12 — это именно качества, а не чудеса, заключается в том факте, что Павел гово-рит: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамени-ями, чудесами и силами» (курсив мой. — У. Г.). В словах о том, что чудеса свершались «всякимтерпением», не имели бы никакого смысла, так как мно-гие чудеса происходят мгновенно. При этом слова о том, что уподобление Пав-ла Христу в страданиях ради коринфян свершалось «всяким терпением», впол-нелогичны.
Murray Harris, "2 Corinthians", ЕВС, 10:398. Эти авторы истолковывают это выражение именно так, однако нив одной из их работ не приводится каких-либо аргументов в пользу данной точки зрения, а Харрис отмечает также альтернативную точку зрения, в соответ-ствии с которой «признаки» — это измененная жизнь коринфян и жизнь Павла, проник-нутая подражанием Христу.
Большая часть комментаторов понимает «признаки Апостола» в гораздо более широком смысле, в том числе как обозначение особенностей жизни Павла и результаты его служения. См.: Philip Ε. Hughes, Paul's Second Episde to the Corinthians, NIC (Grand Rapids: Eerdmans, 1962), pp. 456—458 (следуя за Златоустом и Кальвином); Ralph P. Mar-tin, // Corinthians , WBC (Waco, Tex.: Word, 1986), pp. 434-438 (с подробным обоснованием); Alfred Plummer, A Critical and Exegetical Commentary on the Second Epistle of St. Paul to the Corinthians, ICC (Edinburgh: Τ. & T. Clark, 1915), p. 359; R. V. G. Tasker, 2 Corinthians, TNTC (London: Tyndale Press, 1958), p. 180; Charles Hodge, An Exposition of land 2 Corinthians (Wilmington, Del.: Sovereign Grace, 1972 [reprint]), pp. 359,360; John Calvin, The Second Epistle of Paul the Apostle to the Corinthians..., trans. T. A. Smail, ed. by D. W. Tor-ranee and T. F. Torrance (Edinburgh: Oliver and Boyd, and Grand Rapids: Eerdmans, 1964), pp. 163,164; см. также: J. B. Lightfoot, The Epistle of St. Paul to the Galatians (Grand Rapids: Zondervan, 1957), p. 99. Многие из этих комментаторов считают «признаки Апостола» как нечто сопровождаемое чудесами или включающее в себя чудеса, но ни один из них не считает, что это выражение в первую очередь, или даже исключительно, обозначает чудеса.
Следует отметить, что ни в одном пункте этого списка Павел не говорит о том, что чудеса доказывают подлинность его апостольства. Можно даже ска-зать, что большая часть признаков, о которых он говорит, не отличала его от других истинных христиан. Однако эти признаки подлинно отличают его от служителей сатаны, лжеапостолов, которые вовсе не являются христианами: их жизнь отмечена не смирением, а гордыней; не самопожертвованием, а эго-измом; не щедростью, а алчностью, не стремлением принести пользу другим людям, а стремлением вознестись над ними; недуховной силой в физической немощи, а уверенностью в их природной силе; не трудностями и страданием, а поисками удобств и комфорта19. Когда Павел действовал среди них, подоб-но Христу, его действия были «признаками» того, что его утверждение об апо-стольстве было истинным, таким образом, эти качества были «признаками Апостола». В таком контексте «признаки», которые отмечают подлинного апо-стола, не обязательно являются качествами, показывающими абсолютное различие между Павлом и другими христианами; это скорее качества, свиде-тельствующие о подлинности его служения, в отличие отложных служений. Здесь он не объясняет коринфянам, как отличить апостола от других христи-ан (он делает это в 1 Кор. 9:1,2; 15:7—11; Гал. 1:1,11—24, упоминая о личной встрече с воскресшим Христом и назначение Им на апостольство), здесь он говорит о том, что такое подлинное служение, утвержденное Христом.
Тогда почему же Павел добавляет, что все эти признаки подлинного апос-тольства свершались среди коринфян «знамениями, чудесами и силами»? Он просто говорит еще об одном дополнительном доказательстве подлинности своего апостольства. Чудеса, конечно же, играли значительную роль в утверж-дении истинности проповеди Павла, а коринфяне могли это либо отнести, либо нет к выражению «признаки Апостола» — в дополнение к прочим признакам подлинного апостольства в его служении имелась также чудесная демонстра-ция силы Божьей20.
Есть и еще один важный аргумент. Широкий контекст Нового Завета по-казывает, что чудеса свершались не только апостолами, но и другими, напри-мер, Стефаном (Деян. 6:8), Филиппом (Деян. 8:6,7), христианами в галатий-ских церквах (Гал. 3:5) и теми, кто обладал даром «чудотворений» в теле Хрис-товом в целом (1 Кор. 12:10,28). Чудеса сами по себе не могут рассматриваться как исключительный признак апостольства. Ведь в 1 Кор. 12:28 дары «чудо-творения» и «исцеления» перечисляются отдельно: «И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во- вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений...»
19 Некоторые толкователи считают, что лжеапостолы творили чудеса и утверждали,
что имеют откровения от Бога, поэтому Павлу приходилось заявлять о более значимых
чудесах и откровениях. Однако во Втором послании к Коринфянам ничего не говорится
о чудесах и откровениях лжеапостолов.
20 Следующий стих также дает подтверждение такому толкованию: «Ибо чего у вас
недостает пред прочими церквами?..» (2 Кор. 12:13). Тот факт, что у них не было недостат-
ка в заботе и внимании Павла, доказывал им, что в их среде совершались «признаки
Апостола» только в том случае, если они включали в себя все служение Павла коринфя-
нам, т. е. они не были только чудесами.
21 Данные рукописей и стилистический анализ показывают, что эти стихи не были
частью Евангелия, написанного Марком (о текстуальных вариантах см. в гл. 4).
Схожее свидетельство дано нам в Мк. 16:17,18. Хотя существуют серьез-ные сомнения в аутентичности этого текста как части Евангелия от Марка21, он, тем не менее, имеет очень ранее происхождение22 и отражает, по крайней мере, одну из традиций ранней церкви. В этом тексте Иисус говорит:
Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на боль-ных, и они будут здоровы.
Здесь власть совершать чудеса также воспринимается как способность, присущая всем христианам. Те, кто записал и передал потомкам эту тради-цию и кто считал ее подлинным учением Иисуса, явно не считали, что чудеса могли свершать исключительно апостолы и их сподвижники23.
Иногда уверяют, что чудеса могли свершать только апостолы и их спод-вижники или те, на кого апостолы возлагали руки24. Однако доказательств такого мнения практически нет, так как все в истории новозаветной церкви свершалось через апостолов и их сподвижников. В таком случае можно ска-зать следующее: «В новозаветные времена церкви основывали только апос-толы и их сподвижники, поэтому в наши дни мы не должны основывать церк-ви». Или: «В новозаветные времена миссионерскую работу в других странах вели только апостолы и их сподвижники, поэтому в наши дни мы не должны вести миссионерскую работу в других странах». Эти аналогии демонстри-руют несостоятельность приведенного аргумента. Новый Завет прежде все-го показывает нам, как церковь должна действовать, а не то, как она не долж-на действовать.
Однако если многие другие христиане в церкви I в. свершали чудеса си-лой Святого Духа, то власть свершать чудеса не могла быть тем признаком, который отличал апостолов от прочих христиан.
22 Он включен во многие рукописи «Диатессарона» Татиана (170 г. н. э.), его иитиру-ет Ириней (ум. в 202 г. н. э.) и Тертуллиан (ум. в 220 г. н. э.).
23Я благодарю Харолда Хехнера (Harold Hoehner), профессора Даллаской богослов-ской семинарии, за идею сравнить тексты 1 Кор. 12:28 и Мк. 16:17 (хотя он, возможно, не согласится с моими выводами, изложенными в этом разделе).
24 Напр.: Chantry, Signs, pp. 19-21.
25 Norman Geisler, Signs and Wonders. Его определение чудес см.: p. 28-32 и 149-155.
26Ibid,p. 28-30.
3. Определение «чуда» Норманом Гайслером. Одна из недавних попыток опровергнуть мнение о том, что чудеса происходят и в наше время, принадле-жит Норману Гайслеру25. Гайслер дает более ограниченное определение чуда, чем принятое в этой главе, и использует это определение для опровержения мнения о вероятности чудес в наше время. Гайслер говорит, что «чудеса 1) все-гда успешны, 2) мгновенны, 3) необратимы, 4) дают подтверждение миссии посланца Божьего»26. Доказательства этим тезисам он в большом количестве находит в служении Иисуса; однако, как только Гайслер выходит за рамки жизни Иисуса и пытается доказать, что другие люди, обладавшие властью свершать чудеса, никогда не терпели неудач, его аргументация становится менее убедительной. В случае с мальчиком, одержимым бесом, которого уче-ники не смогли освободить (Мф. 17:14—21), он говорит, что «ученики просто на время забыли, что им следует использовать ту силу, которую Иисус уже передал им»27. Однако этот аргумент неубедителен, ведь Гайслер говорит, что власть свершать чудеса всегда дает положительный результат! А если он стал-кивается с тем, что противоречит его тезису, то отвечает, что они просто «забы-ли», как творить чудеса. Иисус, однако, рассуждает иначе, чем Гайслер, Он говорит: «По неверию вашему» (Мф. 17:20). Чем меньше вера, тем меньше и власти творить чудеса.
Что же касается того факта, что Павел не смог исцелить Епафродита (Флп. 2:27), Гайслер вынужден с неуверенностью говорить о том, что Павел, может быть, и не пытался исцелить его (хотя тот и пришел к нему в темницу и был так болен, что едва не умер) или что «Павел на тот момент уже не обладал даром исцеления»28. То же самое предположение он использует для того, что-бы объяснить, почему Павел оставил больного Трофима в Милите (2 Тим. 4:20). В этих случаях Гайслер идет гораздо дальше, это не обычное цессационист-ское заявление о том, что чудеса прекратились со смертью апостолов, — он говорит, что чудеса прекратились в жизни величайшего из апостолов уже до его первого римского заточения. Едва ли эти слова можно счесть убедитель-ными в применении к апостолу, чье служение постоянно сопровождалось «си-лою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим. 15:19) и который торжествен-но пишет в своем последнем послании: «Подвигом добрым я подвизался, те-чение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7).
27 Norman Geisler, Signs and Wonders, p. 150,
28 Ibid.
29Ibid, p. 153, 154.
Данное Гайслером определение чуда не подходит и к случаю со слепцом, на которого Иисус возложил руки, так как слепец не сразу смог видеть ясно, сначала он увидел «проходящих людей, как деревья». Только после того, как Иисус возложил на него руки во второй раз, он «стал видеть все ясно» (Мк. 8:24,25). Гайслер отвечает, что Иисус Сам желал провести исцеление в два этапа, чтобы показать ученикам на этом символическом примере посте-пенный рост в их духовной жизни29. Хотя в тексте ничего об этом не сказано, возможно, это правда, но даже и тогда это опровергает тезис Гайслера, так как если Сам Иисус пожелал исцелить человека в два этапа в те времена, то Он может пожелать исцеления людей в два этапа и в наши дни — или даже в три и более этапов. Как только Гайслер допускает, что Бог для достижения Своих целей может желать совершения чуда в несколько этапов, его заявление о том, что чудеса должны быть мгновенны, теряет почву30.
Вместо определения Гайслера правильнее было бы принять мысль о том, что даже те люди, которым Бог дарует способность свершать чудеса, не могут свершать их по своему желанию, так как Святой Дух постоянно «разделяет» эти способности между людьми «как Ему угодно» (1Кор. 12:11; слово «разде-лять» в греческом тексте — это причастие настоящего времени, что указывает на продолжающуюся деятельность Святого Духа). Кроме того, едва ли есть причины исключать из категории «чуда» (как, судя по всему, делает Гайслер) необычные случаи ответов на молитвы, придавая определению чуда крайне ограниченный характер. Например, Бог отвечает на постоянные и продолжи-тельные молитвы о физическом исцелении (и этому невозможно дать меди-цинского объяснения), но отвечает лишь спустя многие месяцы и даже годы; при этом Он ясно показывает, что отвечает именно на молитвы, и люди при-ходят в изумление и прославляют Бога. В таком случае нет никаких основа-ний утверждать, что это вовсе не было чудом, лишь потому, что ответ на мо-литвы не был мгновенным. Кроме того, Гайслер не учитывает того факта, что духовные дары, как чудесные так и «обычные», могут отличаться по своей силе (на что указывают многие новозаветные тексты)31.
4. Послание к Евреям (2:3,4). Еще один текст, который часто используют для подтверждения мысли о том, что чудеса могли свершать только апостолы и их сподвижники — это Евр. 2:3,4.Здесь автор говорит, что весть о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавши-ми от Него, при засвидетельствовании32 от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле».
30 Гайслер также с большим трудом объясняет текст Мк. 5:8 (где Иисус несколько
раз приказывает бесам выйти) и Мк. 6:5 (где говорится о том, что Иисус был не способен
свершить чудо в Назарете по причине неверия людей) (см. р. 149, 152).
31 Об этом см. ниже.
32 KJVпереводит: «При засвидетельствовании гшот Бога знамениями и чудесами...»
Такой перевод предполагает, что чудеса свидетельствовали тем людям, которые слыша-
ли первую проповедь Иисуса. Однако в греческом тексте нет слова «им», и современные
версии не следуют этому переводу.
33 См. напр.: Chantry, Signs of the Apostles, pp. 18, 19: «Само Писание воспринимает
новозаветные чудеса как Божий разрешительный штамп на проповеди апостолов, кото-
рая была богодухновенным воспроизведением того, что они видели и слышали, нахо-
дясь рядом с Иисусом. Мысль об этих чудесах должна усиливать наше уважение к авто-
ритету их слов и наше внимание к ним».
Поскольку здесь говорится, что чудеса явились через тех, кто лично слы-шал Господа («слышавшими от Него»), утверждают, что нам не следуетожи-дать свершения чудес другими людьми, которые лично не слышали пропове-ди Господа и не были свидетелями Его служения33.
Однако в данном случае также есть попытка получить из текста больше, чем он содержит на самом деле. Во-первых, выражение «слышавшие от Него» (Евр. 2:3), несомненно, обозначает не исключительно апостолов, так как Иису-са слушали и многие другие люди. Однако нужно отметить еще более важное обстоятельство — в этом утверждении речь идето том, о чем текст просто-на-просто не сообщает. Факт, что евангельская весть подтверждалась чудесами, когда ее проповедовали люди, слышавшие Иисуса, ничего не говорит о том, подтверждалась ли она чудесами, когда Евангелие проповедовали люди, не слышавшие Иисуса. И наконец, в этом тексте говорится отом, что пропо-ведь подтверждалась не только «знамениями и чудесами, и различными сила-ми», но также «дарами Святого Духа» (греческий текст можно понять как «да-рами Святого Духа, распределяемыми по Его воле», однако в нем отсутствует слово «дары» и дословно он гласит: «распределениями [или даже «раздачами» — μερισμόϊς] Святого Духа по Его воле». — Примеч. пер.). Если кто-то берется утверждать, что в этом тексте говорится о том, что чудеса могли совершать только апостолы и их сподвижники, то ему придется сказать также, что дары Святого Духа тоже присутствовали исключительно в новозаветной церкви. Однако лишь немногие скажут, что в наши дни даров Святого Духа более нет34.
5. Заключение: действительно ли только апостолы могли совершать чу-деса? Если служение в силе и славе Святого Духа характерно для новозавет-ной эпохи (2 Кор. 3:1 — 4:18),то ожидать нам следует как раз противополож-ного — что второе, третье и четвертое поколения христиан, которые также зна-ют Христа и силу Его воскресения (Флп. 3:10), постоянно исполнены Духом Святым (Еф. 5:17), ведут духовную брань тем оружием, которое имеетбожествен-ную власть на разрушение твердынь (2 Кор. 10:3,4), которым дан не дух боязни, «но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7), которые сильны в 1Ъсподе и в Его мощи и которые облеклись в доспехи Божьи, чтобы восстать против миропра-вителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:10—12), будут также обладать способностью нести служение Евангелия не только в истине и в любви, но и при чудесных проявлениях силы Божьей. В Новом Завете труд-но увидеть причину, по которой только служение апостолов должно было быть «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Бо-жией»(1 Кор. 2:4,5).
34 Другой аргумент в пользу мнения о том, что чудеса могли иметь место только в I в., заключается в утверждении, что некоторые чудеса, такие, как дар пророчества, всегда дают новое откровение, равное по авторитету Писанию. Этот аргумент детально рас-смотрен ниже, в гл. 51, 52.
Хотя в служении апостолов мы наблюдаем большое количество чудес, нет никаких оснований полагать, что после смерти апостолов чудес было мало или что их совсем не было. Апостолы были руководителями церкви нового завета, и их жизнь и проповедь были отмечены силой Святого Духа, произво-дившей чудеса. Кроме того, они дали церкви такой пример, которому она мо-жет стремиться подражать в ходе всей своей истории, если только Богу-Духу Святому угодно свершать чудеса ради назидания церкви35.
Д. Ложные чудеса
Маги при дворе фараона были способны совершать ложные чудеса (Исх. 7:11,22; 8:7), хотя и вынуждены были признать величие силы Божьей (Исх. 8:19). Симон волхв в Самарии изумлял народ своими магическими действиями (Деян. 8:9—11), хотя чудеса, свершенные через Филиппа, были гораздо более славными (Деян. 8:13). В Филиппах Павлу встретилась молодая служанка, «одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деян. 16:16), и Павел изгнал этого духа (Деян. 16:18). Кроме того, Павел говорит, что пришествие человека греха «бу-дет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким непра-ведным обольщением погибающих» (2 Фес. 2:9,10) и что это обольщение лож-ными чудесами произойдет «за то, что они не приняли любви истины для сво-его спасения» (2 Фес. 2:10). Это означает, что люди, в последние времена совершающие ложные чудеса силою сатаны, не будут говорить истины, но станут проповедовать лжеевангелие. Наконец, Отк. 13 показывает нам, что второй зверь поднимется «из земли». О нем говорится, что он обладает «всею властью первого зверя» и «творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле» (Отк. 13:11—14). И вновь лож-ные чудеса сопровождает лжеевангелие: его власть свершается во взаимодей-ствии с первым зверем, который говорит «гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его» (Отк. 13:5,6).
35 Однако христианам следует быть крайне осторожными и соблюдать точность в своих рассказах о чудесах, если они действительно происходят. Если христиане будут даже в небольшой степени преувеличивать или искажать те обстоятельства, при кото-рых произошло чудо, то это принесет большой вред Евангелию. Сила Святого Духа до-статочно велика для того, чтобы действовать так, как Ему угодно, и нам никогда не еле-дует «приукрашивать» действительные факты только для того, чтобы они выглядели бо-лее привлекательными. В каждой ситуации Бог совершает именно то, что Ему угодно совершить.
Из этого обзора ложных чудес в Писании очевидны два вывода: 1) власть Бога в свершении чудесных знамений гораздо более велика, чем власть сата-ны, и народ Божий побеждает в столкновениях с силой творящих зло. Поэто-му Иоанн и говорит верующим, что «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Ин. 4:4)36.2) Ложные чудотворцы всегда отрицают Евангелие. Нигде в Пи-сании нетуказаний на то, что подлинные христиане, в которых пребывает Свя-той Дух, могут творить ложные чудеса. Даже в городе, исполненном покло-нения идолам и бесам (см.: 1 Кор. 10:20), Павел говорит коринфским верую-шим, многие из которых сами прежде жили как язычники, что «никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Здесь Павел дает им уверенность в том, что человек, подлинно исповедую-щий Иисуса Господом, имеет в себе Духа Святого. Очень важно, что сразу же после этого он начинает рассматривать вопрос о духовных дарах, которые есть у «каждого» верующего (1 Кор. 12:7).
Мы должны быть уверены в истинности чудес тех, кто совершает подлин-ное исповедание веры (1 Кор. 12:3), кто верит в воплощение и в божественность Христа (1 Ин. 4:2), в чьей жизни видны плоды Святого Духа и чье служение также приносит добрый плод (Мф. 7:20; ср.: Ин. 15:5; Гал. 5:22,23); нам следует благодарить Бога за то, что Святой Дух действует даже в тех, кто, может быть, не разделяет всех наших убеждений по всем вопросам учения37. Действительно, если бы Бог свершал чудеса только через тех, кто совершен как в учении, так и в поведении, то чудес не было бы до самого возвращения Христа.
Е. Следует ли христианам в наши дни ожидать чудес?
Одно дело — говорить о том, что чудеса могут происходить в наши дни, иное дело — просить Бога о свершении чуда. Могутли христиане просить Бога об этом?
36 Могут возразить, что исключением будет видение конца времен в Отк. 13:7, где
зверю «дано было... вести войну со святыми и победить их» (Отк. 13:7). Однако даже
здесь нет указания на то, что власть чудотворения зверя больше власти Святого Духа.
Этот отрывок следует понимать не как описание схватки чудодейственных сил, а как
гонение военной силой, так как далее читаем о тех, кто был обезглавлен «за свидетель-
ство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не при-
няли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4).
37 Тот факт, что люди, призывающие имя Христа, способны пророчествовать, изго-
нять бесов и творить «многие чудеса» во имя Его (Мф. 7:21—23), не противоречит этому
утверждению, так как речь здесь идет не о христианах. Иисус говорит им: «Я никогда
не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Хотя, вероятно, здесь говорится о
ложных чудесах, совершенных бесовской силой, все же речь, вероятно, идет о действии
общей благодати (см.: гл. 31), которую Бог производит через нехристиан и которая сходна
по действию с проповедью Евангелия людьми с нечистыми мотивами, не знающими
Христа в своем сердце, которую Бог иногда допускает (ср.: Флп. 1:15—18).
Ответ на это вопрос зависит от того, какова цель, ради которой человек ищет чуда. Безусловно, неправильно искать чудес для того, чтобы увеличить собственную власть или славу, подобно Симону волхву. Петр сказал ему: «...Сердце твое не право пред Богом; итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего» (Деян. 8:21,22).
Не следует искать чудес и просто ради развлечения, подобно Ироду: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, по-тому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо» (Л к. 23:8). Однако Иисус даже не ответил на вопросы Ирода.
Не следует и неверующим скептикам искать чудес только для того, чтобы получить повод для критики тех, кто проповедует Евангелие:
И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили пока-зать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ... <...> Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме зна-мения Ионы пророка (Мф. 16:1—4).
В Евангелиях часто говорится, что не следует искать знамений, однако важно отметить, что эти обличения всегда направлены против неверующих, которые ищут чуда только ради того, чтобы получить возможность критико-вать Иисуса38. Иисус никогда не обличает тех, кто приходит к Нему в вере, в нужде, надеясь на исцеление или освобождение от нечистого духа или ожидая иного чуда, будь то для себя или для другого человека.
Итак, что можно сказать о тексте 1Кор. 1:22—24? Здесь Павел говорит: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Хрис-та распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же при-званных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Имеется ли здесь в виду, что Павел не совершал чудес («знамений») в Корин-фе, а может быть, даже в проповеди в целом?
38 Удивительно, но тот факт, что Иисус обличает только враждебно настроенных не-верующих, ищущих чуда, не упоминается в следующих работах: D. A. Carson, "The Purpose of Signs and Wonders in the New Testament", M. Horton, ed., Power Religion, pp. 89—118, и James M. Boice, "A Better Way: The Power of Word and Spirit", in Power Reigion, pp. 119—136. В обеих статьях обличения Иисуса используются как доказательства утверждения, что современные верующие не должны искать чудес. Однако новозаветный контекст не под-тверждает подобную точку зрения. (См., особенно: Boice, р. 126, где он одобрительно цитирует высказывание Джона Вудхауса [John Woodhouse]: «Стремление к новым зна-мениям и чудесам свидетельствует о греховности и неверии».)
Ясное утверждение о намерении «искусить» Иисуса находим также в Мк. 8:11 и Л к. 11:16, где Иисус обличает лукавый род, который хочет получить от Него чудо. Един-ственный текст, в котором тоже содержится подобное обличение — это Мф. 12:38—42, где нет прямого упоминания о намерении «искусить» Иисуса, но Он явно отвечает «книж-никам и фарисеям» (ст. 38), и этот эпизод следует сразу за Мф. 12:14, где фарисеи «име-ли совещание против Него, как бы погубить Его», и Мф. 12:24, где фарисеи говорят: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».
Павел не может здесь говорить о том, что он не совершал чудес, проповедуя Евангелие. Ведь в Рим. 15:18,19, в отрывке, написанном во время пребывания в Коринфе, он говорит:
Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Хрис-тос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою зна-мений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
Кроме того, во 2 Кор. 12:12 ясно говорится о том, что труд Павла сопро-вождался «знамениями, чудесами и силами».
Таким образом, 1 Кор. 1:22—24 не может означать, что Павел отрицал зна-чимость мудрости или знамений, так как во Христе он совершал знамения и учил мудрости. Он, вероятнее всего, говорит о том, что знамения и мудрость сами по себе не спасают людей, спасение можно обрести только через Благую весть. Знамения и мудрость, которых искали иудеи и эллины, не были знаме-ниями и мудростью Христа, это были знамения, которые лишь развлекали или подогревали их враждебность и скептицизм; это была мудрость мирская, а не мудрость Божья.
Вполне уместно искать чудес ради истинных целей, установленных Бо-гом: ради подтверждения истинности Евангелия, помощи нуждающимся, устранения препятствий служению и прославления Бога (см. выше, раздел В). В Евангелияхмы видим, как множество людей приходило к Иисусу, и Тотис-целял их ради этих целей. Более того, посылая Своих учеников проповедовать о том, что Царство Божье приблизилось, Он сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10:7,8). Как они могли делать все это, не ища у Бога чудес повсюду, куда они прихо-дили? Повеление Иисуса требовало, чтобы ученики искали чудес.
После Пятидесятницы ранняя церковь молилась и просила смелости для проповеди Евангелия, а также, чтобы Бог свершил чудеса, которые сопровож-дали бы эту проповедь. Верующие восклицали:
И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Тво-его Иисуса (Деян. 4:29,30).
Этот пример, данный нам ранней церковью, вовсе не учит нас тому, что нам не следует просить у Бога чудес. Также и ученики в Лидде послали за Пет-ром, чтобы тот молился об умершей Тавифе, тем самым ища чудесного вме-шательства Бога (Деян. 9:38).Иаков повелевает пресвитерам церкви молить-ся и просить исцеления больных (Иак. 5:14). Конечно, не следует считать, что чудесный ответ на молитву лучше ответа, полученного через обычные сред-ства (напр., медицинскую помощь); нужно помнить также, что молитвао кон-кретной нужде, обращенная к Богу, не гарантирует ответа. С другой стороны, часто наша вера во всемогущество Бога, вера в то, что Он может действовать чудесным образом, бывает слишком мала. Нам не следует принимать широко распространенное мнение о том, что Бог очень редко отвечает на молитвы, если вообще когда-либо отвечает. И нам, безусловно, не следует стесняться рас-сказывать о чудесах, если они действительно происходят; не надо думать, что ответ на молитву не связанный с чудом, — это лучший ответ. Чудеса — это деяния Божьи, и Бог свершает чудеса для того, чтобы прославить Себя и уси-лить нашу веру. Если в наши дни люди сталкиваются в жизни с серьезными проблемами, то им следует искать у Бога ответа и, если есть необходимость в чудесном вмешательстве, просить Бога действовать именно так, если это Ему угодно39. Особенно если мы руководствуемся христианским состраданием к нуждающимся и горячим желанием увидеть приближение Царства Христа и прославить Его имя.
Вопросы для самостоятельной работы
39 Джон Уолворд, прежде занимавший должность президента Даллаской богослов-ской семинарии, считает, что дар чудотворения — это «способность свершать чудеса по собственной воле во имя Христа». Поэтому он считает, что дар чудотворений прекратил-ся. И все же он полагает, что в наши дни нам следует молиться о чудесах: «Однако хрис-тианин может взывать к Богу о чуде, и Бог ответит на эти молитвы. Бог все же может исцелить или даже воскресить умершего, если это Ему угодно, однако такие чудеса за-висят от конкретного случая и от единовластия Божьего... И хотя дар чудотворения не яв-ляется частью плана Бога относительно современности, Бог имеет власть совершать чудеса» (John Walvoord, The Holy Spirit [Wheaton, 111.: Van Kampen, 1954], pp. 179, 180).
1. Какое влияние (позитивное или негативное) оказали на вашу веру в Писа-ние библейские повествования о чудесах, когда вы обратились к вере в Христа?
2. До того как вы прочитали эту главу, что вы думали о чудесах, которые про-исходили в церкви времен Нового Завета? Считаете ли вы, что в современной церк-ви часто происходят чудеса? Изменилось ли ваше мнение после прочтения этой главы, и если да, то как?
3. Если вы считаете, что чудеса должны происходить в церкви до времени возвращения Христа, тогда почему во многие периоды истории церкви мы видим очень небольшое количество чудес? Почему в церкви так мало чудес в наши дни?
4. Если вы придерживаетесь «цессационистской» точки зрения, то какие необычные ответы на молитвы вы все же считаете возможными в наши дни? (Напр., молитва об исцелении, об избавлении от опасности, отражение бесов-ского нападения и/или словесное изгнание нечистого духа, или внезапное и необычное понимание того или иного отрывка из Писания или какой-либо жиз-ненной ситуации.) Какие события вы считаете следствием действия «чудес», в соответствии с определением, данным в этой главе? (Вы можете дать и другое опре-деление «чуда».)
5. Обязательно ли чудеса, полезные церкви в наши дни, должны быть «за-мечательными» и выдающимися событиями (такими, как воскрешение мерт-вых или исцеление человека, который был слеп от рождения)? Какие «малые» чудеса могли бы также служить целям, перечисленным в этой главе? Можете ли вы рассказать о каком-либо ответе на молитву в вашей церкви (или в вашей жиз-ни), который вы назвали бы «чудесным», исходя из определения чуда, данного нами в начале главы?
6. Вы хотели бы видеть больше проявлений чудесной силы Святого Духа (или больше необычных ответов на молитвы) в вашей церкви? Если бы чудес происхо-дило больше, то какие опасности возникли бы в связи с этим? Каковы были бы преимущества?
Специальные термины
Закон природы сила
«знаки Апостола» цессационистский
Знамение чудо
Библиография