Абу-Ханифа помогает вернуть аманат

Один куфиец, отправляясь в хадж, оставил своему земляку имущество на сохранение. По возвращении из паломничества он попросил вернуть свою собственность. Однако тот, божась, стал отрицать факт хранения у него чужого. Паломник пошел за советом к Абу-Ханифе. «Никому не говори о том, что он отказывается», - сказал ему ученый, к которому нечестный на руку доверенный частенько наведывался. И вот однажды, когда Абу-Ханифа и мошенник остались наедине, Имам сказал, немного слукавив: «Определенные люди попросили найти человека, пригодного на должность судьи. Ты хотел бы им стать?». Нечестивец, сильно желавший занять пост судьи, слегка запротивился. Тогда Абу-Ханифа стал его упрашивать, что лишь усиливало его страсть к вожделенному чину. В этот момент пришел доверитель и по совету Абу-Ханифы спросил своего обидчика: «Ужель ты позабыл о своем достоинстве?»

И напомнил, что он некогда оставлял ему свое имущество на сохранение. [Дабы не ударить лицом в грязь] тот вернул испрашиваемое имущество в целости и сохранности, после чего снова пришел к Абу-Ханифе в надежде получить судейскую должность. Но Имам снова схитрил. «Я слишком тебя ценю, - сказал он, - поэтому не буду предлагать тебя на такой пост, жду, когда появится более высокая должность».

Второй свидетель

Одному человеку другой задолжал тысячу дирхемов, но дол г свой не признавал. У пострадавшего был только один свидетель вместо положенных двух, и он был готов принести клятву, подтверждающую его правоту. Абу-Ханифа знал, что он прав, но для суда этого недостаточно: нужен был второй свидетель. Ученый предложил несчастному подарить данный долг в присутствии своего свидетеля третьему лицу, дабы тот истребовал его от должника. Таким образом, хозяин долга становился вторым свидетелем, что делало возможным обращение поданному вопросу в суд. Так и поступили. Судья вынес решение выплатить долг.

Вожделенная тысяча

Перед своей смертью один человек передал другому кошель с тысячью дирхемов и завещал: «Когда повзрослеет мой сын, отдай ему из этого то, что хочешь». Сын повзрослел, но ему был отдан лишь пустой кошелек. Наследник отправился к Абу-Ханифе и рассказал о случившемся. Имам, пригласив душеприказчика, заявил: «Отдай ему тысячу дирхемов. Ибо что ты хотел, то и оставил себе. Обычно люди удерж ивают то, что хотят сами, а отдают то, что им не нужно».

Не продешеви!

К Абу-Ханифе пришла женщина, попросив продать ее шелковое одеяние.

- За сколько, тебе сказали, ты сможешь его продать? - спросил ученый.

- За сто, - последовал ответ.

- Оно стоит больше, - сказал Абу-Ханифа, посоветовав повысить цену. Женщина прибавила еще сто дирхемов, но не получила согласия: Абу-Ханифа требовал назначить большую цену. Так каждый раз цена поднималась еще на сто дирхемов.

- За четыреста! - подытожила, наконец, хозяйка товара.

- Оно дороже! - продолжал настаивать Абу-Ханифа.

- Вы издеваетесь надо мной? - не выдержала женщина.

- Подождем.

И вот появился покупатель, который купил одеяние за целых пятьсот дирхемов.

В другом рассказе повествуется, как Абу-Ханифа просил повысить цену для себя за одеяние, которое он решил приобрести сам. Он купил его в итоге по баснословной цене - за восемь тысяч [дирхемов?].

Скидки старым модницам

Некая женщина пришла к Абу-Ханифе, ища шелковое одеяние. Абу-Ханифа показал ей то, что она хотела.

- Я женщина немощная. Продай мне это одеяние за цену, в которую оно обошлось тебе!

- Возьми его за четыре дирхема!

- Не издевайся надо мной, слабой старухой!

- Я купил два таких одеяния. Одно из них я продал в два раза дороже за вычетом четырех дирхемов. Поэтому оставшееся платье мне обошлось в четыре дирхема.

Подпольный богач

Один раз Абу-Ханифа увидел среди своих учеников человека, одетого в самое настоящее рванье. После занятий он попросил его остаться.

- Подними молитвенный коврик и возьми то, что под ним, - сказал он ему, когда они остались наедине. Ученик обнаружил там тысячу дирхемов.

- Возьми эти дирхемы и измени свой вид! - предложил Имам свою помощь.

- Но я богат, живу в достатке и не нуждаюсь в них! - неожиданно ответил тот.

- Ужель до тебя не дошел хадис: «Поистине, Бог любит видеть на рабах следы Своей милости»? Должно тебе изменить свой вид, дабы не печалился о тебе твой ближний.

Строптивый должник

Абу-Ханифа всегда стремился решать нужду, о которой его просили. И вот к нему пришел некий человек и сказал:

- Я должен одному человеку пятьсот дирхемов. Но сейчас я в затруднительном положении. Попроси его потерпеть и дать мне отсрочку.

Абу-Ханифа поговорил об этом с хозяином долга, который в ответ на его просьбу заявил:

- Они его! Я прощаю ему!

- Но я не нуждаюсь в прощении! - отреагировал должник [самолюбие которого было задето].

- Ты не нуждаешься, - вмешался Абу-Ханифа - зато я нуждаюсь: ведь ты же меня просишь хлопотать!

О личных качествах

Честный факих

В ту пору, когда Абу-Ханифе запрещали давать какие бы то ни было фетвы, случилось, что дочь ученого чистила зубы и слегка раскровоточила десны.

- Отец! Из-за этого я должна взять предмолитвенное омовение? - спросила она Абу-Ханифу.

- Мне запрещено давать фетвы, и я поклялся в этом. Выясни у своего брата Хаммада.

Когда Абу-Ханифе повелитель (алъ-амир) запретил выносить фетвы и он согласился на это, его сын Хаммад задал ему вопрос внутри дома, но Абу-Ханифа не ответил.

- Что с тобой, ты не отвечаешь мне? - спросил Хаммад.

- Я боюсь, - ответил Имам, - что когда правитель (султан) спросит меня: «Ты кому-нибудь давал ответ?», я не смогу ничего сказать.

Бракованный товар

В деле торговли у Абу-Ханифы был компаньон по имени Хафс ибн Абдаррахман, которому он доверял продавать свой товар. Один раз Абу-Ханифа отправил ему бракованное одеяние (или партию товаров), указав на ее недостаток и попросив: «Когда будешь продавать, укажи [на это]!».

Хафс продал вещь, но забыл про просьбу своего напарника: покупатель остался в неведении относительно недостатка товара. Когда Абу-Ханифа прознал об этом, он раздал в качестве милостыни всю стоимость проданного товара, а именно тридцать тысяч дирхемов.

Завышенные цены

Цены на товары в лавке Абу-Ханифы назначались им самим и должны были продаваться только по этой цене. Однажды в его отсутствие ученики Имама, не ведая о том, продали товары по более высокой цене. Узнав об этом по возвращении, Абу-Ханифа поругал их, говоря, что они обманули покупателя. Тем временем этот покупатель, бывший жителем Медины, уже покинул Куфу. Имам лично поехал в Медину и заплатил тому человеку разницу в цене.

Ростовщичество

Однажды во время сильной жары Абу-Ханифа стоял под лучами палящего солнца, хотя поблизости был дом, бросающий на землю прохладную тень.

- Почему Вы не укроетесь в тени? - спросили Имама.

- Хозяин дома, - ответил он, - мой должник, и я не хотел бы сидеть в тени его жилища, ибо это извлечение пользы. Выгода же, приобретенная за счет займа. - ростовщичество {риба).

Будь добродетельным

К Абу-Ханифе подошел один человек и сказал:

- Мне нужно два одеяния. И я хотел бы, чтобы ты был со мною добродетельным и украсил меня перед человеком, который породнился со мной.

- Подожди две недели, - ответил Абу-Ханифа.

По прошествии этого времени покупатель вновь явился к Абу-Ханифе, но он попросил его прийти завтра. На следующий день Абу-Ханифа достал два одеяния, которые стоили более двадцати дирхемов, и вместе с ними еще один динар.

- А это что? - удивился покупатель.

- Я отправил ради тебя в Багдад товар, заплатил за его сохранность, продал его и [на вырученные деньги] привез тебе эти два одеяния, вернув свои деньги и заработав еще один динар. Ты можешь принять от меня это [как подарок], или я продам эти две одежды и от твоего имени раздам милостыню в размере их стоимости и еще один динар.

Когда у Абу-Ханифы поинтересовались, почему он так поступил, ученый ответил: «Он попросил быть с ним добродетельным. А Ата [ибн Абу-Рабах] рассказывал мне, что [сподвижник Пророка] аль-Аббас говорил: "Если человек скажет своему брату мусульманину быть с ним добродетельным, то, значит, он доверяет ему свою тайну". Поэтому я хочу быть доброжелательным к нему всей добродетелью, посильной для меня, и пожелал дать ему столько из моих средств, насколько он просил быть с ним добродетельным».

Купленный подарок

Как-то Абу-Ханифа увидел у одного из своих учеников белку. После занятий Имам попросил показать ему этого невиданного зверя. «Что за диковинка!» - воскликнул он и попросил ученика продать ему животное. Ученика даже удивил такой интерес наставника. Однако Абу-Ханифа настаивал назвать цену.

- Боже помилуй продавать ее Вам! Это подарок для Вас от меня! - ответил ученик.

- Или ты продашь мне ее, или нет мне нужды в этом подарке! - возразил Абу-Ханифа. - Если ты продашь мне ее, то это будет лучше и интереснее для меня, ибо мне это нужно.

Ученик отказался. Учитель тоже. Пришлось вмешаться присутствующим и назвать цену, дабы Абу-Ханифа смог купить себе белку.

Сандалии для друзей

Однажды Абу-Ханифе подарили тысячу [пар?] сандалий, которые Имам поспешил раздать своим единоверцам. Спустя два дня Абу-Ханифа был замечен на базаре покупающим сандалии для своего сына. Когда его спросили об этом, он ответил: «Мое отношение к подаркам заключается в том, чтобы определить их полную стоимость и возместить нечто подобным или же в двойном размере; и чтобы раздавать подарки среди моих единоверцев, ибо повествуется, что Пророк сказал: "Когда человеку делается подарок, то его друзья должны соучаствовать [в получении подарка]".

Мои единоверцы - это мои друзья, и потому я не желаю отделяться от них и отдаю им свою долю».

Наши рекомендации