Духовное и физическое воздаяние
Мы убеждены: В загробном мире человек получит и физическое воздаяние за совершенные им деяния, и духовное, так как в день воскрешения тело воссоединится с душой.
К физическим воздаяниям, как сказано об этом в Священном Коране и исламских хадисах, относятся, например, райские сады с реками: «Аллах приготовил для них райские сады, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно».[131] Или многочисленные и неиссякаемые яства, и отсутствие зноя: «(В раю) не иссякаю яства, и не исчезает тень».[132] Одним из райских воздаяний для благочестивых верующих являются «очищенные супруги».[133]
Однако физические награды в раю ничто по сравнению с духовным воздаянием. Величайшим наслаждением для верующего человека в загробном мире будут близость к Господу, Его довольство, созерцание Его величественности и красоты, возможность познания Господа. Все это есть блаженство, которое не в состоянии описать словами.
Во многих аятах небесной книги после перечисления физических воздаяний говорится также о духовной награде, о том, что лучшим вознаграждением для верующего станет довольство Аллаха: «Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в райских садах. Но довольство Аллаха превыше этого. Это и есть великое преуспеяние».[134] Действительно, нет для верующего большего счастья, чем ощущение того, что его любимый Господь доволен им, что Он доволен всеми его деяниями и что Он приблизил его к Себе.
В хадисе от Имама Саджада (да будет мир с ним) сказано: «Всевышний и Всеблагой Аллах скажет (верующим): «Мое довольство вами и моя любовь к вам превыше и величественнее благ, которыми пользуетесь вы». А они будут слышать это и подтверждать».[135]
Величайшей наградой для человека являются обращенные к нему слова Господа: «О душа, обретшая покой! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой рай!»[136]
Так же как райские награды, адские наказания будут физическими и духовными. С одной стороны грешник будет мучиться от жара адского пламени, жажды и от иных физических наказаний, с другой стороны он будет страдать от величайшего сожаления, от осознания того, что он своими же руками вверг себя на эти страдания, он будет испытывать душевные муки из-за отдаленности от милости Всевышнего Господа.
Глава 5. Познание имамата
На земле всегда есть имам
Мы убеждены: Точно так же, как божественная мудрость требует ниспослания пророков для наставления человечества на истинный путь, эта же мудрость требует установления для людей божественных руководителей (имамов), которые после пророков будут продолжать начатое ими дело. В каждую эпоху имамы являются хранителями учения, с которым приходили пророки, хранителями божественной религии от искажений и изменений. Они разъясняют людям их надобности в каждую эпоху и при разных условиях, они, основываясь на учении пророков, призывают людей к подчинению Аллаху, к Его познанию и соблюдению всех предписаний религии. В случае отсутствия руководителя, назначенного самим Аллахом, не будет достигнута цель сотворения человечества, люди не сумеет достичь необходимого совершенства и счастья, они перестанут наставляться на истинный путь, и будут утеряны основные принципы учения небесных пророков.
Поэтому после Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) в каждую эпоху существует безгрешный божественный руководитель (имам), за которым должны следовать все люди. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми».[137]Данный аят не относится к какой-либо определенной эпохе, аят несет в себе смысл, что безгрешные имамы, которые названы здесь правдивыми, существуют в каждое время, и что люди всегда должны быть с ними, всегда должны повиноваться им.
Во многих комментариях к Священному Корану и сборниках хадисов (шиитских и суннитских) говорится, что вышеупомянутый аят указывает именно на следование безгрешным, о которых аят отзывается как о правдивых.[138]Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) говорил: «Верующие должны быть богобоязненными и быть вместе с правдивыми. А правдивыми являются Али и его наследники (то есть имамы из пророческого рода)».[139]
Сущность имамата
Мы убеждены: Имамат в шиитском значении не является всего лишь должностью руководителя государства, имамат – это дарованный Аллахом духовный пост. Имам, помимо руководства исламским государством, является духовным руководителем человечества во всех религиозных и мирских делах. Он направляет в верное русло мысли и души людей, он охраняет учение Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) от искажений, он наилучшим образом воплощает в жизнь все религиозные законы и предписания.
Имамат является возвышенной степенью, которую Всевышний Аллах даровал Пророку Ибрагиму (да будет мир с ним). Пророк Ибрагим заслужил эту степень после того, как стал посланником и пророком, после того, как был испытан многочисленными испытаниями, которые он с честью выдержал. А затем, уже будучи имамом, он попросил Господа даровать эту степень и его потомкам. На что Господь ответил, что угнетатели и грешники никогда не заслужат степени имамата. «Вот испытал Господь Ибрагима повелениями (многими испытаниями), и тот выдержал их. Он (Аллах) сказал: «Я сделаю тебя предводителем (имамом) для людей». Он (Ибрагим) спросил: «И из моего потомства?» Он (Аллах) сказал: «Мой завет (степень имама) не коснется беззаконников (тех, кто совершают грехи и несправедливость)».[140]
Очевидно, что степень имама (духовного руководителя человечеством) невозможно уместить в должность обыкновенного правителя. Поэтому, если имамат не принять в том значении, о котором было сказано выше, то данный аят лишается верного смысла.
Мы убеждены: Все пророки, которых в исламской традиции называют «улюль-азм» – твердые духом, помимо того, что были пророками, были также имамами (духовными руководителями). Как пророки и посланники они излагали человечеству божественное учение, а как имамы они воплощали это учение в жизнь, взяв в свои руки государственное и духовное, внешнее и внутренне предводительство над людьми. Пророк Ислама Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) с самого начала пророческой миссии был также и имамом, обладателем степени божественного руководителя. Поэтому его миссия не ограничивалась всего лишь донесением до человечества божественного послания.
Мы убеждены: Должность имама после Пророка Ислама (да благословит Аллах его и его род) по очереди занимали его двенадцать безгрешных потомков, которые не являются пророками, но являются духовными и божественными руководителями. Сам Пророк Ислама говорил: «После меня пророков больше не будет. Но будут имамы, которые станут придерживаться справедливости. Их число двенадцать, по количеству колен сынов израилевых».[141]О них будет сказано далее.
Принимая во внимание значение имамата, становится очевидно, что к обладателю этой должности предъявляются очень высокие требования. Божественным руководителем (имамом) становится лишь тот, кто обладает высочайшей степенью набожности (которая влечет за собой непогрешимость и защищенность от ошибок), совершенными знаниями во всех областях духовной и мирской жизни, абсолютными познаниями в религии, и полной осведомленностью о нуждах человечества в каждую эпоху.