Что ни жертвуете из своего добра, жертвуете вы для са­мих себя, ибо жертвуете лишь потому, что


усиленно домогаетесь снискать благоволение Аллаха. Что ни пожертвуете из своего добра, вам за то будет заплачено сполна и вы не будете обиже­ны». (2; 272)

Она постигла также ту истину, что если не убережет себя от скряжничества и всецело посвятит себя накопительству и на­ращиванию богатства, то это будет губительно для ее имущест­ва: оно будет убывать и рассеиваться. Это было подчеркнуто по­сланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Для рабов Аллаха настанет день, ког­да спустятся два ангела. Один скажет: «О Аллах, дай жертвую­щему», которому будет восполнено. А другой скажет: «О Аллах, не дай скупому», у которого все пропадет».

Всевышний Аллах сказал: «Человек, жертвуй из своего имущества, и на тебя будет пожертвовано».

Для праведной мусульманки является истиной, что, жертвуя из своего имущества на пути Аллаха, она нисколько не уменьшает это имущество. Напротив, она его умножает, нара­щивает и заслуживает Его благословения, ибо именно так под­черкивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Милостыня не уменьшает имущества».

Она убеждена, что пожертвованное ею из своего имущест­ва на пути Аллаха в действительности остается. Такое расходо­вание записывается в Книгу ее добрых дел. А все остальное пре­ходяще. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обращал внимание мусуль­ман и мусульманок на высокий смысл и огромное значение ще­дрости, жертвования, великодушия. Так, например, он спросил госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллах, о том, что осталось от барана, принесенного в жертву. Она ответила: «Ничего не ос­талось, кроме плечной лопатки». Он поправил ее: «Все оста­лось, кроме плечной лопатки».

Вот почему мусульманская женщина, хорошо знающая предписания своего вероучения, спешит, услышав соответству­ющий призыв проявить щедрость, сделать дар из того, что име­ется у нее.

В истории ислама золотыми буквами записаны прекрас­ные примеры щедрости и великодушия духовных матерей мусульман и других женщин рассвета ислама. Так, например, духовная мать мусульман госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала сумму, предназначенную для починки её одежды.

Ибн аз-Зубайр послал ей деньги в двух мешочках из пар­чи. В них было сто тысяч. Она тут же стала раздавать бедным людям. Когда наступил вечер, велела служанке принести еду. А перед этим по привычке постилась. Служанка обратилась к ней: «О Духовная мать мусульман! Разве ты не могла купить мяса на один дирхем?» Она ответила: «Не сердитесь на меня. Если бы вы раньше сказали мне об этом, то я сделала бы».

Ее сестра Асмаа была не менее щедрой и великодушной. Абдалла ибн аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я не видел двух таких щедрых и великодушных женщин, как Аиша и Асмаа. Причем это проявлялось у них по-разному. Аи­ша сначала собирала, накапливала, а потом сразу все раздавала. Асмаа же ничего не собирала, не откладывала «на потом».

Духовная мать мусульман Зайнаб бинт Дахш обладала са­мой щедрой рукой. Об этом говорила Аиша, да будет доволен ею Аллах. Омар ибн аль-Хаттаб, да будет над ним благоволение Ал­лаха, послал Зайнаб дар. Когда это было внесено к ней, она ска­зала: «Да простит Аллах Омара. Мои сестры более достойны этого чем я». Ей сказали: «Это все тебе». Она ответила: «Хвала Аллаху! Высыпьте и накройте плащем». Затем сказала Бирзе бинт Рафии, которая, кстати, рассказала об этой истории: «Сунь под плащ руку, возьми содержимое в кулак и иди к таким-то и таким-то (из числа ее родственников и сирот)». Бирза сказала: «Да простит тебя Аллах, о Духовная мать мусульман! Но ведь и нам из этого положено». Она ответила: «А вам - все, остальное». А осталось там всего 85 дирхемов.

Ибн Саад вспоминает, что Зайнаб принесли деньги, но она раздала их среди родственников и нуждающихся полностью. Об этом стало известно Омару, да будет над ним благоволение Ал­лаха. Он сказал: «Я хотел оказать ей добро». Он остановился у двери ее дома, приветствовал ее и сказал: «Мне стало известно, что ты все раздала». Он послал ей еще тысячу дирхемов, чтобы она сберегла их себе. Но она поступила с ними так же, как и раньше - не оставила себе ни дирхема, ни динара.

История сохранила также память еще об одной женщине из числа щедрых и великодушных. Это Скинна бинт аль-Хусайн. То, что было у нес - она даровала. Когда не было денег, она снимала со своего запястья украшение и отдавала ищущим про­питания и неимущим.

Другой пример - Аатикя бинт Йазид ибн Муавия. Она пожертвовала свое имущество в пользу нуждающимся из семей­ства Абу Суфйана.

Еще один пример - Умм аль-Банин, сестра Омара ибн Абдаль-Азиза. Она была само олицетворение благородства и вели­кодушия. Она говорила: «У каждого человека есть сильное же­лание, страсть. У меня это проявляется в дарении». Каждую не­делю даровала свободу одному невольнику и давала ему ло­шадь. Она говорила: «Тьфу скряжничеству! Если бы оно было рубашкой, я не одела бы его. Если бы оно было дорогой, я не по­шла бы по такой дороге».

Еще пример - Зубайда, жена халифа Харуна ар-Рашида. Она организовала рытье канала для воды для жителей Мекки и паломников. Канал этот связал источники воды и места, где со­бирается дождевая вода. Он был назван «источник Зубайды» и по праву в то время считался чудом света. Когда ее казначей ска­зал, что расходы на это великое сооружение слишком велики, последовала ее крылатая фраза: «Делай, если даже удар топора будет стоить динар».

Если приводить все примеры великодушия и щедрости, которые проявили женщины в нашей истории, то нам потребу­ется очень много страниц. Достаточно отметить, что такие об­разцы щедрости мусульманки показывали и показывают всегда - от начала исламского призыва и вплоть до наших дней. На всем протяжении истории, во всех частях исламского мира му­сульманка ясно и заметно являла свое присутствие, в том числе благодеянием и щедростью. Это находило свое выражение в имуществах, завещанных на благотворительные цели, в вели­колепных благодеяниях, например, строительстве школ, мече­тей, больниц и в других делах благочестия, благотворительнос­ти и совершенствования искренности веры. Благодеянию ислам­ских женщин обязаны своим появлением очень нужные для многих общественные сооружения. Они щедро снабжали строи­тельство благотворительных объектов, столь полезных для му­сульман и мусульманок. Выявляли места распространения нужды, лишений, несчастья, страданий, утешали сирот, смягчали муки несчастного, развевали печаль огорченных, восстанавли­вали разрушенное.

Истинная мусульманка не относится пренебрежительно к садаке, если она даже и небольшая по размеру. Доброхотное да­яние делается в соответствии с возможностями. Она уверена, что ей будет вознаграждение Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен, как бы даяние не было малым по размеру, ибо знает о ска­занном Всевышним: «Аллах возлагает на душу только посиль­ное»,

и сказанное Его посланником: «Уберегайся от адского ог­ня, хотя бы и половиной финика».

Мусульманская женщина делает подаяние из еды, имею­щейся в ее доме, из денег своего мужа, когда видит его одобре­ние на садаку и дарение. За пожертвование ей будет награда. На­града будет и ее мужу за то, что он заработал и приобрел, и то­му казначею, о котором говорилось выше. Об этом говорилось во многих хадисах, переданных аль-Бухари, Муслимом и други­ми. Вот один из них: «Когда женщина жертвует из еды, имею­щейся в ее доме. За это ей будет вознаграждение. Награда будет и ее мужу, за то, что заработал и приобрел и такая же казначею. И награда кому-либо из них не уменьшит награду другому».

Ислам призывает, чтобы мусульмане и мусульманки были созидающими личностями, делали добро, оказывали помощь в соответствии со своими возможностями другим членам общест­ва, чтобы их добро всегда щедро сыпалось на ищущих пропита­ние, бедных и несчастных. Ислам убедил их в том, что жертвование - доброе дело, как подчеркивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, в хадисе, который мы приводили выше.

Ислам открыл перед мужчинами и женщинами, богатыми и бедными настежь двери для благодеяния и вменил в обязан­ность всем, кто произнес два свидетельства, делать добро, что было названо садакой (доброхотным даянием). Благодаря этому бедный не будет чувствовать себя отстраненным от участия в добродеяниях общества из-за отсутствия у него достатка. Садака, как специфичная форма благодеяния, предоставляет ему возможность такого участия. Ведь каждое доброе дело и всякое благодеяние и есть садака. За которое бедному будет вознаграж­дение так же, как богатому будет награда за пожертвование из

своего имущества.

Ислам реально обеспечил участие всех членов общества в сотворении добра, в постоянном строительстве общества, в ко­тором он живет, в его развитии и совершенствовании. Тем са­мым он вселил в сердца всех граждан спокойствие, доверие, уверенность, радость. Такое участие дает человеку почувство­вать и осознать свою человечность, сохранять свое достоинство, постоянно ощущать свою ответственность в этой жизни и обес­печить себе вознаграждение в будущей.

Великодушная, благородная мусульманка делает жертво­вания для тех слоев бедных и неимущих, которые скромны и не пристают с просьбами. Из-за их скромности люди даже могут считать их вполне обеспеченными. Это именно таким надо де­лать жертвования, оказывать помощь, окружать их заботой и

вниманием.

Истинная мусульманка заботится о сиротах и по мере сво­их возможностей жертвует на них. Если она обладает большим достатком, то тратится на них, интересуется их делами, занима­ется их воспитанием. Она поступает так, ибо знает, что ее по­жертвования высоко ценятся Аллахом и что Он приготовил для заботящегося о сироте почетное место. Предоставил ему место в раю по соседству с посланником, да благословит его Всевыш­ний и ниспошлет на него Свою благодать, как об этом сообщил сам благородный посланник: «Я и заботящийся о сироте - будем в раю». И показал указательным и средним пальцем с неболь­шим промежутком между ними.

Истинная мусульманка делает пожертвование вдовам и не­счастным. Ислам всегда побуждал оказывать благодеяние таким людям, подчеркивая, что в таком случае будет щедрая награда, подобная той, которая дается за соблюдение поста или за постоянство благодеяний: «Заботящийся о вдове и заботящийся о несчастном приравнивается проводящему ночь в молитве и не остывающему в своем рвении, соблюдающему пост».

Благодеяние по отношению к вдове и жалкому, несчастно­му человеку, а также забота о сироте считается достойнейшими делами, наиболее благородными, гуманными поступками, которые характерны для личности мусульманской женщины, прида­ют ей еще больше мягкости, человечности, воспитанности и благородства.

Наши рекомендации