В которую вы войдете. Если бы они были богами, то не вошли бы туда
Но все они останутся там навечно.(21:98-99)
Камни, упомянутые в аяте, являются гигантскими чёрнымисерными смрадными валунами. Эти камни не сравнимы ни с чем по жаре,если их нагреть, да упасёт нас Аллах от них.
Есть мнение, что речь идёт об истуканах и идолах, которым поклонялись помимо Аллаха.
Об этом Аллах сказал: ﴿إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ﴾
Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны.
Аллах заявляет: ﴿أُعِدَّتْ لِلْكَـفِرِينَ﴾ Он уготован неверующим. (2:23-24)
Наиболее очевидно, что местоимение «هي» относится к огню, растопкой которого
будут люди и камни. Возможно, местоимение относится здесь к камням.
Нет никакого противоречия между этими двумя оборотами, так как они взаимосвязаны.
Он или они уготованы для тех, кто не уверовал в Аллаха и Его посланника.
Ибн Исхак передаёт, что ибн Аббас сказал:
«Он уготован неверующим – т.е. подобным вам в неверии».
Многие имамы приверженцев Сунны считают этот аят доводом на то,
что ад существует уже сейчас. Об этом свидетельствует множество хадисов, например
посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«تَحَاجَّتِ الْجَنَّةُ وَالنَّار» «Рай и ад препирались». Или в другом хадисе:
«اسْتَأْذَنَتِ النَّارُ رَبَّهَا فَقَالَتْ: رَبِّ أَكَلَ بَعضِي بَعْضًا فَأذِنَ لَهَا بِنَفَسَيْنِ: نَفَسٍ فِي الشِّتَاءِ وَنَفَسٍ فِي الصَّيْف
«Ад попросил разрешения у Господа: «Мои части съели друг друга,
поэтому позволь мне выдыхать дважды: один раз зимой, другой – летом».
В другом хадисе ибн Масуд спросил у пророка: «Что это?»,
на что пророк мир ему и благословение Аллаха ответил:
هَذَا حَجَرٌ أُلْقِيَ بِهِ مِنْ شَفِيرِ جَهَنَّمَ مُنْذُ سَبْعِينَ سَنَةً، الْآنَ وَصَلَ إِلى قَعْرِهَا
«Камень, который бросили семьдесят лет назад с обрыва ада, долетел до его дна».
Этот хадис передал Муслим.
Существует много хадисов в степени Мутаватир (переданные различными рассказчиками через разные цепочки) на это тему, такие как хадис о молитве при затмении или хадис о перенесении ночью. Мутазилиты по своему невежеству отвергают это,
с ними согласился Мунзир ибн Саид – судья Андалусии.
Аллах сказал: (فَأْتُواْ بِسُورَةٍ مِّن مِّثْلِهِ) то сочините одну подобную суру(2:23),
а также в суре Йунус: ﴿بِسُورَةٍ مِّثْلِهِ﴾ Сочините хотя бы одну суру. (10:38).
Здесь имеется в виду любая сура из Корана, длинная или короткая.
Все фундаментальные учёные единогласны, что невозможно воспроизвести короткую или длинную суру. Я не знаю никого из ранних или поздних учёных, кто бы отрицал это.
Рассказывают, что Амр ибн Асс до принятия Ислама пришёл к Мусайламе – лжецу (лжепророку). И тот сказал ему: «Что ниспослано сейчас вашему человеку (пророку)
в Мекке?» Амр ответил ему: «Ему была ниспослана короткая красноречивая сура».
«И что это за сура?» спросил Мусайлама. Тот ответил:﴿وَالْعَصْرِ إِنَّ الإِنسَـانَ لَفِي خُسْرٍ﴾
Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки. (103:1-2)
Мусайлама подумал немного и сказал: «Мне было ниспослано нечто подобное».
«И что же это» - спросил Амр. Тот процитировал: «О, Вабр, о, Вабр (дикий кот).
У тебя два уха и грудь. А остальное в тебе недостойно и тонко», ну и как тебе Амр?»
Амр воскликнул: «Клянусь Аллахом, ты знаешь, и я знаю, что ты лжёшь!»
Всевышний Аллах сказал:
وَبَشِّرِ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّـاتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا الأَنْهَار كُلَّمَا رُزِقُواْ مِنْهَا مِن ثَمَرَةٍ رِّزْقاً
قَالُواْ هَـذَا الَّذِى رُزِقْنَا مِن قَبْلُ وَأُتُواْ بِهِ مُتَشَابِها وَلَهُمْ فِيهَآ أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَهُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
(25) Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния,
Тем, что им уготованы Райские сады, в которых текут реки.
Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить:
Это уже было даровано нам прежде». Но им будут давать нечто похожее.
У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно.(2:25)
Аллах упомянул о том, какую кару и возмездие Он уготовил Его несчастным врагам – неверующим в Него и Его посланников. Затем Аллах упоминает состояние Его счастливых сторонников, уверовавших в Него и Его посланников. Они подтвердили свою веру благими деяниями. Именно по этой причине Коран был назван المثاني (аль-Масани)
или противоположные сравнения) по мнению большинства учёных. Аль-Масани – это, например, упоминание веры, а затем неверия или наоборот, состояние счастливцев и несчастных или наоборот. Т.е. упоминание чего-то вместе с его противоположностью. Упоминание чего-то и его подобия называется تشابه (ташабих)- схожее сравнение.
Мы разъясним это позже по воле Аллаха.
Всевышний Аллах сказал:
﴿وَبَشِّرِ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ جَنَّـاتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا الأَنْهارُ﴾
Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния,