Когда они вошли к Йусуфу, он прижал к себе родителей и сказал: «Входите в Египет без опаски, если этого пожелает Аллах»» (12 Йусуф, 97-99)

Во время этой радостной встречи отец Йусуфа, его тётя Лия, заменившая Йусуфу мать после её смерти, и все братья поклонились ему в знак уважения и признания. Йусуф вспомнил свой сон, увиденный ещё в детстве, когда солнце, луна и одиннадцать звёзд поклонились ему, и сказал, что сон сбылся.

«Он поднял своих родителей на трон, и они (вместе с братьями) пали ниц перед ним. Он сказал: «Отец мой! Это есть толкование моего давнего сна. Господь мой сделал его явью. Он облагодетельствовал меня, освободив из темницы, и привел вас из пустыни после того, как сатана посеял вражду между мною и моими братьями. Воистину, мой Господь добр, к кому пожелает. Воистину, Он – Знающий, Мудрый.

Господи! Ты даровал мне власть и научил толковать сновидения. Творец небес и земли! Ты – мой Покровитель в этом мире и в Последней жизни. Упокой меня мусульманином и присоедини меня к праведникам»» (12 Йусуф, 100-101)

Кораническая история заканчивается именно этими событиями. Семья Йусуфа воссоединилась и осталась жить в Египте. Каких-либо упоминаний о дальнейшей жизни пророка Йусуфа в достоверных источниках не содержится.

В некоторых трудах исламских ученых есть описания различных историй о пророке Йусуфе, даны отдельные подробности и детали из его жизни, содержатся комментарии о жене и детях Пророка и прочие описания. Но основываются они, скорее всего, на древних рассказах иудеев или христиан, перешедших в разряд мифов и легенд.

Религия Йусуфа

Ответ на вопрос: какой религии придерживался Йусуф, ясно изложен в Священном Коране:

«Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхака и Йакуба. Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны» (12 Йусуф, 38)

Что же касается религии Ибрахима, Исхака и Йакуба, то о ней уже подробно говорилось ранее, в соответствующих главах об этих пророках.

Таким образом, Йусуф придерживался Единобожия и поклонялся только одному Единственному Создателю, Аллаху.

Что же касается пророческой миссии Йусуфа, то он проповедовал жителям Египта. Йусуф призывал население этого региона к вере в Единого Бога и судил на основании законов, которые были ниспосланы Всевышним Аллахом его прадеду Ибрахиму, и которым следовали его дед Исхак и отец Йакуб.

Упоминание о Мусе и Харуне в Коране

2 аль-Бакара (Корова), 49-73, 87, 92-93

Ан-Ниса (Женщины), 164

5 аль-Маида (Трапеза), 20-26

Аль-Анам (Скот), 84, 91

Аль-Араф (Ограды), 103-155

Йунус, 75-93

Худ, 96-99

Ибpaxим, 5-8

Аль-Исра (Ночной перенос), 101-104

18 аль-Кахф (Пещера), 60-82

Мapьям, 51-53

Та-ха, 9-99

Аль-Анбийа (Пророки), 48-49

Аль-Муминун (Верующие), 45-49

Аль-Фуркан (Различение), 35-36

Аш-Шуара (Поэты), 10-68

Ан-Намль (Муравьи), 7-14

Аль-Касас (Рассказ), 3-45, 48

Аль-Анкабут (Паук), 39

Ас-Сафат (Стоящие в ряды), 114-122

Гафир (Прощающий), 23-54

Аз-Зухруф (Украшения), 46-56

Ад-Духан (Дым), 17-31

Аз-Зарийат (Рассеивающие прах), 38-40

Ас-Сафф (Ряды), 5

Ан-Назиат (Исторгающие), 15-26

Отдельные упоминания о Фараоне:

3 аль-Имран (Семейство Имрана), 11

Аль-Анфаль (Трофеи), 52, 54

Сад, 12-14

Каф, 12-13

Аль-Камар (Месяц), 41-42

Аль-Хакка (Неминуемое), 9-10

Аль-Муззаммиль (Закутавшийся), 16

Аль-Фаджр (Заря), 6-14

Из всех Коранических повествований о пророках Аллаха, описание событий жизни и посланнической миссии Мусы является самым объемным. Рассказы о нём и его брате Харуне встречаются в 26 сурах Корана, как в мекканских, так и в мединских. Помимо законченных коранических рассказов есть также много отдельных упоминаний его имени и отдельных сообщений о Фараоне и его незавидной участи.

Место и время рождения Мусы

Правление Фараона

В Коране однозначно указывается место рождения Мусы - Египет. Причины, по которым сыны Израилевы переселились со своих земель на территорию Египта, были подробно изложены в главе, посвященной пророку Йусуфу.

После того, как пророк Йакуб со своей многочисленной семьёй (женой и одиннадцатью сыновьями) переехал в Египет к своему любимому сыну Йусуфу, его дети расселились на этой территории. Племена потомков двенадцати сыновей Йакуба образовали израильский народ, который продолжал жить среди египтян на момент рождения пророка Мусы.

Древний Египет того времени был сильнейшим организованным государством с самым передовым социальным строем своей эпохи. Египтяне жили в долине Нила и благодаря живительной влаге этой реки занимались земледелием круглый год, независимо от сезонов дождей. Контроль над Нилом, имевшим стратегическое значение, означал контроль над главным источником торговли и земледелия. Вся система производства, управления и распределение доходов от земель Египта работала исключительно на фараонов. Централизация управления и власти превратила фараонов в правителей, обладавших огромным богатством и могуществом.

Согласно официальной религии государства, фараон считался священным наместником богов на земле. Религиозные представления, которые шли вразрез с официальной религией государства, подавлялись властью. Каждое египетское княжество чтило своего местного бога и только потом всех остальных божеств. В основе египетских поверий лежало поклонение нескольким богам, которые, как правило, представлялись в виде мифических существ со звериными головами и человеческим телом. Главное место в древнеегипетских поверьях занимала тема жизни после смерти. Древние египтяне верили в продолжение жизни души после смерти тела. Считалось, что душа умершего переносилась ангелами к месту, где она представала перед богом-судьей и сорока двумя судьями-свидетелями. Те, у кого преобладали благодеяния, в конечном итоге перемещались в благодатную обитель, где они пребывали в счастье и довольстве. Души же тех, чьи грехи перевешивали их добрые дела, переносились в места бесконечных страданий. Невозможно не отметить сходство в этом вопросе между поверьями египтян и религией Единобожия. Вера в жизнь после смерти свидетельствует о том, что отголоски единобожия достигали древнеегипетской цивилизации. Но со временем она была искажена и, как следствие, превратилась в религию многобожия.

Сам эпитет «фараон» (или «фираун») когда-то применялся по отношению к дворцу правителей Египта. Но со временем значение эпитета трансформировалось и стало употреблять как титул египетских владык, таким образом, правители Древнего Египта стали именоваться фараонами.

Дата правления первой династии фараонов относится приблизительно к 3000 г. до н.э. Учеными египтологами проклассифицировано более тридцати династий фараонов, правящих в различные периоды времени. Однако ни в Коране, ни в хадисах Посланника(сас) нет уточнений, во время правления какого именно Фараона появился на свет и жил пророк Муса. По предположениям, наиболее часто встречающимся в трудах мусульманских ученых, фараоном, при котором родился Муса, был Рамзес II (ок. 1279 — 1213 гг. до н.э.), а фараоном, к которому Муса и Харун пришли с призывом единобожия, был его сын Мернептах (Меренптах). Однако по другой версии, именно Рамзес II был тем, не уверовавшим правителем Египта, который был потоплен Всевышним Аллахом за свою гордыню и отказ признать истину. Существуют и другие предположения комментаторов. По некоторым утверждениям, фараоном того времени был Тутмос I (из 18-й династии фараонов, ок. 1508-1494 гг. до н.э.). Другие же ученые считают, что период пророческой деятельности Мусы приходился приблизительно на 2000 г. до н.э. (при правлении Ментухотепа II) или на 1350 г. до н.э. (при правлении Аменхотепа III или IV).

Из всего вышесказанного можно лишь сделать вывод, что копаться в конкретизации дат и имён правителей того периода не имеет смысла. Если эта информация не дана в достоверных источниках, то, вероятнее всего, она не столь существенна для передачи сути коранической истории о Мусе и Фараоне. В Священном Коране делается акцент не на то, кто был правителем Египта в период жизни Мусы, а на то, каким он был, и даётся подробное описание Фараона:

«…Воистину, Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из преступников» (10 Йунус, 83)

«Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие. Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками» (28 аль-Касас, 4-5)

«Вот Мы спасли вас от рода Фараона. Они подвергали вас ужасным мучениям, убивали ваших сыновей и оставляли в живых ваших женщин. Это было для вас великим испытанием от вашего Господа» (2 аль-Бакара, 49) и (7 аль-Араф, 141)

Фараон деспотично правил своей страной, разделив ее жителей на два основных сословия, к низшему из которых относились израильтяне. Он управлял своими подданными, руководствуясь только порочными желаниями и интересами. Незадолго до рождения Мусы, Фараон приказал убить всех новорожденных младенцев мужского пола среди евреев. Причина жестокости заключалась, скорее всего, в том, чтобы воспрепятствовать численному росту израильтян, которые быстрыми темпами расселялись на этой территории и своей массовостью стали представлять опасность для Фараона и его окружения. Некоторые толкователи Корана объясняют столь жестокие действия Фараона по отношению к евреям ещё и тем, что Фараон каким-то образом узнал (по версии одних - увидел вещий сон, по версии других - ему поведали об этом его жрецы), что сыны Израилевы ожидают рождения младенца, который в будущем вернет им свободу и сокрушит его империю. После такой новости Фараон решил не оставлять в живых ни одного младенца мужского пола. Он дал указание египетским воинам убивать каждого еврейского новорожденного мальчика.

Чудесное спасение Мусы

В Священном Коране подробно описывается, как был спасён младенец Муса от жестокого приказа Фараона. Однако возникает вопрос: «А как же удалось избежать гибели брату Мусы, Харуну?» Сообщений на эту тему в достоверных источниках нет. Некоторые комментаторы Корана объясняют, что Харун родился незадолго до начала действия этого указа Фараона, а другие предполагают:

для того чтобы не искоренить еврейский народ полностью и не потерять, таким образом, рабочую силу, которая была задействована на самой грязной и тяжелой работе, новорожденных младенцев убивали не ежегодно, а через год. С одной стороны, это уменьшало рост численности евреев и ослабляло их влияние в Египте, а с другой стороны, не давало уничтожить народ полностью, чтобы не потерять будущую рабочую силу. Согласно этой версии, в год рождения Харуна младенцев не трогали, поэтому он и остался жить, а в год рождения Мусы все новорожденные мальчики должны были быть убиты. Однако Божественным провидением пророк Муса был спасен от гибели.

Когда мать Мусы родила ребенка, она получила откровение от Всевышнего Аллаха, что ей нужно поместить своего сына в корзину (сундук, ковчег) и опустить его в реку. Она так и поступила, наказав своей дочери, чтобы та следовала за сундуком и наблюдала, что будет с младенцем. Сестра Мусы шла по ходу движения корзины и следила за Мусой издалека, чтобы её никто не заметил. Корзина плыла по течению реки, пока не достигла дворца правителя Египта. Жена Фараона увидела ребёнка и была так очарована им, что уговорила супруга не убивать младенца. Она предложила воспитать его, чтобы в будущем он мог стать для них хорошим сыном.

Сердце матери Мусы сжалось от ужаса, когда она узнала, что ее сын попал в руки Фараона. Она даже хотела раскрыть свой поступок, но Всевышний Аллах подкрепил ее сердце терпением, чтобы она успокоилась. Тем временем Всемогущий Аллах внушил младенцу Мусе не брать грудь кормилиц. Муса отказывался от еды, и семья Фараона была озабочена и опечалена этим. Тогда сестра Мусы сказала окружению Фараона, что знает и может привести ту кормилицу, чьё грудное молоко ребёнок обязательно будет пить. В конечном итоге для Мусы в качестве кормилицы наняли его же собственную родительницу. Так Всевышний Аллах устроил всё наилучшим образом, соединив родную мать с сыном. Кроме того, Господь дал возможность Мусе расти в достатке и пользоваться различными привилегиями, которые он получал во дворце Фараона.

В Коране эти события описываются следующим образом:

«Мы и прежде оказывали тебе (Муса) милость, когда внушили твоей матери откровение: «Положи его в сундук и пусти его по реке, и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг (Фараон)». Я одарил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на Глазах. Твоя сестра пришла и сказала: «Не указать ли вам на того, кто будет заботиться о нем?» Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы порадовался ее взор и чтобы она не горевала…» (20 Та-ха, 37-40)

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же станешь опасаться за него, то брось его в реку. Не бойся и не печалься, ибо Мы вернем его тебе и сделаем одним из посланников».

Семья Фараона подобрала его, чтобы он стал их врагом и печалью. Воистину, Фараон, Хаман и их воины были грешниками. Жена Фараона сказала: «Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесет нам пользу, или же мы усыновим его». Они ни о чем не подозревали.

Сердце матери Мусы опустело (переполнилось тревогой и оказалось лишено всех иных чувств). Она готова была раскрыть его (свой поступок), если бы Мы не укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей.

Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали этого. Мы запретили ему брать грудь кормилиц, пока она (сестра Мусы) не сказала: «Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас, и будет желать ему добра?»

Так Мы вернули его матери, чтобы утешились ее глаза, чтобы она не печалилась и знала, что обещание Аллаха истинно. Но большинство их не ведает этого. Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть и знание. Так Мы воздаем творящим добро» (28 аль-Касас, 7-14)

Убийство египтянина

И бегство Мусы из Египта

Муса провел свое детство и отрочество во дворце Фараона. Однажды, будучи уже юношей, Муса вышел за пределы дворца в город и стал свидетелем оскорбления египтянином одного из израильтян. Муса знал, что египтяне всегда несправедливо обходились с евреями, поэтому, когда тот попросил его о помощи, Муса, не задумываясь, поспешил на выручку. Он ударил сторонника Фараона, и удар оказался настолько сильным, что тот скончался. Муса совершенно не намеревался убивать египтянина. Он был полон раскаяния и сожаления. Он молил, чтобы Всевышний Аллах простил ему этот грех, а затем дал осознанный обет посвятить себя Господу и не делать ничего, что могло бы пойти на пользу грешникам, творящим нечестие.

На следующий день, вновь выйдя в город, Муса увидел, что израильтянин, который вчера звал его на помощь, опять вступил в драку уже с другим египтянином и снова взывает к нему о подмоге. Муса почувствовал раздражение и стал укорять его в том, что он совершает. Однако, думая, что именно египтянин стал обидчиком и зачинателем ссоры, он вновь вмешался в потасовку. Египтянин, испугавшись, сказал: «Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера?» Муса понял, что несчастный случай, произошедший накануне, уже стал известен в городе, и, чтобы избежать еще больших проблем, удалился от спорщиков.

Приближённые Правителя, взбешенные тем, что еврей посмел поднять руку на египтянина, приговорили Мусу к смертной казни. Один праведник из народа Фараона прибежал к Мусе и предупредил, что знать приняла решение казнить его. Он посоветовал бежать из города, чтобы спастись от наказания, и Муса в ту же ночь тайно покинул Египет, отправившись в сторону Мадьяна (территория в юго-восточной части Средиземного моря).

Священный Коран так передает эти события:

«Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это – одно из деяний сатаны. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение».

Он сказал: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» Он простил его, ибо Он – Прощающий, Милосердный.

Наши рекомендации