Всегда наставляет на доброе
Благочестивая мусульманка, прошедшая школу воспитания исламом, который очистил ее душу от каких-либо проявлений эгоизма и самомнения, готова всегда подсказать правильное решение, направить на правильный путь, когда она сведуща в этом. И люди воспользуются этим. Она хорошо понимает, что тому, кто указывает на доброе, т.е. подсказывает, как идти правильным путем, будет соответствующая награда, как сообщил об этом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою
благодать: «Тому, кто наставляет на доброе, будет такая же награда, как и совершившему это доброе».
Мусульманка далека от того, чтобы держать доброе только в себе, ни с кем не делиться тем, что называется «знаю - как», и хвастать перед людьми результатом использования этого блага только для себя. Именно так поступают эгоистки, страдающие от самомнения и хвастовства. Истинная мусульманка знает, когда подсказываешь доброе дело, правильное решение, от Аллаха будет за это награда и в здешней, и в потусторонней жизни. А для благочестивой мусульманской женщины вознаграждение от Аллаха несравненно выше и дороже, чем известность и возможность похвастать. И она старается распространять в обществе доброе, чтобы каждый индивидуум смог делать то, в чем Аллах способствует ему. От такой душевной ржавчины, губительного бича эгоистического начала, т.е. нежелания подсказать правильное решение, направить на правильный путь, обществу наносится урон. Женщина думает, что представится возможность и она самолично совершит доброе дело, претворяя в жизнь свою идею. Но очень часто бывает так, что возможность не представилась. В таких случаях доброе остается невостребованным, интересы не обеспеченными, общество не смогло воспользоваться идеями, которые возникали в умах. Они так и остались потенциально возможными, безмолвствовали и угасали в ожидании подходящего случая. Ну, а как быть, если такой случай вообще не представится? Жизнь пройдет, а добрая идея так и останется узницей в головушке.
Истинно верующие - и мужчины, и женщины - всячески стремятся добиться благосклонности их Господа, будучи начисто лишенными такого эгоистического начала. Они спешат наставлять на доброе, как только та или иная идея, связанная с добрым делом, становится их достоянием. За это уделом их станет вознаграждение от Всевышнего, ибо нацеливание на правильное решение приравнивается к совершению доброго дела.
Истинная мусульманка, для которой правдивость стала привычной чертой характера, ее второй натурой, никогда не обманывает, не поступает вероломно, ибо обман, вероломство свойства очень низкие, несовместимые с благочестием. А оно предусматривает искренний совет и доброе наставление и исключает хитрость с целью обмана, введение в заблуждение.
Врожденные качества праведной мусульманки исключают обман и вероломство. Она видит в этих дурных чертах характера признак отхода от ислама, как утверждал посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в хадисе, который передал Муслим: «Кто держит в руке оружие, направленное против нас, тот не наш. Кто обманывает, тот не наш».
Муслим передал и такой хадис: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, проходил мимо лавки, где продавали продукты. Он коснулся пальцами и, ощутив влажность, спросил владельца: «Отчего это?» Тот ответил: «Это от дождя, о посланник Аллаха». Он сказал: «Что же это ты сверху не положил, чтобы люди видели? Кто занимается надувательством, тот не наш человек».
Мусульманское общество строится на чистоте человеческих чувств, на добром наставлении каждого верующего, на верности каждого данному слову. И если в этом обществе обнаружился мошенник или обманщик, то это - совершенно чуждый, посторонний, не имеющий ничего общего с ним элемент, который лишен качеств и черт характера, свойственных мусульманам.
Ислам считает плутовство и вероломство отвратительным преступлением, которое унижает и порочит человека в дольней жизни, чернит его образ в потусторонней жизни. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, объявил, что каждый, действующий вероломно, предательски, в день , т.е. воскресения будет стоять с вымпелом его вероломства, а глашатай будет обращать внимание присутствующих на него: «Это вероломство такого-то».
Стыдно тем мужчинам и женщинам, которые поступают вероломно и думают, что время им все спишет. Отнюдь нет!
Помимо стыда их положение усложнится в день воскресения огорчением и позором. Там они увидят посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. На него будут надеяться, что он заступится в этот грозный день. А ведь, как известно, он заступится только за тех, чьи грехи не очень велики. И он объявит, что Господь будет не на их стороне, потому что они совершили тяжкое преступление - вероломство. Оно, конечно же, лишает совершавшего его милосердия и прошения со стороны Аллаха и заступничества со стороны Его благородного посланника: «Всевышний Аллах сказал: «В день воскресения мертвых для трех лиц Я буду противником: тот, кто давал клятву, а затем поступал вероломно; тот, кто продал свободного человека и проел его стоимость; тот, кто нанял работника, использовал его в полную меру и не уплатил ему за его труд»».
Конечно же, праведная мусульманская женщина, впитавшая в себя наставления своего вероучения о том, как идти истинным путем, далека от всех форм и проявлений мошенничества, обмана и вероломства. В жизни современной женщины это часто происходит. Праведная мусульманка слишком уважает себя и не окажется в компании мошенниц, которых посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, называл лицемерками: «Если доверено, предаст; когда говорит, лжет; когда обещает, отрекается; когда ссорится, поступает несправедливо».
Верность слову
Среди благородных качеств праведной мусульманки - обязательное исполнение обещания. Оно тесным образом связано с правдивостью, является ее естественным результатом, зрелым плодом развития ее личности среди многочисленных плодов.
Верность данному обещанию - похвальное качество. Оно свидетельствует о высоком культурном уровне его обладательницы, способствует ее успеху в жизни, вызывает любовь, уважение и высокую оценку со стороны людей.
Не секрет, что это качество оказывает благотворное воздействие в процессе формирования у сыновей и дочерей высоких моральных и психологических качеств, когда они видят, что их мать обладает таким достоинством и подаёт для них хороший пример для подражания.
Исполнение обещания или, другими словами, верность данному слову у мусульманки не есть приобретенный атрибут общественного этикета, принятого в обществе, чем можно покрасоваться, похвастаться перед подругами, ровесницами и приятельницами. Дело гораздо глубже. Речь идет об одном из самых изначальных важнейших нравственных качеств, устанавливаемых исламом, одним из самых, самых убедительных свидетельств истинности и правдивости, веры. В Книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, уделяется большое внимание этому качеству. Нормы, основанные на них, призваны заложить основы воспитания в духе этого нравственного требования, освященного исламом, и постоянно побуждать верующих к выполнению оного. Приведем некоторые примеры:
«О те, которые уверовали! Будьте верны в исполнении своих обязательств». (5; 1)
«Будьте верны в исполнении договора. В выполнении его потребуется отчет». (17; 34)
Верность в выполнении обязательства, договора и связанных с этим практических обязанностей, означает истинное благочестие, подлинное посвящение себя Аллаху и делам благочестия. Она в то же время - категорическое требование к мусульманам - и мужчинам, и женщинам. И тут речи не может быть о том, чтобы уклониться. Когда мусульманин или мусульманка берут на себя обязательство, не годится им уклоняться от его выполнения. Они обязательно должны выполнить его. В некоторых айатах, в дополнение к этому, говорится о договоре с Аллахом, Всемогущ Он и Всеславен, об обязательстве перед Ним. Тем самым подчеркивается святость данного слова, его огромное значение и необходимость проявления верности своему слову:
«Будьте верны договору с Аллахом после того, как вы заключили его». (16; 91)
Это очень важно. Ведь ислам питает отвращение к болтунам, которые хвастаются своими возможностями, и любят наобещать! И все это не подкрепляется делом, не выполняется:
«О те, которые уверовали! Зачем говорите то, что не сделаете? Аллаху крайне ненавистно, что вы говорите то, чего не делаете».(61; 2-3)
Аллах не желал, чтобы верующие - как мужчины, так и женщины - так низко пали, что оказались на дне, каковым являются поспешные обещания, и при этом нарушают свои обещания, уклоняются и увиливают от принятых на себя договорных обязательств. Он не желает этого, ибо такое поведение не к лицу правоверным мужчинам и женщинам. И мы только что видели в айате, как выражено это осуждение в форме вопросительного предложения.
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, говорит: