Истина для настоящего времени: текучая, а не застывшая
И Джозеф Бейтс, и Джеймс с Еленой Уайт (три основателя адвентизма седьмого дня) говорили о динамичности того, что они называли «истиной для настоящего времени». Этот термин использовали не только они. Еще до них миллериты обозначали им надвигающееся пришествие Иисуса (Midnight Cry, Aug. 24, 1843, 8). Чуть позже они стали использовать его по отношению к «движению седьмого месяца» (то есть к проповеди осени 1844 года о том, что Второе пришествие состоится 22 октября этого года [Voice of Truth, Oct. 2,1844,144]). Так что даже у миллеритов использование термина «истина для настоящего времени» переосмысливалось и претерпевало определенные изменения.
По отношению к субботе Бейтс стал употреблять выражение «истина для настоящего времени» с января 1847 года (The Seventh Day Sabbath: A Perpetual Stgn[l847], iii). В других своих высказываниях он расширил эту концепцию, включив в нее всю трехангельскую весть из 14-й главы Откровения (Seal of the Living God, 17). Истина для настоящего времени включала в себя субботу, святилище и связанные с ними понятия, которые субботствующие адвентисты вырабатывали с октября 1844 года.
В 1849 году Джеймс Уайт, процитировав 2 Петр. 1:12, где говорится об утверждении «в НАСТОЯЩЕЙ ИСТИНЕ», далее писал, что «во времена Петра тоже была настоящая истина, то есть истина, предназначенная для того времени. У Церкви всегда была настоящая истина. Истина для нашего времени указывает нам на наш настоящий долг и на то основание, которое мы должны занять в преддверии времени скорби». Он вполне согласен с Бейтсом по поводу содержания истины для настоящего времени. Первые два ангела из Откр. 14 уже провозгласили свои вести - теперь наступил черед третьего (Present Truth, July 1849, l).
В 1857 году Джеймс Уайт писал, что некоторые верующие «имеют склонность отвлекаться от великих истин, связанных с вестью третьего ангела, ради вопросов, не играющих жизненно важного значения», и сетовал, что «есть люди, которых невозможно убедить, что настоящая истина - это настоящая истина, а не будущая, и что Слово, будучи светильником, ярче всего сияет там, где мы стоим, а наш путь вдали оно освещает не так ярко» (Ревью энд Геральд, 31 декабря 1857 г., с. 61).
Елена Уайт разделяла воззрения мужа на динамичный характер истины для настоящего времени. «Истина для настоящего времени, испытывающая нынешнее поколение людей, - писала она в связи с седьмым днем субботой, - не была испытанием для людей прошлых поколений» (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 693). В другой раз она отмечала в связи с определенными богословскими проблемами, поднятыми во время сессии Генеральной Конференции 1888 года, что «весть, которую Бог дает Своим слугам провозглашать сегодня, могла и не быть настоящей истиной двадцать лет назад, но это Божья весть для нашего времени» (Рукопись 8а, 1888). Подобное же понимание динамичного характера истины для настоящего времени просматривается еще в двух ее цитатах, записанных с интервалом в 53 года. В 1850 году она категорически заявляла, что «мы владеем истиной, мы знаем ее, слава Господу» (Письмо к брату и сестре Хастингсам от 11 января 1850 г.). Тогда как в июле 1903 года она писала, что «наше понимание истины не будет стоять на месте, ибо истина способна к постоянному развитию... Наше исследование истины еще не завершено. Мы восприняли всего лишь несколько лучей света» (Письмо к П. Т. Мэгану от 27 января 1903 г.).
И Бейтс, и супруги Уайт были открыты для дальнейшего поиска истины. Поэтому перемены в отношении к употреблению свинины не вызвали в среде первых адвентистов никаких волнений. Вопрос о нечистой пище, кстати, дает нам великолепную возможность увидеть, как, по крайней мере, Елена Уайт относилась к «возрастанию» Божьей истины. В 1858 году она упрекала С. Н. Хаскелла в том, что он поднимает эту тему. Если, писала она ему, он считает, что есть свинину неправильно, то ему лучше держать это свое убеждение при себе, и тогда оно не будет вызывать раздоры в церкви. И далее, что примечательно, она отмечает: «Если Церковь действительно должна воздерживаться от свинины, то Бог откроет эту истину не двум и не трем людям, а гораздо большему их числу. Он научит Свою Церковь, в чем состоит ее долг. Бог ведет Свой народ - не отдельных людей там и тут, когда один верит в одно, другой - в другое... Третий ангел выводит и очищает народ, и они должны идти за ним единодушно... Я видела, что ангелы Божьи должны вести Его народ так, чтобы он успевал воспринимать и претворять в жизнь важные истины, которые он получает» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 207). Она высказала то же самое убеждение, когда отметила в 1905 году, что Бог «ведет нас вперед шаг за шагом» (Советы авторам и редакторам, с. 29).
Когда в Церкви появились лидеры помоложе, они засвидетельствовали об открытости пионеров-основателей к новым веяниям. Урия Смит, к примеру, писал в 1857 году, что субботники отмечают «преумножение» истины с 1844 года. Он отмечал: «Нам была дана благословенная возможность радоваться истинам как бы заранее - тем истинам, которые мы тогда еще даже не постигли. Но и сейчас мы прекрасно понимаем, что в нашем распоряжении еще далеко не все истины. Мы верим, что у нас впереди стезя, которая будет более и более светлеть до полного дня. Так будем же поддерживать в себе исследовательский дух в стремлении получать все больше света, открывать все больше истин» (Ревью энд Геральд, 30 апреля 1857 г., с. 205). В том же духе высказывался и Дж. Н. Андрюс, который говорил, что «поменял бы тысячу заблуждений на одну истину» (Духовные дары, т. 2, с. 117). Между тем Джеймс Уайт, отметив, что субботствующие адвентисты вовремя переменили свои взгляды и начали соблюдать субботу, утверждал, что «они переменят взгляды и по другим пунктам своего вероучения, если усмотрят в Священном Писании достаточно вескую для этого причину» (Ревью энд Геральд, 7 февраля 1856 г., с. 149).