А что касается отворачивания от одних высказываний со взятием других.
Это решение является наиболее отвратительным, как со стороны разума, так и со стороны шариата, потому что по сути является следованием за своими страстями, и тот, кто хочет помочь своему мазхабу, начинает выдёргивать цитаты из контекста или же приводить их без разъяснения их смысла и мазхаба ученого, сказавшего их, а когда ему приводится противоположное из слов того же ученого – бросается ложными и необоснованными обвинениями, будучи неспособным объяснить положение.
И этим в достаточной мере известны обе стороны, как чрезмерствующие в такфире, так и оправдывающие мушриков, а Аллах Всевышний не любит ни один из этих двух путей.
И порой это случается по причине намерения защитить религию Аллаха от т.н. "Ирджа" или убеждений "Джахмитов", однако те, кто имеет знание об этих вопросах более достойны того, чтобы защищать религию Аллаха, чем не разбирающийся в этих вопросах, по сути защищающий и отстаивающий лишь свой мазхаб, помогающий лишь своему мнению, лживо и несправедливо отрицающий всё, чего не знает.
Примечание:
Путь верующего относительно этих вопросов (Аль Асма ва ль Ахкам вобщем и "Узр би ль Джахль" в частности).
Как ты мог увидеть, разногласие в этих вопросах – очень большое, начиная с ранних поколений, заканчивая нашим временем, большая часть из них – вопросы иджтихада, поэтому когда бы мусульманин ни погружался в эти вопросы и распространял разговор о них – он обязательно сделает этим фитну и станет причиной раскола и разделения мусульман, а возможно и взаимного обвинения в неверии или новшестве, кроме как если он подробно изучит эти вопросы, используя соответствующие книги, разграничит каждый вопрос с доказательством, и затем станет объяснять их на основании знания, с мудростью и пониманием. В противном же случае верующему следует сторониться обсуждений этих вопросов с теми, кто не обладает знанием, чтобы не сделать фитну или не стать причиной ещё большего разногласия мусульман, так как разногласие в этих вопросах – большое и глубокое.
И сколько бы одна сторона ни доказывала другой, той стороне чаще всего будет чем ответить, и эти разногласия практически невозможно остановить, кроме как силой, как и доказали многие преценденты. Именно таким был манхадж сподвижников относительно подобных вопросов, они держались ясного (Придерживание Таухида, Сунны и справедливости, джихад, установление религии, выполнение обязанностей, отстранение от запрещённого и сомнительного) и оставляли неясные положения, в которых могут возникнуть споры.
А кто поднимал подобные теоретические вопросы, о которых могут возникнуть споры среди мусульман – тех били по голове палкой, пока они не упадут в обморок, как это передается от правителя правоверных, Умара ибн аль Хаттаба, да будет доволен им Аллах.
А что же касается поздних, то они споткнулись в первом и погрузились во второе, как упомянул часть из этого:
Имам ибну Раджаб в книге "Аль Фарку бейна ильми ссаляфи уа ль Халяф".
Однако мусульманин должен знать для себя, что такое Ислам, Таухид, ширк, куфр, тагут, и выносить хукм в ясных вещах, в которых нет споров и разногласий, оставляя разговоры в более сложных и неясных вопросах - людям, обладающим знанием в них и имеющим для этого достаточный опыт, не прыгая выше своей головы, и не прикрывая свою невежественную манеру тем, что религия "простая и понятная", упрекая людей знания за их подробные разборы, исключения и разграничения, как это делали хаваридж, которые и заложили эту сунну.
И был спрошен шейх Сулейман ибн АбдиЛлях ибн Мухаммад ибн АбдильВаххаб, да примет его Аллах среди шахидов о вопросе, похожем на этот:
Вопрос Шестой: Относительно Дружбы и Непричастности: Являются ли они из смысла "Ля иляха илля Ллах" или же являются его обязательным следствием(Лявазим)?
Ответ:
Мы скажем: Аллах знает лучше. Однако мусульманин должен знать, что Аллах обязал его враждовать с многобожниками, и не проявлять им муваля (дружбу), и обязал его любить верующих и обязал его дружить с ними. А также рассказал, что это является из условий веры, и отрицал веру от того, кто любит тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если это его родители или дети, братья или близкие родственники. А что касается того, является ли это из смысла "Ля иляха илля Ллах", или же из обязательных вытекающих(Лявазим), то Аллах не обязал нас исследовать это. Однако Он лишь обязал нас познанием того, что Аллах обязал нас выполнять это.
Именно это и является обязанностью и необходимой вещью, в которой нет сомнения, и кто узнал, является ли она из её смысла, или же является из вытекающих(лязим), то это хорошо, и дополнительное благо, а кто же не познал это, то не обязан это знать, в особенности, если спор об этом и дискусии об этом приводят ко злу и расхождению, а также возникновению разделения между верующими, которые выполняют обязанности Веры, совершают джихад ради Аллаха, враждуют с мушриками и дружат с мусульманами. И молчать об этих вещах является обязательным. Это то, что я считаю верным, несмотря на то, что смыслы обоих этих слов похожи. А Аллах знает лучше.
Конец цитаты.
(Ад Дурару Ссанийя, 8 том, 166 стр.)
И ты видишь этих болтунов, которые строят из себя имамов религии, опровергающих каждого требующего знание за его спиной, и вешающих на них разные ярлыки, поднимающих эти вопросы в каждом маджлисе, доставая трубки и планшеты и с умным видом зачитывая цитаты – как они потухают в присутствии требующих знание и не могут связать даже двух слов, кроме как им бывает указано на ошибку и некомпетентность в этих вопросах, а стоит тебе повернуться к ним спиной – разражаются разговорами снова.
И не сомневается обладатель здорового разума в том, что это не является путём Ахлю Сунна, и нет силы и мощи, кроме как у Аллаха.
А Аллах знает лучше.
Исследование: