Мир форм: на четвертом уровне дхьяны [есть] пять чистых облас­тей и трое небес обычных существ. Трое [небес] расположены в каждом из трех низших уровней дхьяны

Мир форм называется так потому, что существа в нем свободны от привязанности, свойственной исключительно миру желания, но все еще сохраняют привязанность к форме. Семнадцать небес этого мира можно объединить в так называемые четыре уровня дхьяны. Пять чистых областей — Акаништха и т. д. — и трое небес для обычных существ, такие как Великий Плод, расположены на четвер­том, высшем уровне дхьяны. Как уже говорилось, на каждом из трех более низких уровней дхьяны расположены трое небес: на тре­тьем — Процветающее Благо и т. д., на втором — Ясный Свет и т. д. и на первом — Великие Чистые и т. д.

Если предыдущий мир был разрушен огнем, то в начале образова­ния [нового] мира бог второго уровня дхьяны умирает и рождается в пустой небесной обители Брахмы [то есть на первом уровне]. Отсюда начинается последовательное распространение существ [по мирам] в нисходящем порядке, так что все миры бытия, начиная со Жрецов Брахмы и Группы Чистых и заканчивая адами включительно [напол­няются жизнью]. Если предыдущий мир был разрушен водой, [этот процесс] начинается с того, что [бог] третьего уровня созерцания рож­дается уровнем ниже, и так далее.

Мир желания объемлет тридцать шесть видов существ: шесть групп богов, [людей] четырех континентов, [обитателей] восьми остро­вов, животных и голодных духов, [существ в] восьми горячих адах и восьми холодных адах.

Мир желания называется так потому, что существа этого мира полно­стью поглощены чувственными удовольствиями, главным образом по­ловыми сношениями, и жаждут грубой пищи [165]. Он состоит из шести разрядов богов мира желания (обитающих на небесах Владеющие Творениями Других ипрочих), [существ, населяющих] четыре вели­ких континента (Неприятный Звук, Щедрая Корова, Царственное Тело, страна Джамбу) с восемью островами, и восемнадцати [видов существ] несчастливых миров (животных, голодных духов и существ восьми горячих и восьми холодных адов). Все вместе эти существа называются тридцатью шестью видами существ мира желания. Во время первоначального становления мира эти разновидности принима­ют облик существ, распространяющихся спускаясь с более высоких состояний в том порядке, о котором говорилось выше.

Двадцать разновидностей существ — десять счастливых и десять несчастливых — можно также подразделить на двадцать восемь.

По другой классификации боги шести небес мира желания и люди четырех континентов составляют «десять счастливых созданий». [Существа] восьми адов, животные и голодные духи образуют «де­сять несчастливых созданий». Все вместе они называются «двадцать созданий мира желания». Если считать [существ] восьми островов отдельно, то получится двадцать восемь созданий мира желания.

Хотя полубогов можно причислить к разряду животных, их оби­талища, материальный облик, владения и т. д. качествами до того похожи на божественные, что их причисляют к разряду богов. Как утверждается в «Пяти трактатах о ступенях» и «Сутре, исполняющей желания», отрицательная частица а в санскритском слове асура, обозначающем полубогов, указывает на их более низкое положение, а не подразумевает, что они — не боги (сура).

II 1.2.3. Счастье и страдание

Среди счастливых существ — мира форм и остальных, — чем ниже уровень, тем меньше блага и продолжительность жизни. Среди не­счастливых существ, чем ниже уровень, тем сильнее страдание.

Продолжительность жизни и богатство богов семнадцати небес мира форм, шести разрядов богов мира желания и людей четырех континен­тов уменьшаются в нисходящем порядке, описанном в предыдущем разделе (о распространении существ). И наоборот, чем выше [миры], тем больше продолжительность жизни и наслаждения.

Чем ниже несчастливый мир, тем больше сила страдания и про­должительность жизни существ: голодные духи страдают сильнее жи­вотных, а существа в более низких адах — сильнее, чем существа в более высоких.

II. 1.2.4. Классификация

Четыре [уровня] медитативного погружения, четыре уровня дхья­ны и мир желания составляют девять уровней. Что же касается разновидностей существ, то их шесть. С точки зрения путей и на правлений, можно выделить пять разновидностей существ: люди, божества и три вида несчастливых существ.

Три мира подразделяются на девять уровней соответственно разным состояниям ума: четыре уровня мира без форм, различающиеся по качеству медитативного погружения; четыре уровня мира форм, раз­личающиеся по глубине дхьяны; и один уровень мира желания, по­скольку в нем таких разрядов нет.

Если объединить живых существ по их особенностям, то получит­ся шесть разных групп. В сутре «Встреча отца и сына» [166]говорится:

Лев Человечества учил, что шесть разрядов живых существ: существа ада, животные, голодные духи, полубоги, люди и боги — это относи­тельная [реальность].

Кроме того, в сутре «Чудесная жизнь Будды» [167] говорится:

В силу желания, становления и неведения обычные существа безрассуд­но вращаются в круговороте пяти рождений: человеческого, божествен­ного и трех несчастливых — подобно тому, как вращается колесо горшечника.

За основу такого подразделения на пять разрядов взяты способы рождения и пути распространения, которые претерпевают существа. По-иному пять путей объясняют как путь сновидения, путь кармичес­ких следов, путь кармических действий, путь непредсказуемого и об­манчивого круговорота бытия и путь непредсказуемых и отличающих­ся причин и следствий.

Наши рекомендации