Есть шестнадцать небес мира форм, начиная с Группы Чистых; над ними всеми — Малый Непревзойденный. Над этим, согласно «Пяти трактатам о ступенях», пребывают владыки-бодхисаттвы

Шестнадцать небес мира форм [153], [начиная с] Группы Чистых, рас­положены ярусами над миром желания. Над всеми ними находится так называемый Малый Непревзойденный. Всего получается семнад­цать разрядов небес мира форм. Эти семнадцать [сгруппированные в соответствии с четырьмя уровнями дхьяны обитающих в них богов] описываются здесь в восходящем порядке, начиная с первого уровня дхьяны.

В первый уровень входят трое небес: Группа Чистых, Жрецы Брахмы [154] и Великие Чистые. Группа Чистых называется так потому, что здесь боги искоренили зло и недобродетель, и потому, что их все­гда рассматривают вместе. Жрецы Брахмы называются так потому, что здесь боги читают молитвы Брахме. Великие Чистые, владыки этой миллиардной мировой системы — Претерпевание, вследствие своих великих заслуг превосходят других продолжительностью жизни, материальными размерами и тому подобным.

На втором уровне дхьяны тоже трое небес: Малый Свет, Безмер­ный Свет и Ясный Свет. В Малом Свете сила и яркость света кажут­ся слабыми по сравнению со светом более высоких небес. В Безмер­ном Свете сила света кажется неизмеримо большей, чем в более низ­ких небесах. В Ясном Свете свет своим величием и яркостью освещает все другие [нижние] небеса.

Третий уровень дхьяны состоит из трех небес: Малое Благо, Без­граничное Благо и Процветающее Благо. Малое Благо называется так потому, что на этом уровне дхьяны блаженство богов совершенно мирное, а значит, «благое», но оно меньше, чем блаженство высших уровней. В Безграничном Благе блаженство неизмеримо выше, чем на более низких уровнях. В Процветающем Благе блаженство богов не­сказанно возрастает: ни один разряд богов не воплощает в себе боль­шее благо, чем этот.

Четвертый уровень дхьяны подразделяется на [восемь небесных обителей]: Безоблачная, Рожденная Заслугой, Великий Плод, Не Превышающая, Беспечальная, Проявленное Изобилие, Благое Ви­дение и Непревзойденная. Первые три — это небесные обители обычных существ: в Безоблачной нет основы для клубящихся, гро­моздящихся облаков [которые есть на других небесах]. В Рожденной Заслугой боги рождаются вследствие заслуги своего непоколебимого [созерцания][155]. В Великом Плоде условия жизни («плод») выше, чем у обычных существ на других небесах.

[Последние пять небес — это] «чистые области». Не Превыша­ющая не обладает качествами, превосходящими те, которые присущи более высоким чистым небесам. Благодаря обретению единого состо­яния созерцания, боги Беспечальной не испытывают печали от душев­ных волнений и сожалений. Проявленное Изобилие — это совершенный покой и несравненная красота. В Благом Видении воззрение, или видение, богов — правильное и благое. Непревзойденная называется так потому, что ни одна из этой группы обителей не превосходит ее качествами. Эта обитель также называется Последним Собранием, потому что это последняя форма, состоящая из частиц материи.

Говорят, что все боги, не обладающие способностью различать, населяют одну и ту же область Великого Плода. У богов четвертой дхьяны, обитающих в одинаковых условиях, участь не одинакова: каждый из богов в одиночку проходит рождение и смерть, в том числе [и возникновение и исчезновение] небесного дворца и владений. На четвертом уровне дхьяны небесные обители, начиная с Не Превыша­ющей и заканчивая Непревзойденной, называются чистыми областя­ми, потому что там рождаются только арьи [156]. Многие тексты, такие как сутра «Нисхождение на Ланку», а также некоторые тантры схо­дятся в том, что Непревзойденная — это обитель самбхогакаи. Кроме того, в «Пяти трактатах о ступенях» Асанги утверждается, что Место Великих Владык, где рождаются [бодхисаттвы] — владыки десяти ступеней [пробуждения], расположено над Непревзойденной.

[Небеса] удваиваются в размере и становятся все более величе­ственными.

Пространства и очертания этих миров точно описаны в учении Будды по Абхидхарме и в других источниках. Однако, как правило, [в боль­шинстве источников] говорится, что по мере подъема размеры небес удваиваются и они пропорционально становятся более величественны­ми с точки зрения силы и богатства.

Слово «бог», на санскрите диваукас, означает «небожитель» или «обитание в высших мирах», потому что дома этих богов находятся в высших мирах. Другое санскритское название бога — дэва, что означает «игра» или «забава», потому что боги любят резвиться, забавляться.

II. 1.1.2. Дополнительное рассмотрение точки зрения шравак и пратьекабудд

Миллиардную мировую систему прозревают шраваки и пратьекабуд­ды, утверждающие, что она состоит из неделимых частиц материи.

Возвышенное видение святых шравак и пратьекабудд прозревает точ­ное устройство лишь одной единственной миллионной мировой систе­мы или великой миллиардной мировой системы, о которых говорилось выше. За этими пределами устройство миров Бескрайние Океаны остается областью восприятия исключительно будд и бодхисаттв, до­стигших чистых ступеней [157]. [В Абхидхармакоше] говорится:

Архаты [158], подобные носорогам[159] [пратьекабудды] и будды прозревают [соответственно] миллионную, миллиардную и неисчислимую мировые системы.

Шраваки и пратьекабудды утверждают, что грубый окружающий мир состоит из скопления восьми видов исходных частиц, то есть беско­нечно малых неделимых частиц четырех [элементов] — земли, воды, огня, ветра, — а также запаха, вкуса, осязаемого и формы. Однако они не разделяют мнения некоторых тиртхиков [160], считающих, что бесконечно малые неделимые частицы материи остаются в пустоте после разрушения [мировой системы] предыдущей кальпы. Вместо того они утверждают, что коллективная карма существ, которым пред­стоит родиться в данной мировой системе, производит ветры-энергии, способные порождать разнообразные [миры] — грубые следствия этих действий. Таким образом, они считают ветры-энергии первопри­чиной [создания мира]. Это и другие воззрения будут подробно рас­смотрены ниже (в четвертой главе).

П. 1.2. Обитатели — живые существа

В этом разделе четыре части: 1) природа каждого живого существа, 2) способ распространения существ, 3) переживание ими счастья и страдания и 4) классификация.

II. 1.2.1. Природа каждого живого существа

Наши рекомендации