Забота только о сегодняшнем дне, не отвлекаясь ни на переживания о будущем, ни на грусть о прошлом
Беспокойства и тревоги можно также отдалить, сосредоточив все свои мысли на сегодняшних делах, прекратив переживать о будущем и оставив сожаление о минувшем. Сожаление о прошлом, которое нельзя ни вернуть, ни изменить, не приносит пользы, а переживания вызванные страхом перед будущим приносят лишь вред. В период тревог человек перестает радоваться и лишается удовольствий. Именно поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто просил у Всевышнего защиты от беспокойства и грусти.
Стало быть, человек должен жить насущными делами сегодняшнего дня, сосредотачивая свои силы и усердие для исправления и улучшения того положения, в котором он находится сегодня. Ведь, когда человек собирается духом, то он продолжает и дальше трудиться, что помогает ему отвлечься, от печали и горя.
Необходимо знать, что если пророк (мир ему и благословение Аллаха) взывал с какой-либо мольбой, или же обучил свою общину какой-либо мольбе, то это значит, что вместе с испрашиванием у Аллаха помощи и защиты, необходимо усердно трудиться для достижения того, о чем человек просит у Всевышнего. А также оставить то, от чего он просит защиты. Это потому что мольба всегда неразрывно связана с действиями.
Следовательно, правоверный прилагает свои усилия над тем, что может принести пользу в его религиозных и мирских делах, и просит своего Господа даровать в них успех, испрашивает у Него помощи и поддержки. Доказательством же этому служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то!”, но говори: “Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к его делам» Муслим №2664.
Таким образом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) наряду с повелением совершать то, что приносит пользу, испрашивать помощи у Аллаха, не поддаваться слабости – зловредной лени, заповедовал смиренно принимать прошлое и рассматривать происходящее через призму предустановления и предопределения Аллаха.
Он (мир ему и благословение Аллаха) также разделил дела на два вида:
1- дела, которые находятся в зависимости от человека. Тут человек предпринимает надлежащие меры и за помощью в этом прибегает к своему Господу.
2- дела, которые никак не зависят от человека. Их правоверный принимает со спокойной душой, смиряется со своей участью и покоряется воле Всевышнего.
Вне всякого сомнения, соблюдение этого принципа помогает развеять печаль и тревогу, а также обрести радость и удовлетворение.
Комментарии:
“Это весьма важное правило. Верующий должен занимать себя насущными делами, проводить время в том, что угодно Господу, а не терзаться прошлым или предстоящим.
Что касается минувшего, то проси прощения у Аллаха за свои ошибки в прошлом, и терпеливо переноси трудности, которые имели место быть по предопределению.
А если говорить о будущем, то проси Аллаха облегчить для тебя путь, ведущий к счастью и успеху, и не тревожься по этому поводу. Однако это не означает, что ты не должен трудиться во благо своего будущего. Напротив, усердствуй на этом пути, но не изводи себя переживаниями о результатах. Какими будут плоды твоих стараний известно лишь одному Аллаху (Пречист Он и Возвышен). Ты же, должен знать, что прошлое нам не подвластно, будущее от нас скрыто, а настоящее даровано, так занимайся же своими насущными делами.
К этому и привел шейх (да смилуется над ним Аллах) слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы я сделал то-то и то-то!”, но говори: “Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к его делам»
Также эти «если» связывают тебя с прошлым, и ввергают в сожаление, печаль и грусть. Но, а пророк же (мир ему и благословение Аллаха) говорил в своих мольбах:
اللَّهُمَّ إنِّي أعوذُ بِكَ مِنَ الهمِّ والحَزَنِ والعَجزِ والكسَلِ والجُبنِ والبُخلِ وضَلَعِ الدَّينِ وغَلبةِ الرِّجالِ
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от беспокойства и грусти, слабости и лени, скупости и малодушия, бремени долга и от притеснения людей» аль-Бухари №6369.
Мольба имеет огромную пользу, о чем сообщается в следующем хадисе: «Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём не будет ничего греховного и что не приведет к разрыву родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трех: либо удовлетворит его мольбу уже в этой жизни, либо сделает её запасом для человека в мире вечном, либо отвратит от него зло, равное по величине тому, о чем он просит» Хадис достоверный, см. «Сахих ат-Таргиб» №1633.
Таким образом, смысл слов автора не в том, чтобы ты не заботился о своем будущем и не трудился ради него. А в том, чтобы ты не полагался и не надеялся на свои дела, и не связывал с ними все свое будущее. Также ты не должен переживать за прошлое, а должен жить настоящим и заниматься делами сегодняшнего дня. Выполняй свои обязательства перед Аллахом, перед Его рабами и перед самим собой.
"Поистине, у Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право и у семьи твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом то, что по праву принадлежит ему!”[7]
Глава третья
ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА
Действенным способом достижения умиротворения является частое поминание Аллаха. Поистине поминание Аллаха обладает удивительным воздействием на душу, приносит ей покой и радость, а также избавляет ее от беспокойств, тревог и печалей.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ﴾
«Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (Коран; сура 13, аят 28)
Такое великое влияние на душу поминание Аллаха несет само по себе из-за особого свойства, которым оно наделено, а также, потому что поминание содержит надежду на вознаграждение и награду Всевышнего.
Комментарии:
“Благословенный и Возвышенный Аллах для часто поминающих Его мужчин и женщин, уготовил великую награду. Но помимо этого, поминание Аллаха является защитой от шайтана, снадобьем для ран, бальзамом для сердец. Поминание Аллаха оберегает язык от дурных и греховных речей, облагораживает души и содержит множество других польз, которых невозможно передать словами.
Благословенный и Возвышенный Аллах сказал:
﴿ أَلَا بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ ﴾
«Поистине, только в поминании Аллаха находят успокоение сердца» (Коран; сура 13, аят 28)
Мусульманин, постоянно занятый поминанием Аллаха находит утешение, в сердце у него спокойствие, а на душе умиротворение. При упоминании Аллаха его охватывает радость и довольство. Также поминание Возвышенного и Пречистого Аллаха - самое лучшее и целительное лечение всех видов сердечных и телесных болезней”
6. РАССКАЗ О ЯВНЫХ И ТАЙНЫХ БЛАГОДЕЯНИЯХ АЛЛАХА[8]
Поистине, когда раб Аллаха вспоминает о бесчисленных благах Всевышнего и рассказывает о них, печаль и грусть рассеиваются, и он переполняется чувством благодарности. Даже если человек в нищете, или страдает какой-то болезнью, или испытан нечто иным, ему достаточно сопоставить безграничные милости Аллаха и Его неисчислимые щедроты с тем, что его постигло, и станет очевидным, что несчастья, выпавшие на его долю, никак не сравнятся с тем, что ему даровано Всевышним. Более того, если раб смирится перед Господом, проявит терпение и довольство, то это не только облегчит тяготы, но и обеспечит ему великую награду за проявление терпения. И тогда горечь превратиться в сладость, ибо сладость награды стирает горечь терпения.
Комментарии:
“Целью рассказов об оказанных милостях является не кичливость и хвастовство перед людьми, а старание проявить благодарность Аллаху за щедрые дары и великие блага, напомнить себе о них и заново прочувствовать их. Благодарность одна из причин сохранения и постоянства благ, а неблагодарность ведет человека к страданиям и тяжелым последствиям.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ ﴾
«Если вы будете благодарными (за дарованные Мной блага), то Я непременно одарю вас еще большим» (Коран; сура 14, аят 7)
Блага, дары и щедроты Аллаха (Пречист Он и Возвышен), которыми Он нас одарил, велики и неисчислимы, и за них каждая клетка в человеке должна благодарить Всевышнего. Взять хотя бы здоровье: зрение, слух, обоняние, чувства вкуса и осязания и т.п. А прежде всякой вещи то, что Он даровал тебе Ислам, посредством которого спас тебя, вывив из мрака невежества и неверия к свету истины и веры, из заблуждения к прямому пути, из слепоты к прозрению, из зла к добру. Одно это уже величайшая милость, за которую мы обязаны благодарить Всеблагого и Возвышенного Аллаха.
«Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас» (Коран; сура 7, аят 43)
Осознание и ощущение милостей, которые оказал тебе Аллах, ослабляет степень влияния бед, несчастий, нехваток и прочих жизненных потерь. Посему благодари Аллаха за дарованные тебе блага и щедроты, и не будь из числа неблагодарных. Пусть мирские блага, которыми ты наделен, будут помогать тебе снискивать благоволения Аллаха, а бренная жизнь будет местом для запаса праведными деяниями для Вечной жизни, ну а лучшее из запасов – это богобоязненность. И так, пока ты не предстанешь перед Аллахом, а Он будет доволен тобой”