Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего
30Я и Отец - одно.
31Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
35Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,- 36Тому ли,
Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
37Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
39Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.
41Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.
42И многие там уверовали в Него.
Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение «Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. После этого была и ектения с молитвой об усопших. Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. Рипиды иподиаконы держат по обе стороны Царских врат и когда протодиакон вручает сначала дискос, а затем чашу, опускают их, держа над ними. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной (но Символ веры с народом пели целых четыре диакона киевским распевом), архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет все то же «Достойно есть…..». После этого правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. Выклички на сей раз не было….
Причастников было, в целом, немного, хоть для этого небольшого храма – достаточно. Причащал о.Максим.
И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.
Произносится отпуст, а затем Владыка уходит в алтарь для разоблачения под пение многолетия, а затем выходит на амвон уже в рясе и клобуке. Он поздравил всех с освящением этого храма и первой службой в нем, отметив, что в наличии храма при больнице есть великая польза, ибо больные, да и работники ее могут приходить сюда, дабы помолиться здесь, ведь невозможно добиться здоровья телесного без работы над душой, в которой все болезни и начинаются.. Молиться, беседовать с Богом можно в любом месте, но это место сугубо предназначено для этой цели. Особо это полезно для работников, чей труд весьма и весьма сложен, так как больные в своих недугах часто ропщут, становясь капризными и срывая свою скорбь на тех, кто за ними ухаживает. Здесь будет совершаться молитва, Таинства. Увы, не в каждом городе епархии при городских больницах есть храмы, но над этим необходимо работать ввиду важности духовного окормления находящихся здесь. Этот храм, разумеется, временный, так как планируется возвести постоянный, но необходимо было прежде возвести этот, дабы положить начало молитве, создать общину. Пример этого храма показал возможность строительства таких быстровозводимых храмов в местах, где нет возможности строить капитальное здание (например, в относительно небольших поселках, где немного верующих, имеющих потребность регулярно посещать богослужения). Многие священники, поставленные в небольшие села, сетуют на отсутствие средств на строительство храма, тогда как такое здание им вполне могло быть по плечу. Этот же храм, пусть временный, пусть небольшой, но очень уютный, сделанный с большой любовью и в каждом сантиметре стен, свода и т.д., видны чьи-то руки и чья-то доброта. Кто-то пожертвовал плитку, кто-то – окна, кто-то – еще что-нибудь. Еще раз поздравив всех с первой службой в этом храме, он показал всем упомянутый выше ковчежец с частицами мощей преподобномучениц, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, которые стараниями настоятеля прихода привезены сюда из Иерусалима и теперь будут пребывать здесь постоянно. Храм освящен в честь святой преподобномученицы, великой княгини Елисаветы, одной из Новомучеников Российских, чья кровь стала семенем, из которого вышло нынешнее возрождение Церкви после 70 лет безбожной власти, так что вспоминаются слова из Евангелия «если семя, брошенное в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода…»
После этого слово взял о.Роман, поблагодарив Владыку за поддержку и за нынешнее посещение, совершение здесь литургии, за освящение храма и пожелал ему всего самого наилучшего, преподнеся букет цветов. После этого от прихода ему была преподнесена икона святой преподобномученицы, Великой княгини Елисаветы
В конце о.Роман пригласил всех на трапезу, которая состоится здесь же, во дворе. Архиерей и духовенство под пение хора выходят из храма. Я, поцеловав Крест и приложившись к частицам мощей и образу святой преподобноиученицы, выхожу из храма. На трапезу я не остаюсь, а иду домой….
Пятница 12 августа.
Праздников, приходящихся на этот день, много, однако значительных среди них нет. Самый известный из них – праздник мученика Иоанна Воина (правильней назвать исповедников, ибо он. претерпев страдания, тем не менее, выжил и дожив до глубокой старости, умер своей смертью). Из прочих праздников особо стоит назвать память Собора святых Самарской земли.
Тропарь, глас 5
Приидите возрадуйтеся вернии, небесные силы ликовствуйте, собори святых светло торжествуйте, яко днесь наста память святых земли Самарския, подвигом веры путь ко спасению нам указующих и заступниками земли нашея пред Господом являющих.