Условия, которые становятся причиной близкого кровного
родства с точки зрения суннитских учёных
1. Последователи ханафитской, шафиитской и маликитской религиозно-правовой школы считают, что нет никакой разницы между молоком женщины, состоящей в законном браке и молоком женщины, никогда не вступавшей в брак. Достаточно только лишь наличие самого молока. Ханафиты и маликиты также говорят, что если женщина была мертва, а ребёнок пососал её молоко, то этого вполне достаточно для того, чтобы стать близким кровным родственником, даже если он и выпил всего лишь одну каплю.
2. Ханбалиты утверждают, что молоко у женщины должно появиться в результате беременности, а ребёнок должен поесть это молоко пять раз.
3. Шафииты говорят, что молоко должно быть от живой женщины и ребёнок должен поесть его пять раз.
4. Последователи ханафитского, маликитского, ханбалитского и шафиитского мазхабов говорят о том, что кормление грудным молоком становится причиной близкого кровного родства. Однако нет никакой разницы в том, будет ребёнок сосать это молоко из груди, или же поест его сцеженным.[75] (Так как этот вопрос относится к мусульманскому праву, то возможно, что некоторые положения и термины будут не совсем верно поняты читателем. Для более подробного ознакомления с данной темой обращайтесь к необходимой литературе, или людям, знающим мусульманское право. От переводчика).
Клятва и её искупление
23.Если кто-то поклянётся в том, что сегодня он не будет есть что-то, а затем съест это, то каково решение шариата в этом случае? Как он должен искупить своё клятвонарушение?
А) Для человека, приносящего клятву, имеются определённые условия. Исламские учёные считают, что такой человек должен быть разумным, совершеннолетним (с точки зрения шариата), по собственному намерению и воле принести клятву. Он не должен клясться для выполнения запретных или неодобряемых по шариату деяний. Клятва не должна быть в отношении оставления совершения обязательных или же желательных религиозных предписаний. Клятва должна быть произнесена одним из имён Аллаха, например, Аллах, Милостивый, Милосердный и т. д. Человек должен вслух произнести свою клятву. Её выполнение должно быть посильно и возможно для него.
Б) Для человека, совершившего клятву с соблюдением всех условий, перечисленных нами выше, становится обязательным её исполнение. В случае клятвонарушении он обязан принести искупление, то есть накормить десять бедняков или одеть их. Если же это не посильно для него, то необходимо в течении трёх дней соблюдать пост.
В) В отношении вопроса об искуплении клятвы между учёными различных мазхабов имеются разногласия.
Клятва, принесённая не именем Аллаха
24.Возможно ли с точки зрения Ислама, клясться чем-либо другим, кроме имён Аллаха?
Последователи всех исламских религиозно-правовых школ убеждены в том, что:
- Клятва, произнесённая без имени Аллаха или его атрибутов, считается несостоявшей и не произошедшей. То есть, соответствие с поводом клятвы не считается обязательным религиозным предписанием. Человек, не выполнивший такую клятву, не несёт по этому поводу никакого искупления. Перед шариатским судом такая клятва не становится поводом для доказательства или же отрицанием. Только лишь клятва, произнесённая с именем Аллаха или его атрибутами, считается достоверной.
- Клятва святынями других религий, или же тем, что не имеет святости и уважения – грех и деяние запрещённое по шариату. Иногда такие клятвы становятся причиной возникновения безбожия и неверия. Подобно клятве идолами, или объектами поклонения язычников, именами тиранов и злодеев, и т. д. и т. п.
- Клятва святынями Ислама, кроме клятвы именем Аллаха, например клятва Каабой, Священным Кораном, Посланником Аллаха (ДБАР), святыми друзьями Аллаха (авлийа), и тем, к чему мусульмане проявляют своё уважение и почтение не становится причиной, несущей какое-либо воздействие. Конечно, в отношении запретности или же дозволенности такого вида клятв, среди учёных-правоведов различных религиозно-правовых школ Ислама, существуют противоречия. С точки зрения шиитов, клятва этими святынями – законна и дозволена шариатом. Потому что в Священном Коране, а также в обычаях и традициях дорогого Посланника Аллаха (ДБАР) и непорочных имамов рода пророческого (ДБМ) можно встретить немало таких клятв. Позвольте в качестве примера привести для Вас одну из таких клятв, имеющихся в Преславном Коране. «Клянусь Солнцем и его сиянием! Клянусь Луной, когда она движется вслед за ним. Клянусь днём, когда он освещает мир. Клянусь ночью, когда она застилает мир. Клянусь небом, и Тем, кто его воздвиг, клянусь Землёй и Тем, кто её простёр! Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто её сотворил и придал соразмерность, её прозрение о том, что праведно, что скверно».[76] В хадисах, которые имеются в источниках двух течений Ислама, указывается на то, что сам Пророк Ислама (ДБАР) также произносил клятвы не именем Аллаха. Ахмад бин Ханбал в своей книге «Маснад» приводит такой хадис от его светлости Пророка Мухаммада (ДБАР), где Посланник Божий (ДБАР) сказал так: «Клянусь своей душой, что наилучшая демонстрация призыва к благому и запрета предосудительного – это спокойствие и молчание».[77] В хадисах, переданных непорочными имамами рода пророческого (ДБМ) также можно встретить немало клятв, не именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.