VI. Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом и сообщение с ангелами.
234. Через буквальный смысл Слова образуется соединение с Господом, потому что Он есть Слово, то есть сама Божественная истина и само Божественное добро в нём. Это соединение образуется через буквальный смысл, потому что в нём Слово присутствует в своей полноте, святости и силе, как показано выше в разделе об этом (214-224). Это соединение не видно человеку, но заключено в склонности к истине и постижении её. Через буквальный смысл образуется и сообщение с ангелами небес, потому что внутри него содержатся духовный и небесный смыслы, а в этих смыслах пребывают ангелы: ангелы духовного царства Господа - в духовном смысле, ангелы Его небесного царства - в небесном смысле. Оба эти смысла раскрываются в природном смысле Слова, когда его читает человек, считающий Слово святым. Это раскрытие, и поэтому также сообщение, происходит мгновенно.
235. Что духовные ангелы пребывают в духовном смысле Слова, а небесные - в небесном, мне ясно видно по моему долгому опыту. Мне дано было постичь, что когда я читал Слово в его буквальном смысле, происходило сообщение с небесами, то с одним обществом в них, то с другим. То, что я понимал по природному смыслу, духовные ангелы понимали по духовному смыслу, а небесные - по небесному, и это происходило мгновенно. По поводу этого сообщения, которое я постигал тысячи раз, у меня не осталось никаких сомнений. Есть даже духи, находящиеся под небесами, которые злоупотребляют этим сообщением. Они повторяют что-нибудь из сказанного в Слове и тут же подмечают и запоминают то общество, с которым установилось сообщение. Это я тоже часто видел и слышал. Мне на живом опыте дано было знать, что Слово в его буквальном смысле есть Божественное средство соединения с Господом и сообщения с ангелами небес.
236. Поясним на примерах, что когда человек читает Слово, духовные ангелы постигают по природному смыслу свой смысл, а небесные - свой. В качестве примеров рассмотрим четыре заповеди Десятословия. Пятая заповедь: "Не убивай". Человек под этим понимает не только убийство, но и ненависть и замысел мщения до смерти. Духовный ангел под убийством понимает поведение дьявола, убивающего душу человека. Небесный же ангел понимает под убийством ненависть к Господу и Слову.
Шестая заповедь: "Не прелюбодействуй". Человек под прелюбодеянием понимает разврат, непристойные действия, похотливые разговоры и грязные мысли. Духовный ангел под прелюбодеянием понимает осквернение добра в Слове и искажение его истин. Небесный же ангел понимает под прелюбодеянием отрицание Божественности Господа и лишение Слова святости.
Седьмая заповедь: "Не кради". Человек под кражей понимает воровство, обман с целью наживы и лишение ближнего его благ под любым предлогом. Духовный ангел под кражей понимает лишение других истин и добра их веры посредством лжи и зла. Небесный же ангел понимает под кражей приписывание себе того, что принадлежит Господу, и присвоение Его праведности и заслуги.
Восьмая заповедь: "Не лжесвидетельствуй". Человек под лжесвидетельством понимает обман и клевету. Духовный ангел под лжесвидетельством понимает утверждение и убеждение, что ложное истинно, а плохое хорошо, и наоборот. Небесный же ангел понимает под лжесвидетельством хулу на Господа и Слово.
По этим примерам можно видеть, как духовное и небесное, заключённое в природном смысле Слова раскрывается и извлекается из него. И что удивительно, ангелы извлекают свой смысл, не зная, что при этом думает человек. Мысли ангелов и людей объединяются через соответствия, как цель, причина и осуществление. На самом деле цели находятся в небесном царстве, причины - в духовном царстве, а осуществления - в природном царстве. Именно таким путём происходит сообщение людей с ангелами через Слово.
237. Духовный ангел выделяет и извлекает из буквального смысла Слова духовное, а небесный ангел - небесное потому, что эти смыслы согласны и однородны с их природой. Это можно пояснить подобными явлениями в трёх царствах природы - животном, растительном и минеральном. В животном царстве из пищи, когда она превращается в млечный сок, сосуды выделяют и извлекают свою кровь, волокна мышц и сухожилий - свою жидкость, а субстанции, которые лежат в основе волокон - свой дух. В растительном царстве дерево с его стволом, ветвями, листьями и плодами стоит на своём корне и из земли через корень извлекает для ствола, ветвей и листьев менее чистый сок, а для мякоти плодов - более чистый сок, и самый чистый - для семян внутри плодов. В минеральном царстве глубоко под землёй в некоторых местах есть залежи, богатые золотом, серебром, медью и железом; из испарений и выделений скал золото извлекает свой элемент, серебро - свой, медь и железо - свои, а распределяет их жидкая среда.
238. Слово в своём буквальном смысле подобно ларцу, в котором уложены одни над другими драгоценные камни, жемчужины и диадемы. Человек, который считает Слово святым и читает его ради пользы своей жизни, относительно мышления своего ума подобен тому, кто держит этот ларец в руках и бросает его в небеса; в полёте он открывается, и драгоценности из него попадают к ангелам, которые наслаждаются, любуясь ими и рассматривая их во всех подробностях. Удовольствие, которое они от этого получают передаётся людям и возникает сообщение и совместное постижение. Ради этого сообщения с ангелами и в то же время соединения с Господом было установлено Святое Причастие, в котором хлеб становится в небесах Божественным добром, а вино - Божественной истиной, и то, и другое - от Господа. Это соответствие существует от создания мира с той целью, чтобы ангельские небеса и церковь на земле, а вообще - духовный мир с природным миром, составляли одно, и Господь соединял Себя одновременно с тем и другим.
239. Сообщение людей с ангелами происходит посредством природного или буквального смысла Слова ещё и по той причине, что в каждом человеке есть от создания три степени жизни: небесная, духовная и природная. Но человек остаётся в природной степени, пока он в мире, и при этом вступает в духовную ангельскую степень настолько, насколько обладает подлинными истинами, и в небесную ангельскую степень настолько, насколько живёт по ним. Однако он не входит в само духовное и небесное, пока не умрёт, потому что и то, и другое заключено и спрятано в его природных понятиях. Поэтому когда по смерти природное удаляется, остаётся духовное и небесное, из которых тогда происходят понятия его мышления. Исходя из этого, можно утверждать, что одно Слово есть дух и жизнь, как говорит Господь:
Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь. Иоанн 6:63.
Вода, которую Я дам вам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную. Иоанн 4:14.
Не хлебом одним живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Бога. Матф. 4:4.
Зарабатывайте пищу, которая остаётся в жизни вечной, которую даст вам Сын Человеческий. Иоанн 6:27.