Одобряют ли большие ученые объединение мусульман в джамааты?
В Исламской стране (даруль-ислам), где мусульмане живут под сенью Исламского правителя, джамаатом мусульман является все сообщество правоверных, объединенных вокруг одного Имама. Естественно, в этих условиях создавать какой-то «джамаат», значит отделяться от единого джамаата мусульман и это – фитна (раскол). Хотя и в условиях даруль-ислам не запрещено создавать группы, призывающие к повелению одобряемого и запрещению порицаемого, так как сказал Сам Аллах:
«И пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру, приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. Эти – достигшие успеха» (Сура «Али Имран», аят 104).
Сказано «группа среди вас», т.е. это группа внутри Исламской общины, это значит, создание таких групп дозволено и одобряемо. Естественно, при условии, что они не делают фитны и сохраняют повиновение правителю мусульман, нравится ли он им или нет, в том, что соответствует Шариату.
Сказал шейх Ибн Бааз, рахматуллахи алейхи:
«И в любой исламской стране, если в ней есть много групп, созданных для распространения благого, взаимопомощи, сотрудничества в праведности и богобоязненности среди мусульман, без разногласий между желаниями приверженцев, тогда это - добро, благословение и несет великую пользу» (Маджму'у-ль-Фатауа уа Макаляту-ль-Мутанаввийа, 5/202-204).
Далее слова шейха в другой фатуа:
«Когда Мусульманин находит группу, которая призывает людей к истине, он должен помочь им в следовании истине, поддерживать их, и быть одним из них.
Даже если он не может найти джамаат, он должен придерживаться правды, и тогда сам он будет считаться джамаатом, даже если он - только один, так Ибн Масуд (да будет Аллах им доволен), сказал Амру Ибн Мамуну: "Джамаат – это то, что, соответствует истине, даже если ты - один".
Безусловно, обязанностью мусульманина является поиск истины. И если он находит Исламский центр, который, по его мнению, следует истине, или группу в любом месте, которая так же следует истине - то есть призывает людей следовать книге Аллаха и Сунне Его Посланника, - в Европе или Африке, или в любом ином месте - тогда он должен присоединиться к ним, и совместно искать истину делая это с терпением и будучи с людьми правды. Это – есть обязанность любого Мусульманина. Но если он не может найти никого, кто бы призывал людей к истине, то он должен самостоятельно следовать этому пути, как было сказано Иб Масудом Амру Ибн Мамуну.
В наше время - хвала Аллаху, есть много групп, которые нацелены на призыв людей к истине, такие группы есть везде, как в Аравийском полуострове, Йемене, Египте, Сирии, Африке, так и в Европе, Америке, Индии, Пакистане и других частях света.
Есть множество групп, Исламских центров и Исламских обществ, которые призывают людей следовать правде и истинному пути и предупреждают против того, что противоположно этому. Таким образом, Мусульманин ищущий правду, должен искать эти группы, и когда он находит группу или центр или общество, которое призывает людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (мир ему и благословения Всевышнего), он должен следовать за этим и придерживаться этого, такого рода организациями являются "Ансары Сунны" в Египте и Судане, "Джама'а аль Хадис" в Пакистане и Индии, и все те, которые призывают людей к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, искренне веруя в Аллаха единого и не просят помощи у обитателей могил и подобных им» (Majmoo' Fataawa wa Maqaalaat Mutanawwi'ah li Samaahat al-Shaykh al-'Allaamah 'Abd al-'Azeez ibn 'Abd-Allaah ibn Baaz, vol. 8, p. 179).
Что касается мусульман в немусульманских странах, то их положение гораздо сложнее и, так как нет над ними власти и покровительства Шариатского правительства, то самоорганизация в единую группу становится для них чрезвычайно важной, по мнению некоторых ученых, обязательной.
Сказал шейх Салих ибн Усеймин, рахматуллахи алейхи:
«Мое мнение таково, что не может у людей осуществиться какое-либо важное дело (или проект), если они будут действовать разобщено, по одиночке. Человек по природе своей тянется к общению и взаимодействию с другими людьми. Поэтому обязательно (для его пользы и пользы других), чтобы обращался он за помощью к кому-нибудь из творений Аллаха Тааля ,который будет помогать ему после, несомненно, помощи Всевышнего Аллаха, которая для всех. Исходя из такого положения вещей, будет обязательным для мусульманских меньшинств образовать джамаат, который будет заниматься даватом, а также избрать для себя амира, к которому они будут обращаться для решения своих проблем» ("аль-Акаллиятуль муслима" шейхи ибн Бааз, ибн Усеймин. Издательство "дарул Ватан" стр. 54).
Сказал шейх Албани, рахматуллахи алейхи:
«Я не отрицаю законность деятельности тех или иных джамаатов, которые могут иметь самые различные задачи и цели. Не отрицаю, например, законность джамаата, цель которого - исправление неправильной акыды и понятий связанных с "ибадатом", но не укрепление здоровья мусульман. Как не отрицаю я в свою очередь правомочность деятельности джамаата, задача которого - спортивная подготовка муслимов, опираясь на хадис: "Сильный верующий любимее и лучше для Аллаха верующего слабого...". Не отрицаю я также деятельность джамаата, поставивашего себе задачу - разрешение экономических вопросов или джамаата, работающего на политическом поприще. Однако ставлю при этом одно условие: работа этих джамаатов должна находиться в границах Ислама, направляясь светом Корана и Сунны» (текст взят из книги шейха Абдул-Мунима Салима "Метод салафи у шейха Насируддина Албани" стр. 232).
Что же тогда говорить о джамаате, который объединит в себе все эти задачи и будет, следовательно, благом поверх блага, которое некоторые псевдосалафиты называют бидга!
Шейх Абдуль Рахман Абдуль Халик (видный салафитский алим, слова шейха Ибн Бааза в поддержку и защиту этого алима от людей фитны см. ниже) сказал:
«Безусловно, это правило применяется по аналогии к джамаату тех, кто мигрировал в немусульманские страны. Поэтому нам как мигрантам-мусульманам запрещается оставаться в разделённом состоянии. Это обязанность для нас объединиться в один джамаат…»(5).