Б. Правила, относящиеся к языковой методике
Слово (лафз) – это произнесенное созвучие как выражающее какой-либо смысл, так и не выражающее оного.
Религиозные нормы воспринимаются нами из священного словопорядка (назм) Корана и благословенных слов и выражений Сунны. Исходя из этого, нам следует обратить внимание на целый ряд правил языка и сведений, касающихся лексики. Благодаря знанию лингвистических правил, мы познаем в научной форме не только тонкости Корана, Сунны, но и любого письменного документа, разговора, закона и норм управления[92]
Согласно законоведам, лафз (фраза, выражение, слово) по значению и с точки зрения смысловой связи делится на четыре вида:
1. По смысловой нагрузке выражения: особые (хâсс), общие (’âмм), совместные (муштарак) и аллегорические (муавваль).
2. По ясным или скрытым указаниям на смысл выражения: явный (зâхир), текстовой (насс), истолкованный (муфассар), усиленный (мухкам) - выражения, имеющие ясные указания на смысл и скрытый (хâфи), затрудненный (мушкиль), обобщенный (муджмаль), схожий, неясный (муташâбих) – выражения, имеющие скрытые указания на смысл.
3. По ясным или скрытым значениям, закрепленным в словарях и терминах, или же в каком-то случае по другим значениям: истинные (хакикат), метафоричные (меджâз), очевидные (сарих), иносказания (кинâйа).
4. В зависимости от информированности слушателей, указаний на смысл и от целей высказывания: указывающие фразой (дâл бил-’ибâра), указывающие знаком (дâл бил-ишâра), указывающие признаком (дâл бид-далâла), указывающие по необходимости (дâл бил-иктидâ). Как будет ясно из дальнейшего, речевые признаки также делятся на два вида: мантука (сказанные) и мафхума (понятые).
Условием юридически правильного извлечения норм является знание этих четырех особенностей. Эти правила полезно знать каждому юристу, желающему изучить исламское право. Они годятся для толкования юридических выражений и раскрытия их целей.
Все упомянутые виды будут предметом отдельного рассмотрения.
Выражения, охватывающие смысл
I. Особые (аль-Хâсс) (الخاص)
А. аль-Хâсс (الخاص)
А) Определение
аль-Хâсс – любая фраза, составленная для выражения одного единственного значения. (الخاص: هو كل لفظ وضع لمعنى واحد على الانفراد)
Б) Разновидности
1. Имена собственные: Ибрахим, Солнце, Луна, Стамбул и т.п.
2. Родовые названия и виды:
а) Родовые названия: человек, верблюд, дерево, плод, река, город и т.п.
б) Виды родовых названий: мужчина, женщина, яблоня, финик и т.п.
3. Числительные: один, два, пять, сто;
4. Повелительные (амр);
5. Запретительные (нахий);
6. Абсолютные (мутлак);
7. Связанные (мукайед);
8. Двойственные (шейхâни – два шейха, сахибâни – два владельца, абавâни - родители).
Амр, нахий, мутлак и мукайед будут разъяснены по отдельности.
Родовые названия (человек, дерево), виды родовых названий (яблоня), числительные (сто, двести) охватывают целый ряд субъектов или вещей. Однако, такие субъекты или вещи собраны под одним видом или родом. Между ними существует видовое и родовое единство. С этой точки зрения, они считаются особыми (аль-хâсс). Особое выражение (хâсс) может быть как словом, так и предложением. Например, повелительное и отрицательное выражения являются предложениями.
В) Норма
Нормой особого выражения (хâсс) является сообщение в категоричной форме об указываемом значении. То есть, смысл особого выражения очевиден и нет трудности с его пониманием, поэтому оно указывает в категоричной форме на смысл, заложенный в выражении. Примеры из текстов:
1. Аллах Та’âла повелел в своем аяте относительно искупления за клятвы: “Тот же, у кого нет (средств), должен поститься три дня...” فمن لم يجد فصيام ثلاثة ايام ...) [93]. Нормой, извлеченной из выражения этого аята, является необходимость соблюдения поста в течение трех дней, так как "три" (салâсат) в данном случае является особым выражением (хâсс) и выдает сообщение в категорической форме. Здесь нет вариантов: менее или более трех.
2. Доли наследования упомянуты в Коране особыми выражениями (хâсс), потому и форма сообщения является категоричной.
3. В хадисе Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха): “Из каждых сорока овец одна отдается в качестве закята” (في كل اربعين شاة شاة) идет речь о том, что сорок является мерой оплаты закята за овец. Здесь нет вариантов: менее или более сорока. В таком случае, отдавать в качестве закята за сорок овец одну овцу является обязательным (вâджиб).
Г) Толкование
Здесь следует пояснить, что при наличии какого-либо признака, разъясняющего особое выражение (хâсс), то есть присутствии какого-либо признака, указывающего на другой смысл, нежели смысл, определенный особым выражением, хâсс будет разъяснен при помощи того, что сделало этот признак необходимым. Например, в указанном выше хадисе
относительно выплаты закята за овец слово "шâт" (овца) ханафитами толкуется как непосредственно овца и как ее стоимость. Согласно такому подходу, в качестве закята может отдаваться как овца, так и ее стоимостной эквивалент.
Б. Абсолютные (аль-Мутлак) (المطلق)
а) Определение:
аль-Мутлак – это то особое выражение, значение которого было общепринятым среди предметов этого вида без включений и выделений.
(المطلق: هو ما كان مدلوله شائعا بين افراد جنسه بلا شمول و لا تعيين)
Между аль-мутлак (абсолютный) и аль-’âмм (общий) имеется следующее различие: аль-мутлак сообщает о каком-либо одном из указываемых им субъектов, аль-’âмм же охватывает все из указываемых им субъектов. Например, выражение “...или освободить одного раба...”(او تحرير رقبة......) не указывает на религиозную принадлежность подлежащего освобождению раба и на то, что их должно быть больше одного. Есть указание на освобождение только одного раба.
б) Норма:
аль-Мутлак – выражение, действительное своим обобщением, категорично указывающее на смысл. Пример абсолютного выражения из текста:
(و الذين يتوفون منكم و يذرون ازواجا يتربصن بانفسهن اربعة اشهر و عشرا )
“А (что же до) тех из вас, кто умирают и оставляют после себя жен, эти женщины должны блюсти себя в ожидании в течение четырех месяцев и десяти дней”[94]. В этом аяте слово "жены" является абсолютным (аль-мутлак). Будет неверным толковать это слово, вкладывая в него только значение соединения в брачную ночь. Этот текст охватывает всех жен, вне зависимости от того было ли соединение в брачную ночь или нет. В случае смерти мужей срок, в течение которого эти женщины не могут вновь вступать в брак (’иддат) составляет четыре месяца и десять дней. Однако, позже этот аят был отменен.
В. Связанные (аль-Мукайед) (المقيد)
а) Определение:
(المقيد: هو ما يدل على الماهية مقيدة بوصف او حال او غاية او شرط).
аль-Мукайед – это особое выражение, указывающее на сущность, ограниченную каким-либо описанием, состоянием, целью или условием. Например, в аяте “и освободить правоверного раба...” (فتحرير رقبة مؤمنة ...) слово раб (ракаба) ограничено описанием правоверный (му’мина).
б) Норма:
аль-Мукайед – выражение, действительное своим ограничением, выражающее категоричную норму.
Г. Повелительные (аль-Амр) (الامر)
а) Определение:
(الامر: هو لفظ وضع لطلب الفعل حتما مع الاستعلاء).
аль-Амр – это выражение, установленное для решительного (по статусу) требования действия. Например: совершай молитву, соблюдай пост, выплачивай закят, делай добро. Требующий выполнения действия носит название повелевающий (âмир امير), от кого требуют выполнения - подчиненный (ма′мур مأمور) или обязанный (мукаллаф مكلف), а требуемое действие – (ма′мурун бих مأمور به).
В определении явного повелительного выражения имеется пять условий[95]:
1. Произнесение (словесно): приказ должен отдаваться словом, действия и знаки его не проявляют.
2. Требование: выполнение какого-либо действия требуется в повелительной форме.
3. Решимость: повелительная форма не используется в значениях рекомендации и позволения, повеление выражается только в значении обязательности.
4. Повелительная форма: установлена для требования выполнения какого-либо действия.
5. Высокое положение: это означает более высокий статус дающего указание.
б) Немедленное выполнение или невыполнение повеления:
Указывает ли повеление на немедленное исполнение требуемого действия (фаури) или же на возможность исполнения с задержкой (тарâхи)? Исполнение повеления, связанного с достаточным временем может быть отсрочено (та′хир) до истечения определенного времени.
Д. Запретительные (ан-Нахий) (النهي)
а) Определение:
(النهي الصريح: هو لفظ وضع لطلب الكف و الامتناع عن فعل شيء حتما مع الاستعلاء).
ан-Нахий ас-сарих (явное запрещение) – это выражение, установленное для решительного (по статусу) удержания и отказа от выполнения действия. Например: совершение убийства, притеснение, прелюбодеяние, потребление запретного.
б) Потребность в запрещении:
Потребность в ан-нахий возникает оттого, что запрещенное действие является непристойным (кабих). То есть, совершивший запрещенное действие будет порицаем в этом мире и понесет наказание из-за этого действия в мире потустороннем. Например, человек может быть удержан от потребления запретного и совершения обмана словами: "не ешь запретного, не лги".
Запрещенные действия по степени непристойности делятся на две части[96]
1. Непристойные сами по себе (القبيح لعينه). Например, притеснение, ложь непристойны сами по себе. Человек может понять разумом их отвратительность.
2. Непристойные по какой-либо причине (القبيح لغيره).
С позиции нормы они делятся на:
а) Непристойные по описанию – действия, являющиеся дурными из-за
описания, от которого невозможно устраниться. Например, запрещение держать пост в праздничный день.
б) Непристойные по совместности – действия, являющиеся дурными из-за описания, от которого возможно устраниться. Например, запрещение торговли во время призыва к пятничной молитве. Хотя сама по себе торговля не возбраняется.
II. Общие (аль-’Âмм) (العام)
А. аль-’Âмм (العام)
а) Определение:
аль-’Âмм – это выражение, содержащее в себе неограниченные наименования.
(العام: هو لفظ يستغرق مسميات غير محصور).
То есть, аль-’âмм является выражением, содержащим все указываемые им (неограниченные и несчетные) наименования.
В связи с определением общего (аль-’âмм) выражения, на первый план выходят его условия[97]
1. Количество содержащихся субъектов должно быть три и более (та’аддуд التعدد).
2. Субъекты (наименования) должны быть неограниченными и несчетными (гайри махсур غير محصور): аль-’âмм является выражением, содержащим в себе великое множество субъектов (наименований) без ограничения и счета.
3. Включает в себя все субъекты (аль-истигрâк الاستغراق). То есть, аль-’âмм содержит в себе все неограниченные и несчетные субъекты (наименования).
аль-Амр и ан-нахий, будучи особыми выражениями (аль-хасс) в смысле долженствования (вуджуб) и запрещения (тахрим), вместе с тем, учитывая сторону к которой они обращены, являются общими (аль-’âмм).
В арабском языке такие частицы, как "من" (кто), "ما" (что), "متى" (когда), "مهما" (когда бы ни), "ايّ" (который), являются общими (аль-’âмм). Они
включают в себя все субъекты (наименования). Например, в предложении "Кто совершит добро на малую частицу, воздастся ему тем же" местоимение "кто" является общим (аль-’âмм).
б) Признак и норма общего (аль-’âмм).
Мнения факихов различались относительно категоричности или предположительности признаков у субъектов общего (аль-’âмм). С одной стороны -ханафиты, с другой - мâликиты, ханбалиты и шафииты.
1. Мнение ханафитов:
С точки зрения ханафитов, аль-’âмм, также как и выражение аль-хасс, означает категоричность. Вследствие этого, норма общего выражения (аль-’âмм), не являясь выделенной (тахсис), будет закреплена относительно всех указанных субъектов одновременно. То есть, аль-’âмм распространится на все субъекты одновременно. Например, аят: “А (что же до) тех из вас, кто умирают и оставляют после себя жен, эти женщины должны блюсти себя в ожидании в течение четырех месяцев и десяти дней”[98] является указанием для каждой женщины, у которой до или после свадьбы умер муж.
2. Мнение мâликитов, шафиитов и ханбалитов:
Согласно этим мазхабам, аль-’âмм является предположительным (занни), а не категоричным (кат’и) признаком всех содержащихся в нем субъектов как до, так и после выделения (тахсис). Поскольку исследования показали, что каждое общее выражение (аль-’âмм), за некоторым исключением, является выделенным (тахсис). Если же в большинстве случаев общее выражение (аль-’âмм) является выделенным (тахсис), то принятие вероятности выделения (тахсис) не вызывает сомнения и опасений. В таком случае, признак всех субъектов выделенного или имеющего возможность быть выделенным (тахсис) общего выражения (аль-’âмм) не может быть назван категоричным (кат’и). Выражение "ан-нас" в аяте (الذين قال لهم الناس ان الناس قد جمعوا لكم...) [99] является общим (аль-’âмм). Однако, если бы признак аль-’âмм был категоричным тогда под словом "ан-нас" подразумевались бы все люди. Между тем, как под первым "ан-нас" подразумевается Нуайм бин Мас’уд, а под вторым "ан-нас" - мекканцы.
в) Противоречие аль-’âмм и аль-хасс.
▪ Известны даты аль-’âмм и аль-хасс:
1. При одновременном ниспослании и появлении обоих из двух признаков аль-хасс выделяет аль-’âмм. В аяте ( الربوا و احلّ الله البيع و حرّم) продекларирована дозволенность (халâл) торговли в обобщенном виде и появившейся позже частью обобщенность дозволения торговли была выделена особым (аль-хасс) словом «ростовщичество».
2. При ниспослании и появлении признака аль-хасс после признака аль-’âмм, особое (аль-хасс), соответственно величине своего охвата, отменяет норму общего (аль-’âмм). Например, согласно аяту, являющемуся общим (аль-’âмм), женщина после смерти мужа, несмотря на наличие или отсутствие беременности, обязана выждать срок в четыре месяца и десять дней. До истечения этого срока она не может выйти замуж. А в соответствии с другим аятом, который был ниспослан позднее, срок беременной женщины закончится с рождением ребенка. То есть, аят, ниспосланный позднее и являвшийся особым (аль-хасс), отменил норму первого аята, являвшегося общим (аль-’âмм) в отношении беременных женщин.
3. При появлении общего признака (аль-’âмм) после особого (аль-хасс) норма последнего отменяется, аннулируется. Например, было повеление относительно больных членов одного из племен, пришедших в Медину, чтобы они воспользовались в целях излечения молоком и мочой верблюдов, полученных в качестве милостыни и находящихся на окраине Медины. После этого случая появился хадис, предписывающий избегать использование мочи (استنزهوا من البول). Этот второй хадис является общим (аль-’âмм) и, поскольку он появился позже, отменил норму предыдущего особого хадиса (аль-хасс).
▪ Даты ниспослания и появления аль-’âмм и аль-хасс неизвестны:
Если точно не известны даты ниспослания и появления аль-’âмм и аль-хасс, считается что они оба появились одновременно.
Б. Выделение (ат-Тахсис) (التخصيص)
Выделение общего (аль-’âмм): ат-тахсис выделяет некоторые субъекты, содержащиеся в общем, из его норм. Выделяющий признак называется аль-мухассис (المخصِص), выделяемое общее (аль-’âмм) – аль-мухассас (المخصَص).
III. Совместные (аль-Муштарак) (المشترك)
а) Определение:
(المشترك: هو اللفظ الموضوع لمعنيين و اكثر بوضع متعدّد)
аль-Муштарак (омоним) – это выражение, составленное посредством разнообразия формы на два значения и более[100]. Например, слово "айн" имеет значения: глаз, родник, шпион, товар, золото, коленная чашечка.
б) Норма:
Норма совместного выражения (аль-муштарак) приостанавливается до тех пор, пока не выяснится, какое из разнообразных значений имелось в виду. Когда в результате рассмотрения и изучения одного из значений, оно будет принято, другие значения более не будут приниматься во внимание. То есть, когда одному из значений совместного выражения (омонима) будет отдано предпочтение по признаку, обстоятельствам и приметам, оно будет выведено из разряда совместных выражений и станет аллегорическим (муавваль). Это можно разъяснить на примере: в аяте ( و المطلقات يتربصن بانفسهن ثلا ثة قروء)[101] куру' (قروء) является совместным словом (омонимом), единственное число которого кар' в языке имеет значение «регулы» (хайиз) и «чистоты» (тухур). Муджтахиду приходится приложить усилия, для того, чтобы понять какое значение подразумевалось под этим словом, поскольку Всевышний Аллах подразумевал одно из двух значений этого слова. Если шафииты говорили, что слово куру (قروء) соответствует значению тухр (طهر), то ханафиты объясняли, что оно использовалось в значении регулы (حيض).
в) Общность совместного (омонима) (’Умум аль-Муштарак) (عموم المشترك)
’Умум аль-Муштарак означает, что подразумеваются одновременно все значения используемого омонима (аль-муштарак), в каком бы значении он не был установлен и выделен. Согласно шафиитам, общность омонима допустима. То есть, при разговоре одновременно могут подразумеваться разнообразные значения совместного выражения (омонима). Однако, ханафиты считают это недопустимым, поскольку такая ситуация может иногда приводить к использованию двух противоположных значений одновременно. Например, слово "джавн" (جوَن) имеет значение как черного,
так и белого цветов. Если, исходя из этого, сказать фразу «Эта вещь цвета джавн», то не будет ясно, какой же все-таки цвет имелся ввиду.