В-третьих, живущих на земле Церковь представляет Господу в таинстве Тела и Крови, присущему на престоле
И иных втайне, а других всенародно, начиная молитвою о лицах Царского дома и продолжая: "в первых помяни... и всех и вся", то есть мужей и жен (Христианское чтение, 1848 г., ч. П, с. 80-81).
Как приближенные царю и предстоящие ему обыкновенно награждаются радостным общением с ним, так члены Церкви, молитвенно представленные Христу Царю, приемлют радостное, благодатное общение или причащение в уготованной трапезе Тела и Крови Его (там же, с. 82).
По причащении в сосуд Тела и Крови Христовой влагаются части просфор, представляющие святых, живущих и умерших, и таким образом приобщаясь Тела и Крови Иисуса Христа, все члены Церкви таинственно соединяются в Нем, яко Ходатае Бога и человеков (там же, с. 85).
Что Божественная литургия есть первое и главнейшее средство к очищению грехов умерших грешников, находящихся в аде, о том свидетельствуют все святые отцы, учители и писатели церковные.
Из слов святого Прокла видно, что литургия не сочинена этими великими мужами (Василием Великим и Иоанном Златоустым в IV веке), но в существе своем те же самые Божественные вечери, которые по примеру первой Тайной вечери были совершаемы апостолами и их ближайшими приемниками, Василий Великий и Иоанн Златоустый представили Божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли ничего подлежащего какому-либо изменению, — явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а Тот великий ум, Который где наложит Свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название "Божественная литургия", кроме самого Таинства, принадлежит ей вполне всей от первого и до последнего слова. Она вся Божественная в существе и во внешнем составе (О церковном богослужении Белюстина, с. 289).
Самые первые христиане примером апостолов были научены. Делая приношения (на проскомидию) от имени живых, родные и близкие делали разные приношения и от имени умерших, и имена их провозглашались так же, как и живых. С самого начала христианских обществ в приношении даров и в Бескровной Жертве участвовали все члены Церкви — живые и умершие. Живые участвовали и телом и духом, а умершие только духом (там же, с. 280-281).
Бескровная Жертва, приносимая за умершего, ходатайствует и умоляет преблагого Бога, как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский (Слово на погребение Грибоедова, ч. 5, с. 110). Литургия за умерших — самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией. Можно ли там не ожидать прощения и отрады преступнику, где ходатайствует Сам Сын Царев? С несомненною надеждою и упованием надобно ожидать, что всем усопшим отцам, братиям и сестрам нашим о Господе, за которых приносится Бескровная Жертва, этим самым приношением заглаждаются грехи и они получают возможность переходить в лучшее состояние.
"Мы веруем, — пишут в своем Исповедании православной веры Восточные Патриархи (член. 17), — что Бескровная Жертва есть истинная умилостивительная жертва, приносимая за всех благочестно живущих и умерших и, как сказано в молитвах Таинства сего, предана Церкви апостолами по повелению Господню — за спасение всех."
Святой Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский, сам часто заботясь о больных, сидел при умирающих, помогая своими молитвами исходу души. За умерших часто сам совершал Божественную литургию, говоря, что "Божественная литургия, совершаемая за умерших, очень помогает душам", в подтверждение чего всегда рассказывал происшествие, бывшее в Кипре.
Блаженный Симеон, митрополит Фессалонитский, в своем толковании на литургию пишет, что "частицы приносят тем, за которых возносимы бывают, многоразличную пользу; о том предание, твердо содержимое, от древних отцов до нас простирается. Ибо частицы при священнодействии представляют те самые лица, именем которых вынимаются они и бывают о них жертвоприношением Богу. Сие подтверждают словами священника во время проскомидии: прими. Господи, жертву сию в пренебесный Твой жертвенник".