Мораль демократического общества

Демократичное общество провозглашает личность, как главную ценность во имя которой должны работать все государственные институты. Главный принцип демократического государства – принцип гуманизма, который предусматривает расцвет личности, обеспечение ее правами и свободами, высокие нравственные принципы по которым строится жизнь общества. Основная базовая ценность демократии – свобода личности.

Основные права, которые гарантирует человеку демократичное общество: право на жизнь, свободу и личную собственность. Право на жизнь – это базисное право каждого человека, предусматривающее невмешательство государства в частную жизнь человека, если она проходит в соответствии с нормами, установленных в обществе законов.

Свобода – ценность, которая не навязывает человеку конкретного поведения или вида деятельности, а предоставляет ему широкие возможности для выбора. Частная собственность, как право, гарантирует каждому человеку равные стартовые права в достижении материального благополучия путем индивидуальной деятельности, но не отменяет наличие социального неравенства. Хотя демократические государства ежегодно принимают законы, защищающие социально-экономические условия жизни своих граждан.

Второй базовой ценностью демократии является принцип равенства людей. Все люди независимо от расы, национальности, вероисповедания, системы личностных ценностей признаются равными в возможности вести сознательную жизнь. Все они имеют неотъемлемое право на достойную жизнь, развитие своих способностей и возможности достичь счастья.

Демократичная мораль в обществе допускает наличие у людей разных талантов и способностей. Своей задачей она ставит создание надлежащих условий для их расцвета. Общество считает преступным и недопустимым лишать человека способности к самореализации. Кроме того развитие талантов и способностей одной личности развивает в целом все общество.

Обеспечивая человеком правами и свободами, демократичное общество требует взамен от личности высокий уровень ответственность. Ответственности профессиональной, политической, личной ответственности перед другими членами общества. Таким образом, демократия объединила в себе здоровый индивидуализм каждого человека и коллективную ответственность за развитие общества и государства.

6Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Логично было бы предположить, что такую функцию могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому, как это происходит во всех других областях знания и практики, в которых решающим является слово специалиста (право авторитетного суждения о музыке имеет музыкант, по юридическим вопросам – юрист, и т. д.). Однако одним из несомненных нравственных качеств человека является скромность, еще точнее – осознание своего несовершенства. Более того, чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. Действительно нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить. С другой стороны, люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают такое качество, как самодовольство, которое органически чуждо морали и безошибочно свидетельствует о том, что эти люди взялись не за свое дело. Жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что в такой ложной роли чаще всего выступают люди, которые занимают более высокие ступени в социально-иерархических структурах (руководители по отношению к подчиненным, учителя по отношению к ученикам и т. д.) Получается: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел бы вершить моральный суд, нельзя этого доверять. Моральный суд в данном контексте понимается широко – как моральное учительство, моральное осуждение и восхваление.

«Не судите других» означает единство субъекта и объекта моральной оценки как условия ее нормального функционирования в обществе. Это условие является особенно жестким и непререкаемым, когда речь идет о моральном осуждении других. Что касается морального восхваления других, то вопрос о его оправданности и конкретных формах нуждается в особом детализированном рассмотрении. Тем не менее очевидно, что, по крайней мере, в определенных случаях восхваление других может быть скрытой формой самовосхваления. Нужно иметь право не только для того, чтобы осуждать других, но и для того, чтобы восхвалять их. А кому оно дано?

Наши рекомендации