Quot;Аллах - "уали" тех, которые уверовали: Он выводит их из мраков к свету.
А те, которые неверные, "уали"и их - тагуты; они выводят их из света к мракам. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!” (Корова, 257)
"Это так - потому, что Аллах - Мауля тех, которые уверовали, а что касается неверных - нет им мауля (покровителя)". (Мухаммад, 11)
"А если они отвернутся, то знайте, что Аллах - ваш Мауля. Прекрасный это аль-Мауля и
прекрасный помощник" (Добыча, 40)
"Знайте, что для "уали"ев Аллаха нет страха, и не будут они печалиться" (Йунус, 62) аль-Бара передает, что абу Суфъян сказал муслимам: "У нас есть узза (их идол), у вас же нет уззы. Посланник сказал сахабам: "Ответьте ему". Сахабы сказали: "Что нам ответить?". Посланник сказал: "Скажите: "Аллах наш Мауля (покровитель), у вас же нет Мауля" " (Бухари, 3039)
Проследим практические следствия этой разницы. Аллах "уали" для обеих групп в смысле управления делами. Но относительно муслимов, Аллах управляет их делами наилучшим для них образом. Как и сообщается в хадисе, что бы не устроил Аллах для муслима это ему на пользу:
Сообщается, что Йахйа Сухайб бин Синаи, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Посланник сказал: "Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего:
если что-нибудь радует его (Аллах наделяет его чем-нибудь), он благодарит (Аллаха), и
это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и
это (тоже) становится для него благом" (Муслим)
Делами неверных же Аллах наоборот управляет как наказание им. Положение неверного с, точностью наоборот совпадает с положением муслима, описанного в хадисе. Если Аллах дает что-нибудь из благ неверному это не на пользу ему:
"Пусть не прельщают тебя, [о Мухаммад] их имущество и дети. Аллах хочет только подвергнуть мучениям их детьми и имуществом в этом мире и сделать так, чтобы они ушли в мир иной неверными". (Покаяние, 55)
А если Аллах дает неверному горе (огорчительное) то это дополнительное ему наказание: "Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения" (32/21)
Для них - мучения в мирской жизни, и, конечно, мучение в последней жизни более жестоко. Нет для них от Аллаха защитника! (13/34)
Все эти объяснения касались абсолютного значения различных смыслов и смысловых оттенков слов "уали" и "мауля". Метафорически, условно, с известными' ограничениями эти понятия используются и для людей.
Такое раздвоение существует во многих понятиях. Например, рабб (господь) в абсолютном смысле используется только применительно к Аллаху. Но условно используется и для людей, например: рабб ад-дар - хозяин ("господь") дома. Статус хозяина дома "подобен" статусу господа (хозяина) вселенной: Господь управляет всем сущим, распоряжается, устанавливает суждения и законы, прокармливает всех, удовлетворяет нужды и потребности всех, причиняет вред или пользу; "подобно" этому хозяин управляет делами дома, распоряжается, приносит пищу в дом, удовлетворяет нужды и потребности семьи и. т. д. Но Аллах абсолютный господь и хозяин. Все поступки и деяния людей подконтрольны ему и предопределены им. Все что случается или не случается с нами, будь то хорошее или плохое случилось по повелению и распоряжению Аллаха. Все блага, корм, удовлетворение нужд и потребностей также от Аллаха, просто Аллах доставляет их нам в определенном порядке, привязывая события или пропитание к причинам - людям или событиям. Настоящий источник событий или благ - Аллах, но эти события или блага метафорически приписывают к причине. Говорят, туча послала дождь или человек дал что-то, но муслимы всегда держат в уме что источник и управитель причин Аллах.
Вот, теперь перейдем к уаля. Все вышерассмотренные нами значения "уали" и "мауля" условно применимы к людям. Например, на отца говорят "уали" (покровитель, распорядитель) ребенка, потому-что он самолично управляет делами ребенка, хочет того ребенок или нет; ребенок же обязан ему подчиняться; кроме этого здесь проявляются смыслы помощь, любовь, дружба. После отца другие ближайшие родственники имеют права быть "уали"ем ребенка.
На градоначальника (мэра города) тоже говорят "уали города", так как он властвует городом, управляет делами горожан, помогает им, защищает их права, решает, судит; жители же обязаны подчиняться постановлениям "уали"я.
В общем уали означает лицо и группу - управитель, который управляет делами в рамках определенных целей, которых нужно достичь, и имеющий полные права и полномочия управлять по своей воле; навязывающий свою волю добровольно или силой; покровитель; надсмотрщик; хозяин; помощник; близкий друг, любимый и.т.п.
В исламском праве "уаляйат" - "уали"йство определяется, как иметь власть, гегемонию на кого-то, распоряжаться им, хочет ли подвластный того или нет; брать на себя, передаваемые лицом или группой лиц, полномочия управления собой и своими делами так, что управляющий имеет право управлять по своему усмотрению, не спрашивая разрешения у управляемых и так, что управляющий имеет широкие полномочия покровительствовать, попечительствовать, помогать, смотреть за управляемыми, вмешиваться в его дела и управлять ими.
Аль-Халими сказал: "Мауля это тот, у которого ждут помощи и опоры. По причине того, что Аллах властен над всем и обладатель всего у раба нет другого выбора кроме, как полагаться только на Аллаха и просить помощи только у него. Потому-что раб прибегает только к помощи своего хозяина" (Байхаки, "имена и свойства", стр. 68)
аль-Халими сказал: "Уали означает упорядочивающий все дела, управляющий, смотрящий за делами. Поэтому начальнику (мэру) города дали название "уали города", берущему под свою опеку сироту дали название "уали сироты" "
аль-Хаттаби же уали объяснил как "тот, кто дает помощь, опору" и связал это с тем, что Аллах помогает муслимам и дает им опору против неверных. (Байхаки, “имена и свойства".)
Приведем аяты о уаля применительно к людям: "Аллах - "уали" тех, которые уверовали: Он выводит их из мраков к свету.
А те, которые неверные, "уали"и их - тагуты; они выводят их из света к мракам. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!"( Корова, 257)
"Ваш уали - только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют
молитву и дают закят, и они преклоняются". ( Трапеза, 55)
"Ведь они ни на сколько не избавят тебя от Аллаха. Поистине, неправедные - "уали"и друг другу, Аллах же - настоящий уали богобоязненных!" ( Коленопреклоненная, 19)
"Верующие, как мужчины, так и женщины, - они - "уали"и друг другу. Они побуждают к
одобряемое и удерживают от неодобряемого, выполняют молитву и дают закят,
повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый!"(Покаяние,71 )
" Поистине, те, которые уверовали и выселились и боролись своим имуществом и
душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - они есть "уали"и друг
другу... . А те, которые не уверовали, они - "уали"и друг другу... ." ( Добыча, 72-73 )
"И что с вами случилось, что вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители которого несправедливые, и устрой нам от себя "уали"я ( управляющего делами, покровителя) и устрой нам от себя нам помощника" ?" ( Женщины, 75)
Иудеи и христиане "уали"и друг другу. Так не берите же. О вы, которые уверовали, их
"уали"ими. А если кто из вас берет их себе в "уали"и, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!" ( Трапеза,51 )
Если "уали" управляет делами на пользу подопечных, то к понятию "уали" присоединяется смыслы дружба, любовь как это имеет место в случае "уали"ства Аллаха, посланника и верующих относительно других верующих. Это прекрасное "уали"йство:
"А если они отвернутся, то знайте, что Аллах - ваш Мауля. Прекрасный этот аль-Мауля и
прекрасный помощник" (Добыча, 40)
"О вы, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверным, они обратят вас вспять, и
вы вернетесь понесшими убыток. О нет! Аллах - ваш Мауля. И Он - лучший из помощников!"( Семья Имрана, 149-150 )
"Да! Аллах - ваш "Мауля". И Он - лучший из помощников!" ( Семья Имрана, 150 )
Если уали распоряжается делами во вред подопечным, то это скверный "уали"-"мауля" как это имеет место для "уали"йства тагутов, неверных, шайтана относительно других неверных:
"Вместо Аллаха он взывает к тому, что не приносит ему ни вреда, ни пользы. Это и есть
глубокое заблуждение! Он взывает к тому, который скорее вредит, чем приносит пользу.
Как скверен такой мауля! как скверен такой товарищ!" ( Хадж, 12-13 )
"Ему (сатане) было предписано, что любого, кто возьмет его своим "уали"ем, он введет
в заблуждение и приведет к мучениям в Пламени." ( Хадж, 4)
“Те, которые устроили себе помимо Аллаха "уали"ев, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" ( Паук, 41)
А те, которые неверные, "уали"и их - тагуты; они выводят их из света к мракам. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!" ( Корова, 257)
" А кто возьмет сатану "уали"ем (распорядителем, приказчиком, покровителем ) помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!" ( Женщины, 119)
Может возникнуть вопрос: "Как связать аяты о том, что нет "уали"я кроме Аллаха, например (большую часть их мы привели выше):
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "уали"ев, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" ( Паук, 41)
"Неужели неверные думали взять рабов Моих "уали"ими вместо Меня ? Воистину, Мы
уготовили ад обителью для неверных" (Пещера, 102)
"Скажи: "Возьму ли я "уали"ем другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он
кормит, а Его не кормят". Скажи: "Мне велено быть первым из тех, кто предался (и
было сказано) "не будь же в числе многобожников"!" ( Скот, 14)
с такими аятами как:
"Ваш уали - только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают закят, и они преклоняются." ( Трапеза, 55 )
"Верующие, как мужчины, так и женщины, - они - "уали"и друг другу. Они побуждают к одобряемое и удерживают от неодобряемого, выполняют молитву и дают закят,
повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый!" (Покаяние, 71)
На этот вопрос мы уже частично ответили, сказав, что используется абсолютное и условное значение понятия "уаля". Кроме этого имеет место следующее: "Уали"йство посланника и верующих не есть нечто само по себе, установленное самолично ими. Их уалийство подконтрольно уалийству Аллаха: Когда они управляют делами муслимов, они управляют так, как этого хочет Аллах; согласно правилам и законам от Аллаха. Когда они судят, судят согласно суду Аллаха, когда покровительствуют, помогают, дружат, любят и.т.д., делают это ради Аллаха, делают это так, как это приказывает Аллах, делают это тем, кому это делает Аллах (муслим), не делают это тому, кому этого Аллах не делает (неверным); они выполняют все значения уаля согласно уалийству Аллаха. Они мауля"и от Аллаха:
"И что с вами случилось, что вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и
женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители
которого несправедливые, и устрой нам от себя "уали"я ( управляющего делами,
покровителя) и устрой нам от себя нам помощника" ? ( Женщины, 75 )
Поэтому тот, кто берет в уалии посланника и верующих, на самом деле берет в уалии не их, а Аллаха. Вверяя им свое управление, он как бы вверяет свое управление Аллаху, ибо они управляют согласно Аллаху. Это подобно положению в следующих аятах и хадисах:
"Кто повинуется посланнику, тем самым повинуется Аллаху. А кто отворачивается... то
Мы не посылали тебя надсмотрщиком над ними" (Женщины, 80)
"Кто подчинится мне, подчинился Аллаху. Кто ослушается меня, ослушался Аллаха.
Кто подчинится начальнику - муслиму подчинился мне. Кто ослушается начальника -
муслима, ослушался меня." ( Бухари, Муслим )
"Подчинение (амиру) возможно только в одобряемом (непротиворечающим исламу вопросах)" (Бухари, Магази 59; Ахкам 4 )
Сахаби ибн Масьуд сказал: "То, что мусульмане считают хорошим, является хорошим и у Аллаха; то, что они считают плохим, плохо и у Аллаха" (Муснад имама Ахмада, том 1, стр. 379)
Анас рассказывает, что однажды мимо посланника пронесли покойника. Присутствующие похвально отозвались о покойнике. Посланник «сказал: "Стал обязательным". Затем пронесли другого покойника. На этот раз о нем отозвались плохо. Посланник снова сказал: "Стал обязательным". Умар спросил: "О посланник Аллаха, что стало обязательным?". Посланник ответил: "Предыдущего покойника вы помянули добром, и ему стал обязательным рай. Второго вы помянули злом, и ему стал обязательным ад. Вы есть свидетели Аллаха на этой земле"(Бухари, Джанаиз-86)
Так как посланник и муслимы - правители приказывают только то, что приказал Аллах, то, что угодно Аллаху, то подчиняющийся им на самом деле подчинился Аллаху. Конечно, если правитель прикажет, что-нибудь иное, то подчиняться ему нельзя, подчиняющийся ему подчинился не Аллаху, а подчинился уже на этот раз самому правителю, ибо этот приказ не от Аллаха, а от него самого. Подчинившийся ему взял правителя в "уали"и помимо Аллаха, именно в таком смысле, которое и запрещается в аятах:
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "уали"ев, подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!"
( Паук, 41 )
По отношению к муслимам - правителям, это минимум харам, по отношению к кафирам -правителям, каким бы то образом ни было брать их в "уали"и будет куфром.
"Поистине, те, которые присягают тебе, на самом деле, присягают Аллаху. Рука Аллаха - над их руками. А кто нарушит, тот нарушает только против самого себя. А кто выполняет то, о чем заключил завет с Аллахом, тому даст Он великую награду"
(Победа, 10)
Мы знаем, что тебя печалит то, что они говорят. Ведь они (на самом деле) опровергают не тебя, - несправедливые отрицают аяты Аллаха! ( Скот, 33 )
"Кто любит сахабиев, любит их из любви ко мне; кто Питает им неприязнь, питает ее из
неприязни ко мне. Кто обидит их, обидел меня. А кто обидел меня, значит, обидел и
Аллаха. А тот, кто обидел Аллаха, не пройдет много времени Аллах его поймает
(накажет)". ( Тирмизи, 3862; Муснад, том 4, 87 )
Абу Хурайра передает, что посланник сказал следующее:
"В судный день великий Аллах скажет: "Ей сын Адама, я заболел, а ты меня не посетил. " Раб говорит: "О мой Господь, Как я могу посетить тебя, в то время как ты господь миров?". Великий Аллах скажет: "Такой то раб заболел, а ты не пришел
навестить его. Разве ты не знаешь, что если бы ты навестил его, то нашел бы возле него меня.
Аллах скажет: "Ей сын Адама, я просил у тебя еды, а ты не дал". Раб скажет: "О мой Господь, как я могу дать тебе еду, в то время как ты - Господь миров. - Великий Аллах ответит: "Такой то раб попросил у тебя еды, и ты не дал. Разве ты не знаешь, что если бы ты дал ему еду, то нашел бы возле него Меня" ... "
Из всех приведенных доказательств видно то, что муслимы не есть самостоятельные личности. Они во всем подконтрольны Аллаху, любимы Аллахом, находятся под его покровительством. Поэтому обижающий их обидел и Аллаха; обижающий Аллаха обидел и их. Их друзья и враги общие. Поэтому кто берет в уалии Аллаха, берет тем самым в уалии и муслимов. А кто взял в уалии муслимов, взял на самом деле в уалии Аллаха.
Итак, кто выполняет свое "уали"йство согласно Аллаху не выдвинул себя в качестве самостоятельного "уали"я. Тот же кто, выполняет другое "уали"ство (судит не так как Аллах, управляет делами, не так как Аллах, проявляет другим уалия не согласно Аллаху), стал плохим, ложным уалием, наподобие ложных божеств и господ. Он стал тагутом в области уалийства, как это имеет место в случае с шайтаном и людьми - тагутами:
"А те, которые неверные, "уали"и их - тагуты; они выводят их из света к мракам. Они -
обитатели огня и там пребудут вечно!" ( Корова, 257 )
А те, которые не уверовали, они - "уали"и друг другу... " ( Добыча, 72-73 )
Иудеи и христиане "уали"и друг другу. Так не берите же, О вы, которые уверовали, их "уали"ими. А если кто из вас берет их себе в "уали"и, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!"
( Трапеза,51 )
"Ему (сатане) было предписано, что любого, кто возьмет его своим "уали"ем, он введет в заблуждение и приведет к мучениям в Пламени." ( Хадж, 4)
" А кто возьмет сатану "уали"ем (распорядителем, приказчиком, покровителем ) помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!" ( Женщины, 119 )
Поэтому любой, кто возьмет тагутов или неверных в "уали"и, проявит им уаля войдет в ширк и куфр.
Заметим также, что уаля наряду с использованием в побудительном залоге, используется и в страдательном залоге, как в следующих аятах:
"Это всего лишь сатана пугает вас своими "уали"ими. Но не бойтесь их, а бойтесь Меня,
если вы верующие!" ( Семья Имрана, 175)
"Знайте, что для "уали"ев Аллаха нет страха, и не будут они печалиться." ( Йунус, 62 )
Здесь уали имеет смысл: "тот, который находится под чьим-нибудь уалийством"; неверные под уалийством шайтана, тагутов и других неверных, муслимы же под уалийством, прежде всего Аллаха, а затем посланника и других верующих.
В вопросе неприязни люди разделяются на четыре группы:
1) Те, которые питают неприязнь не ради себя, а ради Господа
2) Те, которые питают неприязнь не ради Господа своего, а ради себя.
3) Те, которые питают неприязнь и ради Господа и ради себя тоже.
4) Те, которые не питают неприязнь ни за что.
Самая добродетельная группа это первая; пример им – посланник и те, кто последовал за ними. Они терпят беспокойства, причиняемые им, руками и языком и борются на пути Аллаха. Т.е. наказывают они только ради Аллаха, злятся ради Аллаха и мстят только ради Аллаха, не ради себя. Когда они наказывают кого-то, то они не наказывают его из-за того, что хотят отомстить ему, а из-за того, что Аллах хочет отомстить и наказать того человека, как это имеет место в джихаде с неверными и шариатскими наказаниями (применительно к муслимом) соответственно.
Те, которые делают противоположное - самая низкая (паршивая) группа. Они злятся ради себя, мстят ради себя, наказывают ради себя, но не ради Аллаха. Когда кто-нибудь причинит им вред или беспокойство или пойдет против того, что любят и ценят их души, когда кто-нибудь нарушит их права, они злятся, мстят и наказывают противников. Но если они станут свидетелями того, что нарушают права Аллаха, совершения греховного, они проявляют безразличие. Таковые являются неверными и двуличными.
Ущемления, направленные на собственные права человека лучше всего прощать, хотя отвечать на агрессию равной агрессией не запрещено. Точно также похвальнее не мстить и не наказывать ради себя, хотя это не запрещено.
Если даже в нарушенном праве Аллаха окажется замешанным и их право они наказывают ради права Аллаха. Они наказывают ради возвышения слова Аллаха, ради того, чтобы религия была направлена только на Аллаха, не просто для совершения простого наказания.
В вопросе разделения всего на плохое, и хорошее есть две группы, находящиеся в заблуждении:
1) Те, которые ничего во вселенной не разделяют на хорошее и плохое. Они утверждают, что
движутся путем любви и близости к Аллаху. Они утверждают, что необходимо растворится в
Аллахе и лишится видения чего-либо кроме Аллаха, таким образом, они во всем видят Аллаха
и не делают разделения на плохое и хорошее.
2) Те, которые разделяют на плохое и хорошее, но делают это не согласно Аллаху, а
согласно своим мнениям и страстям.
Обе эти группы следуют не истине от Аллаха, а своим страстям. Обе группы нарушают свидетельство "Ля иляха илла Аллах". Потому-что свидетельство единобожия содержит в себе:
Любить только ради Аллаха,
Питать неприязнь только ради Аллаха,
Проявлять уаля только ради Аллаха,
Проявлять враждебность только ради Аллаха,
Любить только то, что любит Аллах,