Ж) подвиги борьбы с грехом гордости.
242. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были.
243. Не возносись в гордости и не хвались.
244. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя.
245. Нет больше нечестия, как причинить кому‑либо скорбь и возноситься над другими.
246. Не считай себя мудрым, иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих.
247. Не считай себя всезнающим и мудрым (т. е. не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе.
г) Смирение (настроение души) – опора всякой добродетели.
183. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.
184. Будь смирен во все дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному.
185. Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве.
186. Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтоб с тобою был Сам Бог.
187. Не ходи с гордыми, но ходи с смиренными (это о подражании и содружестве).
188. Будь во всем смирен, – в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всех принадлежностях ее.
189. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем: утаивай их сколько можешь; не позволяй себе кому‑либо говорить о них и всячески постарайся достигнуть того, чтоб люди не хвалили тебя.
190. Бойся сделаться известным по какому‑либо из дел твоих.
191. Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец.
192. Приучи язык свой говорить: прости мне, и придет к тебе смирение.
193. Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: прости мне. Ибо если будешь всегда говорить: прости мне, то скоро достигнешь смирения.
194. Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: прости мне; потому что такое смирение расстраивает все козни врага.
195. Знай, что смирение есть не иное что, как чтоб всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, – голову свою держи поникшею долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: прости мне, владыко мой! Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть.
196. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными, – и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих.
197. Прежде всего не считай себя чем‑либо, – и это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие); – наука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).
Преп. Авва Исаия
Отчего рождается гордость?
Щадение (небиение, неуязвление) совести ближнего рождает смиренномудрие. – Слава человеческая мало‑помалу рождает гордость.
(авва Евагрий) 13. Из всех помыслов, только помысл тщеславия многопредметен, обнимая почти всю вселенную и всем бесам отворя двери, как какой злой предатель какого‑нибудь города. Он окрадывает ум отшельника и, наполняя его множеством словес и вещей, губит молитвы его, которыми напрягается он врачевать раны души своей. Этот помысл распложают все побежденные уже демоны, чрез него получая опять вход в душу и делая таким образом последняя горша первых (Лк. 11, 26). От этого помысла рождается и помысл гордости, низринувший с небес на землюпечать совершенства, полноту мудрости и венец красоты (Иез. 28, 12).
Велико, думаю, и честно есть победить тщеславие и преуспеть в познании Бога. Впадший в срамоту сей лукавой страсти тщеславия чужд бывает мира, и жестеет сердцем ко святым, в конце же зол своих впадет в гордость злую и в заботу лгать (словом, а более лицемерством).
Где живет гордость?
Спросили его и еще: а что есть мир? и он ответил, говоря: мир есть простор греха; мир есть детелище (мастерская) неестественностей; мир есть исполнение пожеланий своих плотских; мир есть думание, что всегда будешь пребывать в веке сем; мир есть попечение о теле паче, чем о душе; мир есть похвальба тем, что оставишь (наконец). Не от себя говорю я это, но апостол Иоанн говорит так: не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию, пребывает во веки (1 Ин. 2, 15–17).
Знаки гордости
(Авва Евагрий)
48. Не вдавай в гордость сердца твоего и не скажи пред Богом: я и сам в силах; чтоб Господь не оставил души твоей и злые бесы не смирили ее. Тогда смятут тебя воздушные враги твои, и ночные ужасы обымут тебя.
(авва Исаия)
51. Если откроется тебе в словах Писания какой‑либо переносный (аллегорический) смысл, – толкуй их аллегорически, но не разоряй и буквы (или буквального смысла), чтоб не верить своему разуму более, чем Святому Писанию; ибо это – знак гордости.
4. Когда совершая службу свою, совершаешь ее со смиренномудрием, как недостойный, то она прията Богом. Если же при этом взойдет на сердце твое гордостная мысль, и ты приимешь ее и, вспомнив об ином спящем и нерадящем, осудишь его в мысли своей, то знай, что тщетен труд твой.
Виды гордости
(АЕ) Если имеешь нужду в пище или одежде, не стыдись принять, если будут подавать тебе их другие. Ибо это есть вид гордости. Если и сам будешь в них излишествовать, давай тому, у кого их нет. Бог хочет, чтоб чада Его (или рабы) так вели свое домостроение (или экономию).
Что есть смирение
О смиренномудрии
Что есть смирение? Смирение есть – думать о себе, что ты грешник и ничего доброго не делаешь пред Богом. Дела же смирения суть: молчание, немерение себя ни в чем, нелюбопрительность, повиновение, смотрение в землю, имение смерти пред очами, блюдение себя от лжи, непозволение себе в беседах суесловий, противоречия старшему и настояния на своем слове, перенесение положения, ненавидение покоя, нуждение себя на труд и никого неогорчение. Попекися же, брате, в точности исполнить сие, чтоб душа твоя не стала жилищем всякой страсти и ты не кончил жизни своей бесплодно навеки. Аминь.
Возлюбим смиренномудрие во всем, перенося слово ближнего, если он побранит нас или обнесет: это сохранит нас от гордости, когда изыдет она в сретение нам.
5. Когда и как кто смиренномудр бывает? Когда языка не имеет – сказать кому‑либо, что он нерадив, или отвечать обидевшему, очей не имеет – видеть прегрешения другого, слуха не имеет – слышать неполезное для души его, рук не имеет – одолеть кого, и ни на кого не возлагает вину чего‑либо, а все на грехи свои.