Фрагмент о путешествии души
(Почти весь текст не сохранился)...
... (похищающие) души путём воровства, и когда возьмут они душу мою в это Место, она откроет им Тайну их страха, которая суть Ксапсхас. И когда они возьмут её в Места Всех Порядков Параплекс'а - Великого и Сильного Архонта, простирающегося на Пути Середины, похищающего Души путём воровства - когда возьмут они душу мою в это Место, она откроет им Тайну их страха, которая суть Акспу. И опять же, когда возьмут они душу мою в Место Тифона - Великого и Сильного Архонта с Обликом Осла, простирающегося на Пути Середины, похищающего Души путём воровства, когда возьмут они душу мою в это Место, она откроет им тайну их страха, которая суть Пхаоух. И опять же, когда возьмут они душу мою в Место Всех Порядков Яктанабас'а - Великого и Сильного Архонта, преисполненного гневом, наследника Архонта Внешней Тьмы (в Место, в котором меняются все Формы) который является сильным, который простирается на Пути Середины, похищающий Души путём воровства - когда возьмут они душу мою в это Место, она откроет им Тайну их страха, которая суть Авхпнеупсазпа...
(Обрыв текста.)
перевод. А.Мома
Вторая гностическая молитва без названия
Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна существующая перед всего непостижимого и всего бесконечного. Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна, которая воссияла в своей тайне, с тем, чтобы тайна, существующая от начала, совершилась. И когда она воссияла, стала вода Океана (ώκεαυος), чье нетленное имя таково:
Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна, существующая пред всего непостажимого и всего бесконечного, которая воссияла в своей тайне. Очистилась земля посреди Океана, чье нетленное имя таково:
Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна, существующая пред всего непостажимого и всего непостижимого и всего бесконечного, которая воссияла в своей тайне. Очистилось все могущественное вещество Океана, тоесть море и все виды, которые в нем, чье нетленное имя таково:
Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна, существующая пред всего непостажимого и всего бесконечного, которая воссияла в (своей) тайне. И когда она воссияла, она запечатлела море и всех, которые в нем, ибо возмутилась сила, которая в них, чье нетленное имя (таково…)
Услышь меня, когда я восхваляю тебя, о Тайна, существующая пред (всего непостижимого и всего бесконечного...)
Евангелие от Марии
...(Страницы 1 - 6 отсутствуют)
7. ...материя тогда разрушится или нет? Спаситель сказал: "Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!" Петр сказал ему: "Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это: что есть грех мира?" Спаситель сказал: "Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют "грех". Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню". Далее он продолжил и сказал: "Вот почему вы болеете и умираете, ибо
8. вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности. Тогда возникает смятение во всем теле. Вот почему я сказал вам: Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами" природы. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!"
Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:
"Мир (...) вам! Мой мир (...), 15 приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:"Вот, сюда!" или "Вот, туда!" Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его. Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не
9. ставьте предела кроме того, что я утвердил вам, и не давайте закона как законодатель, дабы вы не были схвачены им".
Сказав это, он удалился. Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали: "Как пойдем -мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека? Если они не сберегли его, как они сберегут нас?" Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям: "Не плачьте, 15 не печальтесь и не сомневайтесь, ибо его благодать будет со всеми вами и послужит зашитой вам. Лучше же восхвалим его величие, ибо он приготовил нас и сделал нас людьми".
Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу, и они начали рассуждать о словах Спасителя.
10. Петр сказал Марии: "Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали". Мария ответила и сказала: "То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это". И она начала говорить им 10 такие слова: "Я, - сказала она, - я созерцала Господа в видении, и я сказала ему: "Господи, я созерцала тебя сегодня в видении". Он ответил и сказал мне: "Блаженна ты, ибо ты не дрогнула 15 при виде меня. Ибо где ум, там сокровище". Я сказала ему: "Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, - он созерцает душой [или] духом?" Спаситель ответил мне и 20 сказал: "Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, - и [тот, который созерцает видение, и он [тот...
...(Страницы 11 - 14 отсутствуют)
15. ...его. И вожделение сказало: "Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей. Почему же ты лжешь, принадлежа мне?" Душа ответила и сказала: "Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала. Я была Для тебя как одеяние, и ты меня не узнала". Сказав это, она удалилась в великом ликовании.
Снова она пришла к третьей власти, именуемой "Незнание". Она спросила душу, сказав: "Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена. Не суди! " И душа сказала: "Почему ты судишь меня, хотя я не судила? Я была схвачена, хотя не схватила. Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные,
16. будь то небесные". Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма - это тьма; вторая вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; 0! шестая - лукавство плоти; седьмая яростная мудрость. Это семь господств гнева. Они вопрошают душу;"Откуда идешь ты, убивающая людей?" или: "Куда направляешься ты, поглощающая пространства?" Душа ответила и сказала: "Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло. В [мире] я была разрешена
17. от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше. Узы забвения временны. Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании". Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места.
Андрей же ответил и сказал братьям: "Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли".
Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: "Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто? Должны мы обратиться и все слушать ее? Предпочел он ее более нас?"
18. Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: "Брат мой Петр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?"
Левий ответил и сказал Петру: "Петр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счел ее достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть ее? Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель".
19. Когда [...] и они начали уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать. Евангелие от Марии.
Деяние Петра (BG 8502,3*)
Тотчас же, в первый (день) недели, который есть День Господа, собрался народ и принёс Петру многих больных, для того чтобы он смог исцелить их. И человек из этой толпы набрался смелости сказать Петру: "Пётр, заметь, в нашем присутствии ты заставил многих слепых видеть, и глухих заставил слышать, и не ходячих заставил ходить. И ты помогал слабым и давал им силу. Но вот твоя девственная дочь, которая выросла прекрасной и которая веровала в Имя Божие - почему же ты не помог ей? Смотри же, одна её сторона полностью парализована, и она лежит здесь, в углу, покалеченная. Ведь те, кого ты исцелил, прозрели (вокруг нас); однако твоей дочерью ты пренебрёг".
Тогда Пётр улыбнулся и сказал ему: "Сын мой, одному Богу известно, почему тело её нездорово. Знай, кроме того, что Бог не был слепым или неспособным одарить своим даром мою дочь. Но душа твоя может быть убеждена, и те, кто здесь, могут обрести больше веры".
Затем он взглянул на свою дочь и сказал ей: "Поднимись же с места твоего! Пусть никто не поможет тебе, кроме одного Иисуса, да иди же снова, в присутствии всех этих (людей)! Иди же ко мне!". И она поднялась и взошла к нему. Толпа же возрадовалась тому, что случилось. Пётр сказал им: "Заметьте, сердца ваши удостоверились, что Бог не бессилен относительно чего бы то ни было из того, что о чём мы просим Его". Тогда возрадовались они даже более и восславили Бога.
Пётр же сказал своей дочери: "Иди на своё место, сядь и стань снова инвалидом. Ибо это благотворно для тебя и меня". Девушка снова вернулась, воссела на своё место и стала снова такой же, какой была прежде. И целая толпа зарыдала и умоляла Петра сделать её здоровой. Пётр же сказал им: "Поскольку жив Господь, это благотворно для неё и меня. Ибо в тот день, когда она родилась у меня, я узрел видение, и Господь сказал мне: "Пётр, сегодня родилось для тебя великое испытание. Ибо эта (дочь) изранит множество душ, если тело её останется здоровым". Я же подумал, что это видение дразнило меня.
Когда девочке исполнилось десять лет от роду, многие были обольщены ею. И человек потенциально богатый, Птолемей, после того как он увидел девочку, купающуюся вместе со своей матерью, послал за нею для того, чтобы он смог взять её и сделать своей женой. Её мать не удалось убедить. Он же посылал за нею множество раз. Он не смог перестать [...].
(Стр. 133 и 134 Кодекса утеряны. Очевидно, что речь шла о том, что Птолемей в своей пылкой страсти похитил девушку и был уже близок к тому, чтобы овладеть ею силой, когда её внезапно парализовало Божественным вмешательством, которого Пётр и добивался в своей молитве.)
(Слуги) Птолемея вернули девушку, положили её перед домом и ушли. Когда же я и мать её узнали об этом, мы спустились и нашли девушку с целой частью её тела, от пальцев ног до головы, парализованной и иссушённой. Мы подняли её, благодаря Господа, спасшего раба своего от осквернения, загрязнения и (разрушения). - Вот причина того факта, что девушка осталась таковой по сегодняшний день.
Теперь, далее, вам подобает узнать (о последующих) делах Птолемея. Он был поражён в самое сердце и горевал ночь и день по поводу случившегося с ним. И из-за многих пролитых им слёз он ослеп. Он собирался пойти и повеситься. И вот, заметьте, в девятом часу того дня, когда он был один в своей спальне, он узрел великий свет, освещающий весь дом, и услышал голос, обращённый к нему: "Птолемей, Бог не дал сосудов своих на повреждение и осквернение. Однако тебе необходимо, ибо ты уверовал в меня, чтобы не нарушал ты моей Невинности, которую ты смог опознать как твою сестру, ибо я стал единым духом для вас обоих. Поднимись же и быстро иди к дому Апостола Петра, и ты узришь мою славу. Он же объяснит тебе всё".
И Птолемей не стал колебаться. Он приказал слугам своим вести его и привести ко мне. И когда пришёл он ко мне, то рассказал всё, что приключилось с ним по воле Господа нашего, Иисуса Христа. Затем он видел и глазами плоти, и глазами души своей. И многие уверовали во Христа. Он же причинял им добро и наделял их дарами Божьими.
Впоследствии Птолемей умер. Он ушёл из жизни и отправился к Господу своему. И когда он исполнил Его волю, он надписью на клочке земли восславил имя моей дочери, ибо благодаря ней он уверовал в Бога и был спасён. Сам же я позаботился об администрации, пекшейся обо мне наиболее заботливо. Я продал землю. И одному Богу известно, что ни я, ни моя дочь ничего не удержали из уплаченного за эту землю. Но я послал всю эту сумму денег бедным.
Знай, к тому же, о, служитель Иисуса Христа, что Бог (присматривает за теми, кто есть) его люди, и что он приуготовляет то, что есть благо для каждого. Мы же думаем, что Бог забыл нас. Ныне же, братья, станем раскаявшимися грешниками и будем молиться! И доброта Божия будет взирать на нас, ибо мы ждём её". И (все) прочие поучения Пётр произносил в присутствии их всех. Восхваляя имя Господа Иисуса, он раздал им весь хлеб. Когда же он распределил его, он поднялся и вошёл в свой дом.
Деяние Петра.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
(Пер. с коптского - А.Мома.)
* BG 8502 - т.н. Берлинский Папирус 8502, найденный и переведенный на ряд европейских языков (наряду с Кодексом Брюса и Четырьмя Книгами Пистис Софией, или Аскевианским (Лондонским) Кодексом) еще в 18-19-м веках, (тогда как 13 Кодексов Наг Хаммади были найдены, напомним, в 1945 г.).
Наряду с Деянием Петра туда вошли уцелевшие фрагменты Евангелия от Марии (выходил пер. на русский М.К. Трофимовой), краткая (как оказалось «после 1945 г.») версия Апокрифа Иоанна, а также более, пожалуй, сохранная, чем в Наг Хаммади, версия Софии Иисуса [Христа]. - прим. переводчика.
Евангелие Иуды
(33) Сокровенное слово, которое Иисус рассказал, говоря с Иудой Искариотом в откровении за восемь дней до трёх дней, когда Он ещё не пострадал.
Явившись на земле, Он сотворил знамения и великие чудеса для спасения человечества. И некоторые идут по пути праведности, другие <же> ходят в своём преступлении.
Были призваны двенадцать учеников. Он начал говорить с ними о таинствах, которые над миром и о том, что будет в конце. И несколько раз Он являлся Своим ученикам только как призрак – ты находишь Его среди них.
И было в Иудее с его учениками: в один из дней Он нашёл их сидящими, и они собрались, упражняясь в благочестии. Встретив своих учеников, (34) собравшихся, сидящих и совершающих евхаристию над хлебом, Он рассмеялся. Ученики же сказали Ему:
"Учитель! Почему Ты смеёшься над нашей евхаристией? То, что мы делаем – достойно!"
Он ответил, сказал им:
"Я смеюсь не над вами, и не над тем, что вы делаете это по своей воле, но над тем, что ваш "бог" получит благословение".
Они сказали:
"Учитель, Ты […] Сын нашего Бога?"
Сказал им Иисус:
"В чём вы знаете Меня? Аминь, Я говорю вам, что ни одно поколение людей, которые среди вас, не познает Меня".
Услышав это, Его ученики начали возмущаться и гневаться и хулить Его в сердце своём. Иисус же, увидев их безумие, сказал им:
"Почему ваш "бог", который в вас, и его […] (35) возмущаться с вашими душами? Тот из вас, кто крепок среди людей, пусть изобразит человека совершенного и предстанет перед Моим лицом".
И они сказали:
"Мы крепки".
И не смог их дух осмелиться предстать Ему, кроме Иуды Искариота: он смог предстать Ему, но не смог посмотреть в Его глаза и отвернулся. Иуда сказал Ему:
"Я знаю, Кто Ты и из какого места Ты вышел. Ты вышел из эона Барбело, бессмертного, и пославший Тебя – Тот, Чьё имя я не достоин произнести".
Иисус же, зная, что он думает об Ином, Вышнем, сказал ему:
"Отделись от них. Я расскажу тебе таинства царства, ибо тебе возможно войти в него, но ты будешь очень опечален! (36) Ведь иной будет вместо тебя, чтобы двенадцать учеников стали совершенными в своём "боге"".
И сказал Ему Иуда:
"В какой день Ты расскажешь это мне и взойдёт великий день света поколения […]"
Когда же он сказал это, Иисус оставил его.
И сначала, когда это произошло, Он явился Своим ученикам, и они сказали Ему:
"Учитель! Куда Ты удалился? Что Ты делаешь, оставив нас?"
Сказал им Иисус:
"Я удалялся к иному великому поколению, святому".
Сказали Ему Его ученики:
"Господи! Что это за великое поколение, превосходящее нас и святое? Оно не в этих веках ныне?"
И, услышав это, Иисус рассмеялся. Он сказал им:
"Почему вы думаете в сердце своём о поколении крепком и святом? (37) Аминь! – Я говорю вам: все порождения века сего не увидят поколения этого, и никакое воинство ангелов звёзд не будет царствовать над поколением этим, и никакое порождение человеческое смертное не сможет прийти к нему, ибо поколение это не приходит […] появился […] Поколения людей, которые среди вас, от поколения человечества. […] сила […] иные силы. Вы – цари среди них".
Услышав это, Его ученики возмутились в духе своём; ни один не нашёл, что сказать.
Иисус пришёл к ним на другой день. Они сказали Ему:
"Учитель! Мы видели Тебя в видении, ибо этой ночью мы видели великие сны […]"
Он сказал:
"Почему вы […] осудив себя?"
(38) Они же сказали:
"Мы видели огромный дом и огромный жертвенник в нём, и двенадцать человек – мы говорим: священники – и имя. Толпа же ожидала, пока не [вышли (?)] священники и не приняли служение, мы же ожидали".
Сказал им Иисус:
"Как выглядят священники?"
Они же сказали:
"Некоторые […] две седмицы; иные же приносят в жертву собственных детей; иные – жён, благословляя и презирая друг друга; иные – мужеложники; иные совершают убийство; иные творят множество грехов и беззаконий; и люди, стоящие над жертвенником, призывают Твоё имя. (39) И во всех делах их изъяна исполняется жертвоприношение […] это".
И, сказав это, они замолчали, смущённые. Сказал им Иисус:
"Почему вы смутились? Аминь! – Я говорю вам: вы – священники, стоящие над жертвенником этим, призывая Моё имя, - и ещё Я говорю вам: Моё имя написано на […] поколений звёзд поколениями человеческими. И они насадили во имя Моё деревья бесплодные".
И со стыдом сказал им Иисус:
"Вы – принявшие служение жертвеннику, который вы видели. Это "бог", которому вы служите; и двенадцать людей, которых вы видели, - это вы; и жертвенные животные, которых вы видели, - множество, которое вы ввели в заблуждение.
(40) На жертвеннике этом встанет [архонт мира сего (?)] и так он воспользуется Моим именем, и будут призывать его поколения благочестивых. После него иной человек поставит блудников, и иной поставит детоубийц, иной же мужеложников и постников, и остальные – нечистоту и беззаконие и заблуждение.
И говорящие: "мы равны ангелам", они – звезды, совершающие всякое дело, ибо сказано поколениям людей: "Вот, бог принял вашу жертву от рук священников, то есть служителей заблуждения; Господь же повелевающий, Тот, Который Господь над всем, в конце дней посрамит вас"".
(41) Сказал им Иисус:
"Перестаньте приносить жертву […] на жертвенник. Они выше ваших звёзд и ваших ангелов. Приготовившись, пусть они будут [бороться (?)] перед вами и идут […]
[не менее 15 строк утрачено]
в поколениях […] Невозможно хлебопеку накормить (42) всё творение, которое под небом. И […] их […] вас. И […]".
Сказал им Иисус:
"Перестаньте бороться со Мной! У каждого из вас есть своя звезда, и всякий […]
[не менее 17 строк утрачено]
(43) пришёл […] дерево […] века сего […] после времени […] но он пришёл напоить рай Божий и род, который пребудет, ибо он не осквернит путь поколения этого, но […] от века до века".
Сказал Ему Иуда:
"Рабби, каким плодом обладает это поколение?"
Сказал Иисус:
"Все поколения человеческие – их души умрут, эти же, они, когда будет завершено время царства, и Дух отделится от них, их тела умрут, души же их будут спасены и вознесены".
Сказал Иуда:
"Что же будут делать остальные поколения людей?"
Сказал Иисус:
"Невозможно (44) сеять на скале и получить плод. Так ещё […] рода скверного и мудрости тленной […] рука, сотворившая человека смертного. Их души войдут в эоны, которые в высоте. Аминь! – Я говорю вам: […] ангел […] сила. Как […] этот. Те, которые […] поколение святое […] их".
Сказав это, Иисус удалился. Сказал Иуда:
"Учитель! Как ты слушал их всех, выслушай и меня, ибо я видел великое видение".
Иисус же, услышав, рассмеялся и сказал ему:
"Перестань утруждаться, тринадцатый бес! Но рассказывай, Я потерплю тебя".
Сказал Ему Иуда:
"Я видел себя в видении, и двенадцать учеников побивали меня камнями. Они сильно (45) преследовали меня, и я вновь ушёл в место […] за Тобой.
Я видел дом – мои глаза не смогут измерить его, и великие люди окружали его. И у него была единая крыша. И посреди дома множество […] Учитель, прими и меня с этими людьми!"
Ответил Иисус, сказал:
"Твоя звезда ввела тебя в заблуждение, Иуда, поскольку недостойно никакое порождение человеческое, смертное, войти в дом, который ты видел, ибо место это оберегает святых. Место, в котором солнце с луной не будут царствовать ни дня, но будут стоять всегда в вечности с ангелами святыми. Вот, Я рассказал тебе таинства царства (46) и научил тебя о блуждании звёзд и [двенадцати архонтов (?) …], которые над двенадцатью эонами".
Сказал Иуда:
"Учитель, пусть моё семя никогда не подчинится архонтам!"
Ответил Иисус, сказал ему:
"Пойди […] тебя […], но ты будешь весьма опечален, видя царство и всё его поколение".
Услышав это, Иуда сказал Ему:
"Какую пользу я получил, что Ты отделил меня от этого поколения?"
Ответил Иисус, сказал:
"Ты станешь тринадцатым и будешь проклят остальными поколениями. И ты будешь одолевать их. В последние дни они будут […] твои обращения ввысь, (47) к поколению святому".
Сказал Иисус:
"Пойдём, Я научу тебя о [сокровенном, которого не] видел ни один человек, ибо есть великий эон и бесконечный, меры которого не видело ни одно поколение ангелов, и великий Дух незримый в нём, Тот, Которого глаз ангельский не видел, и мысль сердца не вместила, и не был Он назван никаким именем.
И явилось в месте том облако светлое, и Он сказал: "Пусть появится ангел для предстояния Мне!" И вышел из облака великий ангел Саморожденный, Бог света, и появились от Него ещё четыре светила из иного облака, и они появились в предстоянии Саморожденному ангелу.
И сказал (48) Саморожденный: "Пусть появится […] и она появилась […]. И Он создал первое светило, чтобы царствовать над ним, и сказал: "Пусть появятся ангелы для служения ему". И появились мириады бесчисленные.
И Он сказал: "Пусть появится эон светлый". И он появился. Он установил второе светило, чтобы царствовать над ним, с бесчисленными мириадами ангелов для служения.
И так Он создал остальные эоны света и заставил их царствовать над ними. И Он создал для них бесчисленные мириады ангелов для служения им.
И был Адамас в первом облаке света, в том, которого не видел ни один ангел из тех, кого все называют богами.
(49) И […] этот […] образ […] и по подобию этих ангелов. Он явил нетленное поколение Сифа […] двенадцати […] двадцать четыре […]
Он явил семьдесят два светила из поколения нетленного по воле Духа, и семьдесят два светила явили триста шестьдесят светил из поколения нетленного по воле Духа, чтобы стало их число – пять для каждого. И это их Отец.
Двенадцать эонов двенадцати светил, и во всяком эоне шесть небес, чтобы стало семьдесят два неба семидесяти двух светил. И в каждом (50) из них пять твердей, чтобы стало всего триста шестьдесят твердей. Дана им власть и великое воинство ангелов бесчисленное для прославления и служения […] ещё девы духовные для прославления и служения всем эонам и небесам и твердям.
И всё это множество бессмертных было названо "миром" - то есть "тлением – Отцом, и семьюдесятью двумя светилами, которые с Ним, Саморожденным и Его семьюдесятью двумя эонами, Тем, из Кого явился первый человек и его нетленные силы.
Эон же, явившийся с его поколением, тот, в котором облако Знания, а ангел, называемый (51) Ил[илиф (?)] и […] эон […] После этого сказал […] "Пусть появятся двенадцать ангелов, царствуя над бездной и адом".
И вот, явился из облака ангел, и лицо его истекает пламенем, облик же его осквернён кровью. Есть у него имя – Небро, его переводят – "отступник", иные же – "Ялдаваоф". И ещё иной ангел вышел из облака – Сакла.
Небро же сотворил шестерых ангелов – и Сакла – для предстояния, и они породили двенадцать ангелов в небесах, и каждый взял часть в небесах, и сказали двенадцать архонтов с двенадцатью ангелами: "Пусть каждый из вас (52) […] ангел.
Первый – Сиф, называемый Христом; второй – Армафоф, который […]; третий – Галила; четвёртый – Иобил; пятый – Адонай. Это пятеро, ставшие царями над адом, и первый над бездной.
Тогда сказал Сакла своим ангелам: "Сотворим человека по подобию и по образу. Они же вылепили Адама и его жену Еву, называемую в облаке Зоей (Жизнью), ибо под этим именем все поколения ищут его и каждое из них называет её этими именами.
Сакла же не (53) приказал […] если не […] поколения […] это […]
И сказал ему архонт: "Твоя жизнь стала временем для тебя и твоих сынов"".
Иуда же сказал Иисусу:
"Какая польза, что человек будет жить?"
Сказал Иисус:
"Почему ты удивляешься, что Адам и его поколение получили своё время в месте, в котором он получил своё царство вместе с его архонтом?"
Сказал Иуда Иисусу:
"Дух человеческий умирает?"
Сказал Иисус:
"Образ таков: "бог" повелел Михаилу дать дух людям взаймы, для служения; Великий же повелел Гавриилу дать дух великому поколению, не имеющему царя, дух и душу. Поэтому остальные души […]
(54) […] свет […] окружить […] дух в вас. Вы заставили его обитать в этой плоти, в поколении ангелов. Бог же заставил их дать знание Адаму и тем, кто с Адамом, чтобы цари бездны и ада не господствовали над ними".
Иуда же сказал Иисусу:
"Что же будет делать это поколение?"
Сказал Иисус:
"Истинно Я говорю вам: звёзды совершаются над ними всеми, и когда Сакла завершит своё время, определённое для него, придёт новая звезда и поколение, и они завершат то, что сказано. Тогда будут блудить во имя Моё и умертвят своих детей, (55) и они […] и […] Моего имени […] и он будет […] твоя звезда над тринадцатым эоном".
И после этого Иисус рассмеялся. Сказал Иуда:
"Учитель, […]"
Ответил Иисус, сказал:
"Я смеюсь не над вами, но над заблуждением звёзд, ибо эти шесть звёзд заблуждаются с этими пятью воинами, и все они погибнут с их творением".
Иуда же сказал Иисусу:
"А что будут делать крестившиеся во имя Твоё?"
Сказал Иисус:
"Истинно Я говорю тебе: это крещение (56) […] Моё имя […] Меня.
Истинно Я говорю тебе, Иуда, что приносящие жертву Сакле […] бог […] что […] всякие злые дела. Ты же превзойдёшь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесёшь в жертву.
Уже твой рог вознёсся, и твой гнев наполнился, и твоя звезда закатилась, и твоё сердце захвачено.
(57) Истинно Я говорю тебе, твои последние […]
[не менее двух строк утрачено]
архонт, и он погибает. И тогда поднимется образ великого поколения Адама, ибо до неба и земли и ангелов пребывает это поколение благодаря эонам.
Вот, тебе рассказано всё. Подними свои глаза, и ты увидишь облако и свет, который в нём, и звёзды, окружающие его, и звезду путеводную. Это твоя звезда".
Иуда же поднял глаза, увидел светлое облако и вошёл в него. Стоящие на земле услышали исходящий из облака голос, говоривший: (58) […] великое поколение […] образ
[не менее пяти строк утрачено]
И первосвященники роптали, что Он вошёл в комнату Своей молитвы. Были же некие их книжников, наблюдавшие, чтобы схватить Его на молитве, ведь они боялись народа, ибо Он был для них всех как пророк.
И они встретили Иуду, они сказали ему:
"Что делаешь здесь ты?! Ты ученик Иисуса!"
Он же ответил согласно их желанию. И Иуда взял деньги, он предал им Его.
Евангелие Иуды.
Перевод с коптского Дмитрия Алексеева.
Беседа Иисуса с учениками
I. Керинф и Симон пришли, чтобы... в мире. Эти же (люди) являются (врагами] нашего Господа Иисуса Христа, поскольку они искажают сл[ова истинные] и дело, а именно (слова и дело) Иисуса Христа. Эти же (люди) - вы... от них, ибо смерть в них и великая с[квер]на гибельная, эти, которым будет осуждение, [и] конец, и гибель вечная. Поэтому мы не замедлили
[написать вам о свидетельстве о нашем Спасителе Христе, (о) том, что6 Он (совершил в то время, когда мы сопровождали Его, и притом также в мыслях и делах, Этот, о Котором мы свидетельствуем], что это Господь, Этот, Который был [рас]пят Понтием Пилатом [и Ар]хелаем между парой разбойников и был погребен в некоем месте, которое называется
II.[Лобное] место. Пришли к тому месту в[троем ж]енщины: Мария, сестра Марфы, <Марфа>, и Мария [Магд]алина. Они взяли благовоние, чтобы полить на Его тело, плача и печалясь о [том], что произошло. Когда же они приблизились ко [Гро]бу, они заглянули внутрь и не нашли тела. И пока [они] печалились и плакали. Господь явился им и сказал им: "Кого вы оплакиваете? Не плачьте же больше. Я - Тот, Кого вы ищете. Но пусть одна из вас пойдет к вашим братьям и скажет: Придите, Учитель восстал из м[ертв]ых".
Марфа пошла и сказала нам. Мы сказали ей: "Что [ты] хочешь от нас, "женщина? Этот, Который у[мер], погребен, и возможно ли, чтобы Он воскрес?" Мы не [пов]ерили ей, что Спаситель восстал из мертвых. [То-]
III. гда она пошла к Господу и сказала Ему: "Никто из них не поверил мне, что Ты воскрес"1. Он сказал: "Пусть другая из вас пойдет к ним и кажет им снова".
I Мария пошла и сказала нам снова. И мы не поверили ей. Она возвратилась к Господу и сказала это Ему также. Тогда сказал Господь Марии
то сестрам: "Пойдемте мы к ним". И Он пришел и нашел нас внутри. Он
позвал нас наружу. Мы же подумали, что это при[зра]к. Мы не поверили,
что это Господь" Тогда [Он сказал] нам: "Придите и не бойтесь, [ибо это] 1, [Ваш Учитель], Тот самый, от Которого ты, Петр, [отрекся] трижды
снова теперь [отре]каешься". Мы же пришли к Нему, сомневаясь в [своём сердце, что, может быть, это не Он. Тогда Он сказал н[ам]:
IV. "Почему вы еще сомневаетесь и не верите? Это Я, Тот, Который
говорил вам о Своей плоти, и Своей смерти, и Своем восстании (из мертвых). Чтобы вы узнали, что это Я, Петр, вложи свои пальцы в раны от гвоздей на Моих руках, а ты со своей стороны, Фома, вложи свои пальцы в раны от копья в Моем ребре. Ты же, Андрей, посмотри на Мои ноги, ты увидишь, что они касаются земли, ибо написано в Пророке: "Призрак демонический - его нога не касается земли".
Мы же [прикос]нулись к Нему, чтобы узнать воистину, что [Он воскрес] во плоти, и мы поверглись на [наше] лицо, признавая (свои) грехи, что мы были [неверующими. Тогда Господь Спаситель сказал: "Встань-
V.те, и Я открою вам то, что под небесами, и то, что на небесах и ваше упокоение, которое в Царстве небесном, ибо Мой Отец дал м власть вознести вас и тех, которые веруют в Меня".
То же, что Он открыл, это то, что Он сказал: "Случилось же, когда Я шел, выйдя от Отца Всего, Я проходил небеса, Я облекся мудростью Отца и облекся силой Его мощи. Я был на небесах и Архангелы и Ангелы - Я проходил в их облике, будто Я один из них среди Властей и Сила. Я прошел мимо них, имея мудрость Того, Который послал меня. Архистратиг же Ангелов - Михаил, и Гавриил, и Уриил, и Рафаил. Они
VI. [ж]е следовали за Мной до пятой тверди, ибо думали в своем сердце, что Я один из них. Отец же дал Мне эту большую силу, и в тот день Я украсил Архангелов голосом чудесным, чтобы они пошли к алтарю Отца и служили, и исполняли служение, пока Я не приду к Нему. Таким образом Я сделал это посредством мудрости образа, ибо Я был всем в каждом, чтобы Устроение Отца и славу Того, Который послал Меня, Я исполнил6, и чтобы Я пришел к Нему. Ибо вы знаете, что Ангел Гавриил принес благовестие Марии". Мы со своей стороны ответили:
VII. "Да, Господи". Тогда Он ответил и сказал нам: "Разве вы не помните, что Я сказал Вам недавно, что Я был Ангелом среди Ангелов и Я был всем в каждом?" Мы сказали Ему: "Да, Господи". Тогда Он ответил и сказал нам: "Ибо в тот день, в который Я принял образ Ангела Гавриила, Я явился Марии и г[оворил] с ней. Ее сердце приняло Меня к ней, она уверовала. Я [сфор]мировал Себя и вошел в ее чрево и стал плотью. Итак, Я стал слугой Самому Себе, (явившись) к Марии в видимом образе Ангела. Таким образом Я буду действовать (и) после того, как приду к Моему Отцу. А вы помните о Моей смерти. Когда же настанет праздник Пасхи, тогда один из вас
VIII. будет заключен в темницу за имя Мое, и он [буд]ет в печали и горе, потому что вы совершали Пасху, в то время как он в темнице и в [разлуке] с вами. Ибо он будет печалиться, потому что не совершит Пасху с вами. Я же пошлю Мою силу в обра[зе] Ангела Гавриила, и откроют двери темницы, он выйдет, придет к вам, совершит бдение с [вами], пребудет с вами, пока не закричит пет[ух]. Когда же вы совершите поминовение по Мне и Агапе, снова он будет заключен в темницу во свидетельство пока не выйдет оттуда, и он будет проповедовать то, что Я сказал вам".
Мы же сказали Ему: "Господи, разве необходимо снова, чтобы мы взяли чашу и пили?" Он сказал нам: "Да, ибо это необходимо
IX. до дня, когда Я гряду с теми, которые были убиты ради Меня". Мы же сказали Ему: "Господи, ведь то, что Ты открыл нам впервые - великие (вещи)! Ты придешь в силе какого рода и в каком видимом образе?" Он же ответил, говоря нам: "Ибо истинно говорю вам: Я же приду в образе солнца воссиевающего и светясь в семь раз более него в Моем блеске, причем крылья облачные, подо Мной в блеске (и) знак [К]реста передо Мной. И Я сойду на землю, чтобы судить живых и мертвых". Мы же сказали Ему: "Господи, через сколько лет это произойдет?" Он сказал нам: "Когда сто двадцатая часть завершится, между Пятидесятницей и Праздником Опресноков произойдет пришествие Отца".
X. Мы же сказали Ему: "Теперь же что Ты сказал нам "Я приду", и как Ты говоришь "Тот, Который послал Меня, грядет"?" Тогда Он сказал нам: "Я весь в Моем Отце, и Мой Отец пребывает во Мне из образа формы, и силы, и полноты, и света, и меры совершенной, и голоса. Я Логос, Я стал для Него делом, которое есть ... совершенный в образе. Я был в [Во]сьмом (дне), который есть (день) Господень. Все же исполнение исполнения - вы увидите его благодаря спасению, которое произошло для Меня, и вы увидите Меня грядущего на небо к Моему Отцу, Который на небесах. Но вот же Я даю вам Новый Завет: любите друг друга и
XI. [Он сказал на]м: "Ибо вы увидите св[ет, который] возвышеннее, чем тот, который светит... (и совершеннее, чем) свершение, совершённое в [совершен]стве. ... Я весь - пра[вое] От[ца] ... Мне (?), Который есть полнота". Мы же сказали [Ему: "Господ]и, во всем Ты был нам (спасением и жизнью), [и Ты] объявляешь] нам такую (надежду)". Он сказал нам: "Ободритесь и успокойтесь, [истин]но говорю вам, что ваше упокоение будет [на не]бе, (в) месте же, в котором нет ни вкушения пищи, ни питья, ни (заботы), ни п[ечал]и, ни гибели для тех, которые в [нем], ибо вы не относитесь к (земным творениям), [но к тем,] которые придут от (нетленн)ости (Моего Отца. Как Я) нахожусь в Нем,
XII. (вы) также (будете находиться) во Мне". Снова мы сказали [Ему]: "(В каком образе?) Как Ангелы или [в] другом (образе)?" [Он от]ветил и сказал нам: "В[от] Я облекся ва[шей] плотью, той, [в которой Я] был рожден, и в которой был распят [и] воскрешен Моим Отцом, (Который на небесах), чтобы исполнилось пророчество] п[ро]рока Давида в отношении того, что было во[звещено] обо Мне, и Моей смерти, и Моем воскресении, когда (он говорил): то, [что Я обещал] и то, что Я решил дать им и [пожаловать] им. Ибо поэтому Я пришел в [место] Лазаря и проповедал [праведникам и пророкам, чтобы они вышли из [упоко]ения низшего и взошли к тому упокоению), которое на[ходится вверху],
XXII. [причем Я простираю Мою дес]ницу над ними - [крещены жизни, и отпущение (грехов), и спасе[ние от зл]а всякого, как Я сделал это вам и [тем, которые у]веровали в Меня. Если же кто-либо верует [в Меня] и не выполняет Мои запове[ди], хотя он и приз[нал] Мое имя, он не получает никакой пользы, он гнался за тщетой. Ибо эти (люди) такого ро[да] будут в заблуждении и [гибели, потому что они нарушили Мои заповеди. [Вы же - в]ы дети жизни, Я спа[с вас] от зла всяческого и от [власти] Архонтов, (как) и каждого веру[ющего в] Меня через вас, ибо то, что Я обещал [вам, Я] дам им также, чтобы они вышли [из] темницы и уз Архонтов,
XXIII. и пламени жестокого". Мы [ответили и сказали] Ему: "Господи, ведь Ты дал покой [жизни]. И Ты дал... чудесами для... веры. Эти же (вещи) Ты возместишь на]м [после того, как] Ты возвестил [нашим отцам] и пророкам?" Тогда Он сказал н[ам:] "Ибо истинно говорю в[ам, что каж]дый уверовавший в Меня и [уверо]вавший в Пославшего Меня" - Я [возьму их] на небеса, (в) место, которое Мой Оте[ц уготовил] избранным, и Я дам вам Ц[арс]тво избранное в упокоении и жизни [веч]ной. Те же, которые преступили [Мои запове]ди и научились другим учениям, (убавляя) Писания и прибавляя к [ним] (ради)
XXIV. [собственной (славы), уча другим словам [веру]ющих в Меня в прямоте, - ес[ли они (т. е. верующие) па]дут из-за этих (людей) такого рода, [они примут] муку вечную". Мы [же] сказали [Ему]: "Господи, разве же [будут] существовать дру[гие у]чения помимо тех, которые Ты поведал нам?" [Он сказал на]м: "Ведь необходимо, чтобы они существовали, чтобы [творящие] зло и добрые2 [выявились и таким образом явился суд для тех, которые творят эти дела, и согласно их делам они будут судимы и преданы смерти". Снова [мы ска]зали Ему: "Господи, мы блаженны, [потому что мы видим] Тебя и слышим Тебя [возвещающим эти] (слова) такого рода, потому что наши глава видели эти
XXV. великие чудеса, которые Ты совершил". Он от[ветил и сказал] нам: "Блаженны же бо[лее] те, которые не видели и поверили1, потому что эти нарекутся "с[ыны] Царства", и они будут совершенными [в] Совершенном, [и] Я буду (жизнью для них) в Царстве Моего Отца". Снова [мы сказали Ему]: "Господи, каким образом они уверуют, [если Ты] уйдешь и оставишь нас, как Ты [сказал] нам: "Придет день и [час], чтобы Я взошел к Моему Отцу"?" [Он] же сказал н[ам]: "ступайте и проповедуйте двенадцати коленам и проповедуйте язычникам и всей земле Израиля от
XXVI. [восхода] до заката и от ю[га до] севера, (и) многие уве[руют в] Сына Божия". Мы же сказали Ему[: "Гос]поди, кто поверит нам и [кто] послушает нас... силы и знамения, [которые Ты] совершил, и чудеса?" тогда Он ответил (и) сказал нам: "[Ступай]те и проповедуйте милосердие [Моего] Отца. И то, что Он совершил со Мной, [Я также совершу] с вами, пребывая среди вас. И Я дам вам Мой мир. И от Моего духа Я дам вам силу, чтобы вы пророчествовали им, чтобы они жили вечно. Другим же Я также дам Мою силу, [чтобы они] поучали остальные народы.
XXVII. (от?) своего ближнего, он ... его и ... его. Те же, которые живут по истине и по знанию веры, имея любовь ко Мне, ибо они вытерпели насилия, они будут презираемы, живя в бедности и терпя ненавидящих и[х и] презирающих их... (и) будучи нагими, причем люди гордятся перед ними, в то время как они живут в голоде и жажде, - но после того, как они терпели ради блаженства на небесах, они будут также со Мной вовеки. Горе же тем, которые живут в гордости и хвастовстве, ибо их
XXVIII. конец - пагуба". Мы же сказали Ему: "Господи, это Твоя (воля), чтобы ты допустил нас подняться над ними?" Он же ответил и сказал нам: "Каков будет Суд - праведный или неправедный?" Мы же сказали Ему: "Господи, ведь в тот день они скажут Тебе: "Ты не различал справедливость] и несправедливость, свет и тьму, зло и добро"". Тогда Он сказал: "Я отвечу им: "Я говорю вам, что Адам - ему была дана возможность, чтобы он избрал одно из двух. Он избрал свет, он возложил свою руку на него, тьму же он оставил, он отбросил ее от себя". Таким образом у всякого человека есть возможность
XXIX. уверовать в свет, который есть ж[изнь] и который есть Отец, пославший Меня. Все же верующие, творящие дела света, - они будут жить в них. Если же кто-либо свидетельствует, что он принадлежит свету, творя (при этом) дела тьмы, этот (человек) такого рода - ему нечего сказать в свое оправдание, и он не сможет поднять свое лицо, чтобы взглянуть] на Сына Божьего, Который [есть Я]. Ибо Я скажу ему: "когда ты искал, ты нашел, и когда ты просил, ты получил. В чем ты Меня обвиняешь, о человек? Почему ты удалился от Меня и отрекся от Меня, и почему ты свидетельствовал обо Мне и отрекся от Меня? Имеет ли каждый власть жить и умереть?" Тот же, который хранил
XXX. Мои заветы, он будет сыном света, который есть Отец, пребывающий во Мне. Из-за тех же, которые губят Мои слова, Я сошел с неба, Слово (Логос), и стал плотью, терпя скорбь и поучая, что призванные спасутся, а заблудшие пропадут навеки, и их [будут мучить] живым и их будут карать в [их п]лоти и их душе". Мы же сказали Ему: "Господи поистине мы беспокои[мся] о них". Он же сказал нам: "И вы хорошо поступаете, ибо праведники беспокоятся о грешниках и молятся за них молясь Моему Отцу". Снова мы сказали Ему: "Господи, почему же никто не стыдится перед Тобой?" Он же сказал
XXXI. нам: "Да, Я услышу молитву [праведник]ов, которую они творят за них". Когда же Он сказал это, мы сказали Ему: "Господи, ведь во всех делах Ты наставлял нас и был милостив к нам. Ты спас нас, чтобы мы проповедывали достойным спасения и приобрели себе воздаяние у Тебя". Он [же] от[ветил] и сказал нам: "Ступайте и про[поведуйте, и] вы будете работниками, [и отцами,] и служителями". Мы же оказали Ему: "Ты будешь проповедывать через нас?" Тогда Он ответил нам, говоря: "Разве вы все не отцы и не учители?". Мы сказали Ему: "Господи, Ты говорил нам: "Пусть не называют вас "отец" на земле, ибо один есть ваш Отец, Который
XXXII. [на] небесах, и ваш Учитель". Почему же Ты говоришь нам теперь: "вы будете отцами многих детей, и служителями, и учителями"?" Он же ответил и сказал нам: "Как вы (и) сказали. Ибо истинно говорю вам: тот, который услышит вас и уверует в Меня, он [получит через] вас свет печати от [Меня] и крещение от Меня. Вы б[удете от]цами, и служителями, и учителями". Мы же сказали Ему: "Господи, каким же образом каждый из нас является тремя?" Он же сказал нам: "Истинно говорю вам, что они назовут вас "отец", потому что сердцем достойным и любовью вы открыли им дела Царства
XXXIII. небесного, и они назовут вас служителями, потому что они примут крещение жизни и отпущение их грехов Моей рукой через вас, и они назовут вас "учители", потому что вы поучали их без неприязни и увещевали их, и когда вы их порицали, они обращались. Вы не смущались перед их богатством [и пе]ред их лицом, но вы блюли [заве]ты Моего Отца и выполняли их. [Вели]кая награда будет вам у Моего Отца, Который на небесах, и отпущение грехов будет этим (людям), и жизн вечная, и они присоединятся к Царству небесному". Мы же сказали Ему - "Господи, хотя бы каждый из нас имел
XXXIV. десять тысяч языков для говорения, мы бы не смогли возблагодарить Тебя, обещающего нам эти (вещи) такого рода". Тогда Он ответил, говоря нам: "Только делайте то, что Я сказал вам, как и Я сам делал это, и вы будете как девы мудрые, которые бодрствовали и не спали, вы[шли] навстречу Господу в брачный чертог. [Неразумные] же со своей стороны не могли бодрствовать, но [спа]ли". Мы же сказали Ему: "Господи, сколько мудрых и сколько неразумных?" Он сказал нам: "Пять мудрых и пять неразумных, ибо эти - те, о которых сказал пророк: "Это сыны Бога". Послушайте теперь их имена". Мы же заплакали и
XXXV. опечалились о тех, которые спали. Он. сказал нам: "Ибо пять мудрых - это Вера, и Любовь, к Милость, и Мир, и Надежда. Те, которые их имеют, - а эти (люди находятся) среди верующих - эти будут путеводителями тех, которые уверовали в Меня и в Пославшего Меня, ибо Я Господь, и Я Жених, Которого они приняли. И они вошли в дом [Жениха и] возлегли со Мной в покое [брачном и возрадовались]. Пять же неразумных, к[огда сп]али, пробудились, пришли к двери покоя брачного (и) постучались, ибо они были заперты от них. Тогда они заплакали и опечалились, потому что им не открыли". Мы же сказали Ему: "Господи, а их сестры мудрые, эти, которые внутри дома Жениха,
XXXVI. не открывали им, и не печалились о них, и не просили Жениха о них, чтобы Он открыл им?" Он ответил, говоря нам: "Они (т. е. неразумные) еще не могли получить милость ради них". Мы сказали Ему: "Господи, в какой же день они войдут внутрь благодаря своим сестрам?" Тогда Он сказал: "Заперто то, что [заперто]". Мы же сказали Ему: "Господи, это сло[во]... Кто же (эти) неразумные?" Он сказал нам: "Слушайте их имена. Это Знание (Гносис), и Благоразумие, Послушание, Терпение и Милосердие, ибо эти - те, которые уснули в уверовавших, и они (т. е. уверовавшие) признали Меня, однако не выполняли Моих заповедей из-за тех, которые уснули. Ибо они будут пребывать вне Царст-
XXXVII. ва и двора П[астыр]я и Его овец. Тот же, который останется вне [двор]а овчего, волки пожрут его, и он будет... скончавшись в муке великой. Не будет ему (букв, "в нем") покоя и стойкости, и его [будут] мучить жестоко1, чтобы он... (и покарают) его великими (муками), [и он бу]дет в мучениях". (Мы же сказали Ему.) "Господи, (как) хорошо Ты открыл н[ам] все". Тогда Он ответил, г[оворя] нам: "Вы не понимаете этих слов?" Мы сказали Ему. "Да, Господи, из-за пяти входят в Твое Царство, (из-за пяти остаются вне Твоего Царства). Конечно же, те, которые бдили, были с Тобой, Господом и Женихом, даже если они не радуются из-за тех, которые спали".
XXXVIII. Он сказал нам: "Они же [радуются], что они вошли к Жен[иху], Господу, и печалятся о тех, которые [спали], потому что это их сестры. Ибо десять дев - дочери Бога Отца". [Тогда] мы [ска]зали Ему: "[Госпо]ди, ЭтоТвое (дело), чтобы Ты (смилостивился над их сестрами)?". Он сказал Нам: "(Это дело не Мое), ко Пославшего Меня, [и Я Са]м единодушен
с Ним. В[ы ж]е в прямоте хорошо проповедуйте и учите, не стыдите никого и не бойтесь никого, в особенности же богачей, потому что это (люди) не выполняют Моих заповедей, но изобилуют своим богатством"
XXXIX. Мы же сказали Ему: "Господи, [толь]ко ли богатые?" Он ответил, говоря [нам: "Если кто-]либо, не будучи богатым, обладая [малым] имуществом, дает нуждающимся [и бедным], люди назовут его благо[творителем]. Если же упадет [кто-либо под бре]менем грехов, котор[ые] он [совершил, пусть его бли]жний порицает его, несмотря на [добрые дела которые] он сделал ближнему. [Если порицает] его ближний (и) он обратится (и) спасется, тот, который порицал его, получит воздаяние, он жив в[ечно]. Ибо бедный человек, если видит того, который сделал ему добро согрешающим и не порицает его, ему будет вынесен
ХL. суровый приговор. Слепой же, ведущий слепого, - они обычно падают о[ба] в яму, и тот, который лицеприятен по отношению к ним, он будет подобен (им) обоим, как про[рок сказал:] "Горе тем, которые лицеприятны и [оправдывают нечестивого] за подарки", эти, [Бог которых - ] их утроба. Смотрите же: осуждение [будет им], ибо истинно говорю [вам, что в де]нь тот Я не устыжу[сь перед бо]гатыми, ни буду милосерден по отношению к [бедным. Ес]ли ты увидишь грешника, в[ыговори ему] с глазу на глаз6. Если же он не послушается тебя, [возьми др]угих с собой до трех (человек) и поучай твоего брата. Если снова он не послушается тебя, считай его для себя (язычником и мытарем)".
Перевод И. С. Свеницкой
Молитва Иосифа
Этот маленький фрагмент древнего апокрифа сохранился в «Комментарии на Евангелие от Иоанна», написанном знаменитым ранним христианским богословом и экзегетом Ориге-ном (185~253). Этот достаточно странный текст является блестящим образцом раннего гностического (возможно даже — иудеогностического) истолкования знаменитого места из Писания, где изображается борьба Иакова с ангелом близ потока Иавок (см. Быт. 32, 24 и далее). Событие, описанное в Книге Бытия, здесь понимается как рассказ о соперничестве двух ангелов — высшего, являющегося первым творением Бога (Израиль), и низшего, занимающего лишь восьмое место в небесной иерархии (^риил). Оба борются за имя Иакова-Израиля, то есть за статус ближайшего существа к Создателю. Уриил, видимо, является силой, нарушающей космический баланс, и может быть соотнесен с падшими божественными чинами гностических откровений. Как и они, ЭДжил стремится выдать себя за того, кем не является, — за существо гораздо более высокого ранга. Таким образом, библейское событие в настоящем фрагменте превращается в частицу небесной истории, а Праотцы (Авраам, Исаак, Иаков) становятся ангелами Божества, история о пребывании которых на земле получает двоякое толкование. Мы можем, во-первых, аллегорически рассматривать ее как отсвет небесных событий, и, во-вторых, считать Праотцов инкарнациями небесных сил. И первое, и второе сближает публикуемый фрагмент с идеями раннего, иудейского, гнозиса.
Молитва Иосифа
«Тот, кто вещает тебе,
я, Иаков и Израиль, ангел Бога и первоначальный дух, и Авраам, и Исаак были созданы прежде какого-либо иного творения.
Я, Иаков, прозванный Иаковом людьми, имя же мое - Израиль.
Я назван Богом Израилем, человеком, который видит Бога, потому что я - перворожденный всего живущего, всего, что получает свою жизнь от Бога.
Когда я прибыл из сирийской Месопотамии, ангел Бога Уриил явился и молвил: "Я спустился на землю и был помещен между людьми, я был назван именем Иакова".
Он соперничал со мной и боролся со мной, и сражался против меня, говоря, что его имя, которое есть имя Того, Кто прежде любого ангела, делает его выше меня.
Тогда я сказал ему его имя и его место среди сыновей Бога: "Или ты не Уриил, восьмой после меня, в то время как я Израиль, архангел силы Бога и возвышающийся среди сыновей Бога?"
И я призвал моего Бога Его вечным именем».
Премудрость Иисуса Христа