Качества наставника, который учит

Сведущий во внешних и внутренних (небудд. и будд.) философских системах; в особенности, обладевший окончательным пониманием (dgongs pa) Ати настолько, что обладает мудростью зародить понимание этого сущностного смысла в потоке сознания ученика и мудростью учить истинному пути; достигший устойчивости в том, что его не затрагивают отвлечения мирскими принципами и свойствами мирских вещей, — таков святой учитель, которого следует радовать всевозможными благами.

В 27 главе коренной тантры сказано:

Наставник, наносящий черные квасцы на золото (способ очищения поверхности золота).
Учитель, открывающий самую истину, — величайшая драгоценная сокровищница.
Таким безмерным богатством стоит соблазниться!

Его противоположность — тот, кто путается в понимании своих и чужих философских систем и смысла учения. Вожделея к вещам и их свойствам, находя радость в праздности и отвлечениях, он нарушает обеты и самайи. Не руководствуясь верой, он вступает на ложный путь. Встретившись с учениям, он продолжает его искать, от самого смысла Ати он уходит к внешнему. Неспособный сам постичь Дхарму в себе, он учит ей других только на уровне слов и твердит их, просто подражая, словно обезьяна, [истинным учителям]. Таких, как он, следует избегать.

По этому поводу в главе о чистейшем измерении (rnam dag dbyings kyi le'u) говорится:

Те, кто обманут невеждами, вступают на путь умопостроений,
У которого никогда не будет конца и на котором никогда не наступит постижение.
Можно ли обрести Дхарму, ища ее с помощью Дхармы?
Следуя передаче похожего на обезьяну наставника, не достигшего подлинного восприятия (tshad ma; санскр. прамана.),
В итоге закончишь умопостроениями ошибочного пути.

УЧЕНИК

Что касается ученика, достойного получить учение, то, вообще говоря, он должен обладать верой и самайями, широким умом и большим состраданием, прочной верой и большой щедростью.

Так, в 83 главе «Заключительной тантры» сказано:

Тантру сущности Бодхичитты, которая вне каких-либо оснований и корней (gzhi rtsa kun 'das),
Передачу, непосредственно раскрывающую истинное состояние (dgongs pa)
Должно давать тем, кто обладает сущностным пониманием,
Тем, кто обладает верой, самайей, большим усердием,
Состраданием, чей ум устойчив, лишен сожалений и не идет на попятную,
Кто свое тело, детей, жену, слуг и богатство
Готов поднести с радостью и без привязанности,
Ибо таковы признаки наличия веры и самайи.

В частности же, сосуд, подходящий для передачи, осуществляющей смысл этих слов, — это тот, кто без гордости и высокомерия оказывает уважение учителю. Не отходя от устных наставлений (bka'), он поступает в соответствии с проповеданным словом (gsungs). Он совершает служение, не жалея своего тела и жизненных сил. Оставив заботу об этой жизни, он способен осуществить священные заповеди. Отныне и в течение всей жизни он исполняет то, что соответствует устным наставлениям учителя, и способен взять на себя клятву не преступать самай.

Здесь же говорится:

Тем, кто отверг славу и свободен от гордости,
Кто ради постижения сущностного смысла не щадит своего тела и жизненных сил,
Тем, кто обладает подобными признаками, свидетельствующими, что они не отступят от наставлений,
Следует давать учение о сущностном смысле и о нерождении.
«Если я обрел учение о том, что составляет самую сущность всего,
Могут ли меня затрагивать какие-либо свойства мирских вещей?
Обретя его, я назовусь осуществляющим то, что соотвсетствует наставлениям учителя».
Эти наставления дают тогда, когда человек правильно следует священным заповедям.
«До тех пор, пока в жизни моей или моего наставника
Не случилось разделения тела и жизненной силы,
Я буду осуществлять твои наставления!» — тому, кто дал такую клятву,
Следует даровать сущность учения Царь Всетворящего.

Нужно безо всякой привязанности поднести учителю все, чем обладаешь. Учитель же, дабы завершить накопления ученика, хотя и не питает желаний, должен все принять и поднести Трем Великим Драгоценностям.

Там же говорится:

Говоря коротко, если следует поднести даже тело и жизненную силу,
Нужно ли говорить о вещах, земле, и скоте!
Хотя и не нуждаясь, из высших духовных соображений (dam pas)
Это следует принять и поднести Трем Драгоценностям.

Наши рекомендации