IV. Божественная истина в буквальном смысле Слова содержится в своей полноте, святости и силе.
214. Слово в буквальном смысле содержится в своей полноте, святости и силе потому, что в природном, или буквальном, смысле наряду с ним присутствуют два первых или внутренних смысла, называемые духовным и небесным, как было сказано выше (210, 212). Но каким образом они присутствуют совместно, будет объяснено далее. В небесах и в мире существует порядок последовательный и совместный. В последовательном порядке одно следует за другим и сменяет его от высшего до низшего. В совместном же порядке одно находится наряду с другим от самого внутреннего до самого внешнего. Последовательный порядок подобен колонне, которая построена ступенями от вершины к основанию, а совместный порядок подобен конструкции из слоёв, расположенных от центра до самой внешней поверхности.
Теперь нужно объяснить, как в самом последнем последовательный порядок становится совместным. Это происходит так: высшее последовательного порядка становится самым внутренним совместного порядка, а низшее последовательного порядка становится самым внешним совместного порядка. Примером может служить ступенчатая колонна, которая, оседая внутрь себя, становится слоистым в разрезе телом. Так совместное образуется из последовательного и так устроено всё вообще и в частности в природном мире и всё вообще и в частности в духовном мире. Ибо везде есть первое, среднее и последнее, и первое через среднее простирается и доходит до последнего. Но следует чётко понимать, что и тот, и другой порядок образуется по степеням чистоты.
Теперь относительно Слова. Небесное, духовное и природное исходят от Господа в последовательном порядке и в последнем присутствуют в совместном порядке. Таким образом, небесный и духовный смысл Слова совместно присутствуют в его природном смысле. Когда это понято, можно видеть, каким образом природный смысл Слова является вместилищем, основой и опорой духовного и небесного смыслов, а также каким образом Божественное добро и Божественная истина присутствуют в буквальном смысле Слова в своей полноте, святости и силе. Из этого можно заключить, что Слово в его буквальном смысле - это и есть само Слово, ибо внутри него есть дух и жизнь. Это то, о чём Господь сказал:
Слова, которые Я говорю вам, есть дух и жизнь. Иоанн 6:63.
Ибо Господь говорил Свои слова в природном смысле. Небесный и духовный смыслы без природного смысла не являются Словом, ведь они были бы как дух и жизнь без тела или (как уже было сказано в п. 213) как дворец без фундамента.
215. Истины в буквальном смысле Слова - это частью лишь видимости истин, а не обнажённые истины. Они - нечто вроде подобий или сравнений, взятых из того, что есть в природном мире. Так они сообразуются и согласуются с уровнем понимания простых людей и даже детей. Но поскольку они вместе с тем есть соответствия, они служат вместилищем и обителью подлинной истины. Они - содержащие её сосуды, как хрустальный бокал для благородного вина или серебряная тарелка для аппетитного кушанья; или укрывающие её одежды, как пелёнки для младенца или изящные платья для девушки. Они также подобны познаниям природного человека, которые заключают в себе постижения духовной истины и склонности к ней. Сами обнажённые истины, которые скрываются, содержатся, одеваются и заключаются буквальным смыслом, существуют в духовном смысле Слова, а обнажённые виды добра - в его небесном смысле. Но поясним это из Слова.
Иисус сказал:
Горе вам книжники и фарисеи, что вы чистите снаружи чаши и блюда, а внутри они полны хищения и невоздержанности. Фарисей слепой, очисть сначала внутренность чаши и блюда, чтобы и снаружи были чисты. Матф. 23:25,26.
Господь говорил так подобиями и сравнениями, которые вместе с тем были соответствиями. Когда Он говорил "чаша и блюдо", истина Слова не только понималась под чашей, но и обозначалась ею, поскольку под чашей понимается вино, а вино означает истину. Под блюдом же понимается пища, а пища означает добро. Поэтому очистить изнутри чашу и блюдо - значит очистить посредством Слова внутреннее своего ума, к которому относятся воля и разум. "Чтобы и снаружи были чисты" означает, что этим очищается и внешнее, то есть дела и речи, так как их сущность происходит от внутреннего.
Далее, Иисус говорил:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пировал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его весь в струпьях. Лука 16:19,20.
Здесь Господь тоже говорил подобиями и сравнениями, которые вместе с тем были соответствиями и содержали духовное. Под богатым человеком подразумевается еврейский народ, который назван богатым потому, что обладал Словом, содержащим в себе духовные богатства. Порфира и виссон, в которые он одевался, означают добро и истину Слова, порфира - его добро, а виссон - его истину. Под ежедневным блистательным пиршеством подразумевается удовольствие от того, что у них было Слово и они слушали многое из него в своих храмах и синагогах. Под нищим Лазарем подразумеваются язычники, у которых не было Слова. То, что евреи презирали и отвергали их, понимается под тем, что Лазарь лежал у ворот богача. "Весь в струпьях" означает, что язычники по незнанию истины пребывали во многих ложных понятиях.
Что под Лазарем подразумеваются язычники, объясняется тем, что язычники были любимы Господом, подобно тому, как Лазарь, который воскрес от смерти, был любим Господом (Иоанн 11:3,5,36). Он назван также другом Господа (Иоанн 11:11) и возлежал за столом с Господом (Иоанн 12:2). Из этих двух отрывков ясно, что истины и виды добра в буквальном смысле Слова подобны сосудам и одеждам, которые служат для того, чтобы укрывать обнажённые добро и истину, которые скрыты в духовном и небесном смыслах Слова.
Поскольку Слово таково в буквальном смысле, люди, пребывающие в Божественных истинах и верящие, что Слово в своей глубине свято и Божественно, и ещё более те, кто верит, что Слово таково благодаря духовному и небесному смыслам, видят Божественные истины в природном свете, когда в озарении от Господа читают Слово. Ибо свет небес, в котором находится духовный смысл Слова, втекает в природный свет, в котором находится буквальный смысл Слова, и озаряет способность человека к пониманию, которая ещё называется рассудочной, позволяя ему видеть и признавать Божественные истины, очевидные и скрытые. Небесный свет оказывает такое влияние на людей, иногда даже когда они сами не знают об этом.
216. В самой глубине своей Слово по небесному его смыслу подобно мягкому пламени, которое зажигает, а на средней глубине по его духовному смыслу подобно свету, который освещает. Поэтому Слово в своём внешнем по его природному смыслу подобно прозрачному предмету, принимающему и то, и другое, который от пламени становится красным как пурпур, а от света сияет ослепительно белым, как снег. В том или ином смысле оно подобно рубину или бриллианту: от небесного пламени подобно рубину, а от духовного света — бриллианту. Поскольку таково Слово в буквальном смысле, то оно понимается в этом смысле под следующим.
(i) Драгоценные камни, из которых построены основания Нового Иерусалима.
(ii) Урим и туммим на ефоде Аарона.
(iii) Драгоценные камни в саду Эдема, о котором сказано, что в нём был царь Тира.
(iv) Завесы, покрывала и столбы скинии.
(v) Внешнее убранство Иерусалимского храма.
(vi) Слово в своей славе изображено Господом при Его преображении.
(vii) Сила Слова в его внешнем изображалась назореями.
(viii) Сила Слова неописуема.
Теперь нужно осветить каждое из этих утверждений отдельно.
217. (i) Истины буквального смысла понимаются в Апокалипсисе под драгоценными камнями, из которых построены основания Нового Иерусалима (Откр. 21:17-21).
Как упоминалось выше (209), в духовном мире бывают драгоценные камни, как и в природном. Их духовное начало - истины буквального смысла Слова. Это кажется невероятным, но всё же это истина. Вот почему всякий раз, когда в Слове речь идёт о драгоценных камнях, под ними в духовном смысле подразумеваются истины. Из этого следует, что драгоценные камни, из которых, как сказано, были построены основания стен вокруг Нового Иерусалима, означают истины учения новой церкви. Ибо Новый Иерусалим означает новую церковь в отношении учения из Слова. Поэтому стену города и основания стены можно понимать не иначе, как внешнее Слова, которое есть буквальный его смысл, ведь именно из него происходит учение. Этот смысл подобен стене с её основаниями, которая окружает и защищает город.
Читаем в Апокалипсисе о Новом Иерусалиме и его основаниях:
Ангел измерил стену города Иерусалима в сто сорок четыре локтя, такова была мера человека, то есть ангела. Стена имела двенадцать оснований, украшенных всякими драгоценными камнями. Первое основание яшма, второе сапфир, третье халцедон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопраз, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. Откр. 21:15-20.
Причина того, что было двенадцать оснований стены и столько же драгоценных камней, состоит в том, что число двенадцать означает всю истину от добра, а поэтому и всё учение. Однако всё это, как и предыдущее и последующее в этой главе, можно найти с подробным объяснением и с подтверждением параллельными местами из пророческой части Слова в моей книге "Апокалипсис Открытый".
218. (ii) Различные виды добра и истины в буквальном смысле Слова понимаются под уримом и туммимом на ефоде Аарона.
На ефоде Аарона были урим и туммим, которыми изображалось священничество Господа относительно Божественного добра и совершения спасения. Одеяния священничества изображают Божественные истины от Господа. Ефод изображает Божественную истину в её самом внешнем, и потому Слово в его буквальном смысле, ибо это и есть Божественная истина в её самом внешнем. Поэтому и двенадцать драгоценных камней, названные урим и туммим, с именами двенадцати колен Израиля изображают Божественные истины от Божественного добра во всей совокупности. Читаем об этом у Моисея следующее:
Пусть они сделают ефод из золота, из голубой, пурпурной и червлёной шерсти и из кручёного виссона. Затем сделай нагрудник судный искусной работой, такой же работой, как ефод, и вставь в него оправленные камни в четыре ряда: рубин, топаз, изумруд, - это один ряд; второй ряд: хризопраз, сапфир и алмаз; третий ряд: бирюза, агат и аметист; четвертый ряд: аквамарин, сердолик и яшма. Камни эти должны быть по именам Сынов Израиля. На каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен. И будет носить Аарон на нагруднике судном урим и туммим, и да будут они у сердца Аарона, когда будет он входить пред Иеговой. Исход 28:6,15-21,29,30.
Что изображено одеждами Аарона, его ефодом, ризой, хитоном, кидаром и поясом, было объяснено в книге "Тайны небесные" (изданной в Лондоне), в разделе об этой главе. Там было показано, что ефод изображал Божественную истину в её самом внешнем; драгоценные камни на нём - истины, прозрачные от добра; то, что их было двенадцать в четыре ряда, символизировало все истины в целом, от первых до последних; двенадцать колен - всю церковь. Нагрудник изображал Божественную истину от Божественного добра в общем смысле; урим и туммим - блистание Божественной истины от Божественного добра в его внешнем. На языке ангелов урим - это светящий огонь, а туммим - блеск, а на древнееврейском - целостность. Далее, по переливам их цвета давались ответы, сопровождаемые безмолвным постижением или живым голосом, и многое другое. Из этого можно заключить, что эти камни также обозначали истины от добра в самом внешнем смысле Слова. Ибо только через него даются ответы с небес, поскольку в этом смысле - Божественное исходящее в своей полноте.
219. (iii) То же самое понимается под драгоценными камнями в саду Эдема, о котором сказано, что в нём был царь Тира.
Читаем у Иезекииля:
Царь Тира, ты запечатал отмеренное, полный мудрости и совершенный красотой. Ты был в саду Бога, Эдеме. Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями: рубин, топаз и алмаз, хризолит, сардоникс и яшма, сапфир, хризопраз и изумруд, и золото. Иезек. 28:12,13.
Тир в Слове означает церковь в том, что касается познаний добра и истины; царь означает истину церкви, Эдемский сад - мудрость и разумение по Слову. Драгоценные камни означают истины, светящиеся насквозь добром, - те, что содержатся в буквальном смысле Слова. И именно потому, что таково значение этих камней, сказано, что из них одежда его. Что буквальный смысл одевает внутреннее Слова, видно из сказанного выше (213).
220. (iv) Истины и виды добра в их самом внешнем, каковы они в буквальном смысле Слова, изображены завесами, покрывалами и столбами скинии.
Скиния, выстроенная Моисеем в пустыне, изображала небеса и церковь, поэтому устройство её было открыто Иеговой на горе Синай. Отсюда всё, что в этой скинии было: светильник, золотой алтарь для воскурений и стол с хлебами предложения на нём, изображало и означало святое небес и церкви. Святое святых, где находился ковчег завета, изображало и потому означало самое внутреннее небес и церкви. Сам Закон, написанный на двух скрижалях, означал Слово, а херувимы на нём означали защиту святости Слова от осквернения.
Далее, поскольку внешнее извлекает свою сущность из внутреннего, а и то, и другое - из самого внутреннего, которым в этом случае был Закон, то всё в скинии изображало и означало святое Слова. Из этого следует, что самые внешние части Скинии: покрывала, завесы и столбы, которые служили укрытиями, вместилищами и опорами, означали самое внешнее Слова, то есть истины и виды добра буквального смысла Слова. Именно потому, что таково было их значение, все покрывала и завесы были сделаны из кручёного виссона и из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, с херувимами (Исход 26:1,31,36). Что вообще и во всех частностях означала скиния со всем, что в ней было, объяснено в книге "Тайны небесные" в главе, посвящённой книге Исхода. Там было показано, что покрывала и завесы изображали внешнее небес и церкви, и поэтому также внешнее Слова. Хлопок, или виссон, означал истину духовного происхождения, голубая шерсть - истину небесного происхождения, пурпуровая - небесное добро, червлёная - духовное добро, херувимы - защиту внутреннего Слова.
221. (v) То же самое и внешнее убранство Иерусалимского храма.
Причина в том, что храм, как и скиния, изображал небеса и церковь; однако храм изображал небеса, где пребывают духовные ангелы, а скиния - небеса, где пребывают небесные ангелы. Духовные ангелы - это те, которые обладают мудростью от Слова, а небесные ангелы - те, которые обладают любовью от Слова. Сам Господь учит у Иоанна, что Иерусалимский Храм означает в высшем смысле Его Божественное человеческое:
Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме тела Своего. Иоанн 2:19,21.
Где подразумевается Господь, там подразумевается и Слово, ибо Он есть Слово. Итак, поскольку внутренние части Храма изображали внутреннее небес и церкви, и поэтому внутреннее Слова, то его внешнее также изображало и означало внешнее небес и церкви, и поэтому внешнее Слова, то есть буквальный его смысл. Мы читаем о внешнем Храма, что он был построен из целых, обтёсанных камней, а внутри обшит кедровыми досками; на всех его стенах внутри были изображения херувимов, пальм и распускающихся цветов, и пол в храме был выложен золотом (3 Цар. 6:7,29,30). Всё это означает внешнее Слова, то есть всё святое в его буквальном смысле.
222. (vi) Слово в своей славе изображено Господом при Его преображении.
О преображении Господа перед Петром, Иаковом и Иоанном читаем, что лицо Его просияло как солнце, одежды же Его сделались как свет, и явились им Моисей и Илия с Ним беседующие; облако светлое осенило учеников, и из облака слышен был голос, говорящий: "Это Сын мой возлюбленный; Его слушайте" (Матф. 17:1-5).
Мне было дано знать, что Господь изображал тогда Слово. Его лицо, которое просияло как солнце, изображало Божественное добро Его Божественной любви; Его одежды, которые сделались как свет - Божественную истину Его Божественной мудрости. Моисей и Илия изображали историческое и пророческое Слово: Моисей - часть Слова, написанную через него, и в общем смысле всё историческое Слово, Илия - всё пророческое Слово. Светлое облако, которое осенило учеников, изображало Слово в его буквальном смысле; поэтому и был слышен голос, говоривший: "Это Сын мой возлюбленный; Его слушайте". Поскольку все изречения и ответы с небес даются не иначе, как посредством внешнего, подобного тому, что содержится в буквальном смысле Слова, ибо они даются Господом во всей полноте.
223. (vii) Сила Слова в его внешнем изображалась назореями.
Читаем в Книге Судей, что Самсон был назореем от чрева матери и что сила его заключалась в его волосах. Назорей или назорейство собственно и означает волосы. Он сам открыл, что его сила заключена в волосах, говоря:
Бритва не касалась головы моей, ибо я был назореем от чрева матери моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду как прочие люди. Судей 16:17.
Никто не может знать, зачем установлено Назорейство, означающее волосы, и почему Самсон крепок был волосами, если не знает, что означает в Слове голова. Голова означает разумность, которая есть у ангелов и людей от Господа посредством Божественной истины. Отсюда волосы означают разумность от Божественной истины в самом внешнем или последнем. Поскольку таково значение волос, закон для назореев гласил, что они не должны брить волосы на голове, потому что назорейство Богу на голове их (Числа 6:1-21). Был также закон, что верховный священник и его сыновья не должны брить свои головы, чтобы не умереть и не навести гнев на весь дом Израиля (Левит 10:6).
По той причине, что волосы были столь святы из-за их значения по соответствию, Сын Человеческий, то есть Господь относительно Слова, тоже описывается с упоминанием волос, которые были как белое руно, как снег (Откр. 1:14), и то же самое Древний днями (Дан. 7:9). Поскольку волосы означают истину в самом внешнем, то есть в буквальном смысле Слова, то презирающий Слово становится лысым в духовном мире, и наоборот, кто высоко ставил его и почитал святым, предстаёт с красивой причёской. Именно по этому соответствию две медведицы растерзали сорок два ребёнка за то, что они обзывали Елисея лысым (4 Цар. 2:23,24); ибо Елисей изображал собой церковь относительно учения из Слова, а медведицы - силу истины в самом внешнем. Сила Божественной истины, или Слова, - в его буквальном смысле, так как Слово заключено в нём в своей полноте, и в этом смысле пребывают ангелы обоих царств Господа, а также и люди.
224. (viii) Сила Слова неописуема.
Вряд ли кто-нибудь в наше время знает, что истина обладает силой. Обычно полагают, что истина в этом смысле - это просто слова, сказанные кем-то, кто обладает властью, которые поэтому следует выполнять. Таким образом, считается, что истина - это что-то вроде дыхания изо рта или звука в воздухе. Однако на самом деле истина и добро - это начала всего, что есть в обоих мирах, духовном и природном. И вряд ли кто-то знает, что это средства, которыми была создана и теперь сохраняется вселенная и которыми был создан человек, то есть что это всё во всём. У Иоанна открыто говорится, что вселенная была создана посредством Божественной истины:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Словом. Всё через него было сделано, что было сделано; и мир через него был создан. Иоанн 1:1,3,10.
И у Давида:
Словом Иеговы сотворены небеса. Пс. 32:6.
Под Словом в этих местах подразумевается Божественная истина. Раз посредством Божественной истины вселенная была создана, значит и сохраняется, ибо как существование есть постоянное появление, так сохранение есть постоянное создание.
Человек был создан посредством Божественной истины потому, что всё в человеке относится к разуму и воле; разум - это вместилище Божественной истины, а воля - вместилище Божественного добра. Следовательно, человеческий ум, состоящий из этих двух начал - не что иное как Божественная истина и Божественное добро, организованные духовно и природно. Формой его является человеческий мозг, а поскольку весь человек зависит от своего ума, всё в его теле определяется и приводится в действие этими началами, и по ним живёт.
Теперь из сказанного выше можно установить причину, по которой Бог пришёл в мир как Слово и стал человеком. Это было сделано ради искупления. Ибо Бог посредством Своего человеческого, то есть Божественной истины, облёкся всей силой и низверг, покорил и подчинил ады, выросшие до небес, где обитают ангелы. Он сделал это не словом уст Своих, а Божественным Словом, то есть Божественной истиной, а затем разверз великую пропасть между адом и небесами, которую никто из ада не может перейти. Если кто-то пытается это сделать, он при первом же шаге мучается, как змея на раскалённом железном листе или на муравейнике. Ибо дьяволы и сатаны, как только почувствуют запах Божественной истины, тут же устремляются в преисподнюю, бросаются в пещеры и затыкают входы так тщательно, чтобы щёлочки не осталось открытой. Это объясняется тем, что их воля - во зле, а разум - во лжи, то есть в противоположностях Божественному добру и Божественной истине, а поскольку, как было сказано, весь человек состоит из этих двух начал жизни, они испытывают жестокое потрясение целиком, от головы до пят, как только чувствуют себе противоположное.
Из всего этого можно заключить, что сила Божественной истины неописуема. Из того, что в Слове, которое есть в христианской церкви, содержится Божественная истина в трёх её степенях, ясно, что именно это подразумевается у Иоанна (1:3,10). Я могу по собственному опыту привести множество доказательств, подтверждающих, что сила Слова неописуема, но так как они переходят границы веры, или неправдоподобны, я воздержусь от них. Кое о чём уже было рассказано выше (209). На основании сказанного следует помнить: церковь, обладающая Божественными истинами от Господа, сильнее адов. Именно о такой церкви Господь сказал Петру:
На этом камне Я построю церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Матф. 16:18.
Господь сказал это после того, как Пётр признал, что Христос есть Сын Бога живого (Матф. 16:16). Эта истина понимается здесь под камнем, ибо под камнем везде в Слове понимается Господь относительно Божественной истины.