Соотношение Священного Писания и Предания

Билет 1

Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы и богословские мнения. Ереси – причины появления догматов. Назначение догматов.

Православное Догматическое богословие – это наука в систем порядке раскрывающее содержание основных христианский вероучительных истин (догматов), принимаемых всею полнотною православной Церкви.

Под «догматами» понимали:

· В античной философии им обозначались аксиомы (постулаты), не требующие доказательств, лежащие в основе той или иной системы.

· Сенека (I в. По P. X.) Этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек.

· Применяли и по отношению к постановлениям высшей государственной власти.

· В новом завете «δόγμα» назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении перепис.

· В посланиях ап. Павла данный термин употреблен либо для обозначения постановлений закона Моисея, либо для обозначения христианского учения во всей полноте.

· Изменение значения этого термина происходит в IV в.

Свойства догмата

v Теологичность это свойство догмата по содержанию (вероучительность). Вероучительность – учение о Боге и Его домостроительстве.

v Богооткровенность свойство догмата по источнику. Догмат – результат Божественного откровения, а не человеческого разума.

v Церковность свойство догмата по свойству существования. Церковь на Вселенских соборах утверждает за той или иной вероучительной истиной догматический авторитет и значение.

v Общая обязательность. Характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию.

Догмат (от глагола δοκέωдумать) – это теологическое богооткровенная истина формулируемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.

Богословское мнение (теологумен) – суждение по вероучительным вопросам высказанные богословом (группой богословов или церковным органом) не получивший общецерковного признания. Критерии истинности: согласие со Священным Писанием и Преданием.

Ввероучительные истины,признающиеся всей полнотой Православной Церкви, но в строгом смысле слова не являющиеся догматами, поскольку они никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими соборами.

Ересь (αἵρεσις — выбор, предпочтение) – ложное догматическое учение, искажающее фундаментальные основы христианского вероучения.

Догматическая формула — это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина.

Богословские термины – это термины, заимствованные из Священного Писания или искусственно созданы с совершенно точным значением, которые позволяют точно выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.

Догматическая система - способ изложения вероучения, в которой все отдельные истинные положения представляют собой части связанные в единое целое.

Догматы появляются по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от еретических искажений.

3 этапа усвоения догмата:

1. Когда догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата нет.

2. Состояние, когда отношение к вероучительной истине, начинает наполняться жизнью и из области ума переходит в область чувства

3. Высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются.

Билет 2

Развитие догматической науки. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Теория "догматического развития". Православный взгляд на развитие догматической науки.

Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его»

Во Христе мы имеем завершение Откровения, во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос — это не просто тот, кто что-то знает о Боге, а Сам Бог.

«Апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам»

Теория «догматического развития»: Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, но для соборного сознания Церкви эта истина является сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церковного сознания. (кардинал Ньюман)

«Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматических определений сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала» (Флоровский)

Задачи богословский догматической науки:

1. Стратегическая - служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности.

2. Тактическая - это задача чисто историческая, задача свидетельства.

Метод богословской догматической науки: указать основание догматов в Священном Писании и привести принципиальные положения святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам.

Билет 3

Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понимание Священного Предания в православном богословии. Различные виды Предания: Символы и исповедания веры, соборные вероопределения, творения святых отцов и учителей Церкви, литургическая практика Церкви. "Символические книги".

Священное придание – это общая форма сохранения и распространения церковью Божественного откровения.

«Придание это, то, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал» (Св. Викентий Лиринский)

Предание — есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума.

В Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.

«…предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины».

Уровни Свешенного Придания:

1. Передача учения из книг и других исторических памятников

2. Передача опыта духовной жизни, который передается только от человека к человеку

3. Передача Божественного освящения посредством участия в жизни Церкви (таинства)

Соотношение Священного Писания и Предания

· Католический взгляд: Священное Писание и Священное Предание — это два параллельных источника вероучения. Эти источники могут пониматься как равные по достоинству, или же Священное Писание может рассматриваться как некоторое смысловое ядро, а Предание — как некое, пусть и необходимое, но все-таки второстепенное дополнение к Писанию.

· Православный взгляд: «Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, как сказано выше, одна из его форм: форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее и по удобству пользования ею; но изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями» (Силуан Афонский)

Священное Придание в православном богословии понимается в 4 смыслах:

1. Способ преемственной передачи Богооткровенной истины.

2. Источник вероучения.

3. Свидетельство Церкви о врученной ей истине.

4. Это жизнь Святого в Церкви (Священное придание – живое самосознание, память Церкви)

Билет 4

Богопознание. Естественное богопознание (естественное Откровение). Сверхъестественное богопознание. Границы богопознания: Евномианская доктрина. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста.

Виды погопознания:

Естественное.

a. Через рассмотрение себя.

b. Через рассмотрение мира.

c. Через рассмотрение истории мира.

Наши рекомендации