Соотношение Священного Писания и Предания
Билет 1
Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы и богословские мнения. Ереси – причины появления догматов. Назначение догматов.
Православное Догматическое богословие – это наука в систем порядке раскрывающее содержание основных христианский вероучительных истин (догматов), принимаемых всею полнотною православной Церкви.
Под «догматами» понимали:
· В античной философии им обозначались аксиомы (постулаты), не требующие доказательств, лежащие в основе той или иной системы.
· Сенека (I в. По P. X.) Этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек.
· Применяли и по отношению к постановлениям высшей государственной власти.
· В новом завете «δόγμα» назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении перепис.
· В посланиях ап. Павла данный термин употреблен либо для обозначения постановлений закона Моисея, либо для обозначения христианского учения во всей полноте.
· Изменение значения этого термина происходит в IV в.
Свойства догмата
v Теологичность это свойство догмата по содержанию (вероучительность). Вероучительность – учение о Боге и Его домостроительстве.
v Богооткровенность свойство догмата по источнику. Догмат – результат Божественного откровения, а не человеческого разума.
v Церковность свойство догмата по свойству существования. Церковь на Вселенских соборах утверждает за той или иной вероучительной истиной догматический авторитет и значение.
v Общая обязательность. Характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию.
Догмат (от глагола δοκέωдумать) – это теологическое богооткровенная истина формулируемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.
Богословское мнение (теологумен) – суждение по вероучительным вопросам высказанные богословом (группой богословов или церковным органом) не получивший общецерковного признания. Критерии истинности: согласие со Священным Писанием и Преданием.
Ввероучительные истины,признающиеся всей полнотой Православной Церкви, но в строгом смысле слова не являющиеся догматами, поскольку они никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими соборами.
Ересь (αἵρεσις — выбор, предпочтение) – ложное догматическое учение, искажающее фундаментальные основы христианского вероучения.
Догматическая формула — это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина.
Богословские термины – это термины, заимствованные из Священного Писания или искусственно созданы с совершенно точным значением, которые позволяют точно выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.
Догматическая система - способ изложения вероучения, в которой все отдельные истинные положения представляют собой части связанные в единое целое.
Догматы появляются по причине возникновения ересей с целью защиты церковного учения от еретических искажений.
3 этапа усвоения догмата:
1. Когда догмат является предметом простой уверенности или рационального убеждения, но живого и внутреннего отношения к содержанию догмата нет.
2. Состояние, когда отношение к вероучительной истине, начинает наполняться жизнью и из области ума переходит в область чувства
3. Высшее, благодатное состояние, когда догматические истины созерцаются.
Билет 2
Развитие догматической науки. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки. Теория "догматического развития". Православный взгляд на развитие догматической науки.
Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его»
Во Христе мы имеем завершение Откровения, во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос — это не просто тот, кто что-то знает о Боге, а Сам Бог.
«Апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам»
Теория «догматического развития»: Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, но для соборного сознания Церкви эта истина является сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церковного сознания. (кардинал Ньюман)
«Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматических определений сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала» (Флоровский)
Задачи богословский догматической науки:
1. Стратегическая - служить единению человека с Богом, приобщать человека к вечности.
2. Тактическая - это задача чисто историческая, задача свидетельства.
Метод богословской догматической науки: указать основание догматов в Священном Писании и привести принципиальные положения святоотеческой мысли по тем или иным догматическим вопросам.
Билет 3
Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понимание Священного Предания в православном богословии. Различные виды Предания: Символы и исповедания веры, соборные вероопределения, творения святых отцов и учителей Церкви, литургическая практика Церкви. "Символические книги".
Священное придание – это общая форма сохранения и распространения церковью Божественного откровения.
«Придание это, то, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, — то, что ты принял, а не то, что выдумал» (Св. Викентий Лиринский)
Предание — есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не естественном свете человеческого разума.
В Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание — это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.
«…предание есть непрерывная последовательность не только идей, но и опыта. Оно предполагает не только интеллектуальную согласованность, но и живое общение на путях постижения истины».
Уровни Свешенного Придания:
1. Передача учения из книг и других исторических памятников
2. Передача опыта духовной жизни, который передается только от человека к человеку
3. Передача Божественного освящения посредством участия в жизни Церкви (таинства)
Соотношение Священного Писания и Предания
· Католический взгляд: Священное Писание и Священное Предание — это два параллельных источника вероучения. Эти источники могут пониматься как равные по достоинству, или же Священное Писание может рассматриваться как некоторое смысловое ядро, а Предание — как некое, пусть и необходимое, но все-таки второстепенное дополнение к Писанию.
· Православный взгляд: «Священное Писание не глубже и не важнее Священного Предания, как сказано выше, одна из его форм: форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее и по удобству пользования ею; но изъятое из потока Священного Предания, Писание не может быть понято, как должно, никакими научными исследованиями» (Силуан Афонский)
Священное Придание в православном богословии понимается в 4 смыслах:
1. Способ преемственной передачи Богооткровенной истины.
2. Источник вероучения.
3. Свидетельство Церкви о врученной ей истине.
4. Это жизнь Святого в Церкви (Священное придание – живое самосознание, память Церкви)
Билет 4
Богопознание. Естественное богопознание (естественное Откровение). Сверхъестественное богопознание. Границы богопознания: Евномианская доктрина. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста.
Виды погопознания:
Естественное.
a. Через рассмотрение себя.
b. Через рассмотрение мира.
c. Через рассмотрение истории мира.